ГБПОУ«Троицкий педагогический колледж»
Технологическаякарта
урокалитературного чтения в 4 классе
потеме: «А.С. Пушкин «Няня», «Туча», «Унылая пора».
СтуденткиНК-4 группы Фирюлиной Виктории Владимировны
Проверили:
ЗвягинаА.И._______________
РоманенковаО.Д.___________
Датапроведения: 03.10.2022г.
1семестр 2022-2023 уч. год
Тема: А.С.Пушкин «Няня», «Туча», «Унылая пора»
Цель: Созданиеусловий для актуализации знаний о биографии А.С.Пушкина, знакомство состихотворениями «Няня», «Туча», «Унылая пора»
Планируемые результаты:
1. Личностные:
· стремлениек познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебнойдеятельности.
2. Предметные:
· умениепрогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом начтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторномчтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
3. Метапредметные:
§ Коммуникативные:
· участвоватьв диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения,культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации.
§ Регулятивные:
· формулироватьи удерживать учебную задачу; применять установленные правила; планироватьсобственную учебную в соответствии с поставленной целью; контролировать процесси результаты деятельности.
§ Познавательные:
· осознаватьпознавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотноситьеё с имеющимися знаниями, опытом.
Оборудование:учебник, презентация, компьютер, проектор, рабочая тетрадь, раздаточныйматериал (карточки).
№ |
Этап урока, цель этапа, время |
Методы и приёмы обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля |
1 |
Мотивационный этап Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности 2 мин |
|
-Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Послушайте девиз на урок: «Наш язык – язык секретов. Сто вопросов – сто ответов. Отвечай по одному, И научишься всему». -Как вы понимаете эти слова?
|
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Рассуждают и высказывают мнения.
|
Ф |
Фронтальный
|
2 |
Речевая разминка |
· Словесный (беседа); · Наглядный (скороговорки на слайде); · Практический (чтение скороговорки). |
-Сейчас я прочитаю вам скороговорку, а вы внимательно меня послушайте: «Испугался грома Рома. -А теперь, давайте попробуем прочитать скороговорку все вместе хором. -Прочитаем скороговорку по рядам. -Сначала первый ряд – прочитает медленно.
-Затем второй ряд – прочитает быстрее. -И третий ряд – очень быстро.
-А теперь, ребята, давайте прочитаем с разной интонацией, девочки прочитают весело, а мальчики грустно. -Ребята, а кто хочет прочитать скороговорку сам, медленно? -А теперь быстро? -Кто хочет прочитать грустно? -А теперь весело? -Молодцы, ребята, спасибо за внимание! |
Читают скороговорку хором.
Читает первый ряд (медленно).
Читает второй ряд (быстрее). Читает третий ряд (очень быстро). Читают сначала девочки, потом мальчики.
Учащиеся читают самостоятельно. |
Фронтальная |
|
3 |
Актуализация знаний |
· |
-Что вы читали на прошлом уроке? -Понравилась ли вам сказка? |
-сказку Конек-горбунок. Высказывают мнение. |
|
|
4 |
Самоопределение к деятельности
Подготовительная работа |
· Словесный (беседа);
|
-Ребята, скажите, вы знаете кто изображен на слайде? -А что вы о нем знаете? -А.С. Пушкин родился в Москве в дворянской семье У него была большая семья: мама, папа, бабушка, дядя, старшая сестра и младший брат. В детстве будущий поэт проводил много времени у своей бабушки в подмосковном селе Захарово. Еще у Саши была няня — Арина Родионовна. Пушкин очень любил ее, и позднее посвятил ей несколько стихотворений. Когда Пушкину исполнилось 12 лет он уехал учиться в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он увлекся литературой, написал первые стихи и познакомился с известными поэтами. Там у него появились настоящие друзья. После окончания лицея поэт остался жить в Санкт-Петербурге, и поступил на государственную службу. Через 3 года Пушкина отправили в ссылку: сначала на юг, а потом в село Михайловское. Через несколько лет он встретил прекрасную Наталью Гончарову. Они поженились, и у них родилось четверо детей. Пушкин много путешествовал по России. Он был в Крыму, на Кавказе и на Урале. Осень была любимым временем года поэта. В это время к нему приходило вдохновение, и он писал прекрасные стихи. -Как вы думаете какая тема урока? —Тема: А.С. Пушкин «Няня», «Туча», «Унылая пора» -Рассмотрим план урока: 1. Познакомиться со стихотворениями «Няня», «Туча», «Унылая пора»; 2. Проанализировать стихотворения. |
-А.С. Пушкин
-рассказывают
Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1139
-А.С. Пушкин и его стихотворения.
|
|
|
5 |
Первичное восприятие текста Проверка первичного восприятия |
· |
-Давайте познакомимся с творчеством А.С. Пушкина и послушаем стихотворение «Няне» (Чтение стихотворения) -Как Пушкин относится к своей няне? Какие слова нам помогают понять ее чувства к поэту?
-Что означает слово «дряхлая»?
— Что означает слово «голубка»?
— Что означает слово «горюешь»?
— Что означает фраза «Будто на часах»? — Что означает фраза «наморщенных руках»?
— Что означает фраза «Черный путь»? — Что означает слово «Предчувствия» -Что означает слово «Теснят» — С какой интонацией мы должны прочитать стихотворение? -прочитайте стихотворения про себя, а затем несколько учеников вслух с выражением.
-Послушайте еще одно стихотворение А.С.Пушкина «Туча» (Чтение стихотворения) — Что означает фраза «Рассеянной бури»? — Что означает слово «Лазурь»? — Что означает фраза «Алчная земля» — Что означает фраза «Пора миновала»? -Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? Какие слова он для этого выбирает? -Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с тучей? Почему? -Кто сможет нам выразительно его прочитать? -Какое настроение вызывает у вас прочитанное стихотворение?
-Ребята, скажите какое время года у вас любимое? -У Пушкина любимым временем года была осень и в своем стихотворении «Унылая пора» он написал так: (чтение стихотворения) -что любит поэт в осени? -какое настроение вызывает стихотворение? -какие краски выбрал поэт для описания осени? -какой вы представляете себе осень, слушая стихотворение Пушкина? |
-он ее жалеет «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» «Давно, давно ты ждешь меня» -Старенькая, пожилая
— Ласковое обращение к женщине
— печалишься, грустиль
-постоянно
— у пожилых кожа может быть морщинистая
— земляная тропинка, дорога — чувство, что что-то случится — стягивают, сжимают
-буря, которая закончилась -небо -грубая, жадная
— пора прошла
— « Земля освежилась и буря промчалась» -да, поэт обращается к туче (Читают первое четверостишье) — веселое, радостное
Высказывают мнения.
|
|
|
6 |
Синтез |
· |
-А теперь давайте поработаем в парах. Я вам включу музыкальную композицию, вы выберете один стих, который понравился вам больше всего и потренируетесь в парах выразительному чтению. Читайте друг другу правильно, с интонацией, выделяя голосом те слова, которые в большей степени передают нам состояние или настроение автора. -Какая пара готова нам продемонстрировать, что у них получилось?
|
Учащиеся читают стих. Сначала один, потом другой. |
парная |
|
7 |
Подведение итогов и рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия 2 мин |
· Словесные: итоговая беседа, рефлексия учебной деятельности |
-Быстро пролетел урок, Подведем скорей итог! -Над какой темой работали? -какое стихотворение понравилось больше всего? -Достигли цель урока? -Запишем домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений, нарисовать рисунок к любому стихотворению. |
. |
Фронтальная |
|