План-конспектурока литературы в 7 классе
Тема урока: Поэтическая автобиография русскогонарода в преданиях.
Цели:
знакомство с понятием «предание»,использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей;
знакомство с героями преданий –государственными деятелями, развитие навыков аналитической беседы, воспитаниеинтереса к устному народному творчеству.
Тип урока: урок освоениянового знания
Оборудование: учебник политературе 7 класс.
УУД:
Познавательные:осваивать взаимосвязьхарактеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, еготруд, позиция и отношение к героям.
Регулятивные: принимать учебную задачу. Осуществлять решениеучебной задачи под руководством учителя.
Коммуникативные:Учебное сотрудничество сучителем и сверстниками.
Личностные: Формированиемотивации учения
Ход урока
1.Организационныймомент.
2.Формулировка темы и целей урока
Знать историю икультуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства,ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет ибудущего».
· Чему будет посвящёнсегодняшний урок?
· Тема нашего урока –предания.
· Как вы думаете, в какомразделе находится данная тема?
· Как по-другому называетсяУНТ?
· Кто автор фольклора?
· Назовите жанры фольклора.
· Сформулируйте целисегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?
· Узнать, что такоепредание.
· Познакомиться сособенностями данного жанра фольклора.
· Познакомиться спроизведениями, написанными в этом жанре.
· Познакомиться сосвоеобразием языка преданий.
3. Восприятие иусвоение учебного материала. Работа по теме урока.
Предания –поэтическая автобиография народа
1. Предание как жанр фольклорной прозы
· Попробуйте сами датьопределение этому слову. Что такое предание?
Предание — это то, что нам передали из уст вуста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное дляпотомков (поэтому и значение приставки пре— равно значениюприставки пере-).
Ученые считают,что предание — это созданный устно рассказ, имеющийустановку на достоверность, основное содержание которого составляет описаниереальных или вполне возможных фактов. Предание даёт объяснение или пояснениепричин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Т.о., предание -широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой направдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта.
· О чём или о ком народ могскладывать предания?
Предания говорят одостоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержатобъяснение какого-то явления, названия, обычая.
К преданиям можноотнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописяхрусского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «СмертьОлега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:
· о завоевании Сибириказачьим атаманом Ермаком;
· об основании Петром ПервымСанкт-Петербурга;
· о переходе Суворова черезАльпы;
· о походе Наполеона вРоссию 1812г. и другие.
2. Предание «Воцарение Ивана Грозного».
· О ком/чём этопредание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванногоГрозным.)
· Соответствует ли историческойдействительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?
3. Предание «Сороки-ведьмы».
· Каким предстает перед намиИван IV?
· С какой целью он решилуничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского изадумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
· Что хотел объяснить намавтор предания?
4. Всё ли является правдой в преданиях?
В преданиях далеконе всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так,рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, аисполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можнобыло найти кости огромной величины.
· Почему мы не можем назватьпредания сказкой? Сказом? Легендой?
· Почему же в преданияхпоявляется вымысел?
5. Предание «Петр и плотник»
· На что в первую очередьобращает внимание сказитель?
Безусловно, насправедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь,ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Передмастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством исовершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение.Вознаградил и царь плотника.
· Есть ли в этом преданиивымысел?
Царь—плотник — памятник ПетруI, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. СкульпторЛ. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I,установленного в 1911 году в Нидерландах
Памятник Петру I —бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровскомсквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860года. До его появления были только такие известные памятники, как Медныйвсадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. Напьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору ПетруВеликому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (назадней стороне).
4.Работа поучебнику
— Расскажите, чтонового вы узнали о преданиях из статьи учебника.
5.Рефлексия
· Какие цели мы поставили вначале урока?
· Все ли их выполнили? Чтонам помогло в этом?
· Какое новое знание выоткрыли?
6.Домашнеезадание
