X-PDF

Конспект урока литературы в 7 классе Разговор с великим. М.В.Ломоносов.

Поделиться статьей

Урок литературы в7 классе

Разговор свеликим.

 

Цель: познакомитьучащихся с отдельными событиями жизни М.В. Ломоносова, его гражданскойпозицией, ролью в русской литературе; дать  понятие  об  оде  как  жанре лирической поэзии; совершенствовать умения систематизировать материалразличными способами, сотрудничать, оценивать собственную деятельность;формировать гражданскую позицию.

Предполагаемыерезультаты:

Предметные: объясняют вклад М. Ломоносова в русскую литературу, умеютвыразительно прочесть стихотворения М. Ломоносова, понимают их смысл, знают чтотакое ода и ее характерные признаки.

Метапредметные: 

личностные: учатся оценивать собственную учебную деятельность, использоватьправила коллективного сотрудничества; выражают гражданскую позицию;

познавательные: анализируют материал учебника, преобразовывают информацию, делают на основе полученных знаний собственные выводы;

коммуникативные: строят конструктивные взаимоотношения со сверстниками;совершенствуют навыки работы в группе.

Тип урока: урок открытияновых знаний

Формы работыучащихся:групповая,  парная, индивидуальная

Оборудование:  презентация,проектор, карточки, аудиозапись

 

Ходурока

Темасегодняшнего урока разговор с великим. Давайте выделим ключевое слово -великий, величие. И напишем ассоциации к этому слову. Ассоциации — это то, чтоприхъодит на ум, когда вы слышите это слово. Например, дом- для кого-то этососеди, а для кого то Отечество, чужбина. Величие — 3 слово. Поделитесьвпечатлениями в парах, запишите слово, если понравилось. А теперь подчеркнитеслово, которое кажется наиболее значимым, и это слово скажите мне. (известный,громоздкий, превосходство, успех..). А теперь нравственное величие(достоинство, благородство, честь). Поделитесь друг с другом.

 

Оком сегодня пойдет на уроке речь?. Великий историк, химик, неутомимыйэкспериментатор, поэт и его наследие)

 

Эпиграф

 

Пётр Великий русской литературы.
В.Г.Белинский

великий сподвижник великого Петра.
А.С.Пушкин

 

Ломоносов.Человек, который проявил себя в самых разных областях науки (слайд. Разговор овеликом. М. Ломоносов. Портрет).

 

Давайтепопробуем силой фантазии перенестись в то время, когда жил Ломоносов в 18 век.И если бы мы с ним встретились, какие вопросы вы бы ему задали? (чеминтересуется, что для вас образование, какая цель в жизни, как успеть везде,как видит будущее, чего сложнее всего добиться)

Унас остались вопросы и об этом и другом мы поговорим и сделаем открытия. Носначала следует обобщить его биографию.

Трисимвола (слайд университет, Ломоносов с обозом и ?)

Глядяна которые сразу узнаешь, что речь идет о Ломоносове. Это МГУ., картинаКислякова Юноша Ломоносов на пути в Москву. А вы придумайте 3 символ.

 

БиографияЛомоносова. Читаем и задаем вопрос.

РодилсяМихаил Ломоносов 8 ноября 1711 года в селе, сейчас село Ломоносово.

 

В19 лет решает убежать в Москву.

Дальшечитаете материал самостоятельно и определите эти понятия.

Слайд

Славяно-греко-латинскаяакадемия

Петербург

Германия

Московскийгосударственный университет

 

Извсего наследия Ломоносова, выделите самое значимое, на ваш взгляд. Все важно.

3символ (варианты ответов)

 

Этовопрос с подвохом, тк любое ваше высказывание верное. Широта и масштаб личностиЛомоносова огромен. Что мы сейчас бы ни назвали, окажется главным и значимым.Но если мы все-таки на уроке литературы, я решу показать его российскуюграмматику. И каковы открытия Ломоносова в области филологии

СлайдОсновные литературные труды

Мытак привыкли говорить о частях речи. Обратите внимание, как их сформулировалМ.В.: имена для названия вещей — это что? Сущ, междуметие, строчные знаки суть- это знаки прпенания: удивительный! Две точки : () вместительный.

Чутьеязыка Ломоносова удивительно. Новые слова: в геометрии угол прямой (прям),перпендикулы (маятник), микроскоп. Он обладал прекрасным фонетическим чутьем:горизонт (оризонт), квадрат (квадраткм), вартипаз (ваторпаз)

Теория3 штилей определила развитие языка литературы на долгое время вперед. Прочитатьо теории 1 минуту. . Сформулируйте 1 вопрос по содержанию. Вопросы могут бытьфактологический: ответ можно найти здесь, и концептуальные (ответа здесь нет).

Попрошувсех встать, немножко разомнемся. Я хлопаю в ладоши 1 раз, вы ходите., 2 раза -собираетесь в пары, и задаете друг другу вопросы.

Какойвопрос, который вы услышали, заставил узнать о Ломоносове что-то новое (чтосподвигло создать теорию 3 штилей; были ли еще такие люди реформаторы)

Когдамы говорим о поэте или писателе, невозможно обойтись без его стихов

Стихотворениена листочке, прослушать, Подчеркните ключевые слова. Великим ученым былЛомоносов: астрономом, химиком, но как поэтично он пишет! Стихи Ломоносовазаставляют о многом задуматься. МВ — представитель эпохи классицизма, когдаглавным направлением в творчестве было превосходство разума над чувством. А ещегражданская направленность — служение Отечеству.

 

В этих строках поэт также обращает вниманиечитателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зоветот стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природнымиресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитатьнауку, но и посеять свои плоды. 

 

Читая эти строки, нельзя не согласиться савтором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам посебе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способенразвиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческуюдушу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, онаявляется связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но инароды. Знание есть основополагающий принцип всего.

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем простолитературное произведение – это послание. Послание не только императрице исовременникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали егозаветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

Теманауки. Развитие наук поможет освоить богатства Севера,сибирской тайги и Дальнего востока.

«О,вы, которых ожидает .. Науки пользуют везде».

Почему этот день так важен для поэта?

Какой предстала Россия? (Россия – сокровище,широкое поле для деятельности просвещенного человека.)

Какие цели ставит автор перед правлениемЕлизаветы? (Быть щедрой во благо Отчизны.)

Какими чувствами проникнута ода?

Что воспевает автор?(“Процветание” России, еёбогатства зависят от характера государственного правления.)

Языкоды. Найти и выписать примеры из оды.

Славянизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения,гиперболы и др.

Эпитеты:божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство,завистливый рок…

Метонимия: ( называется часть вместо целого) провожал в небесную дверь (дверь-часть рая)сие злату очистит жилу ( природные богатства)

Метафора: подать…ума плоды

Олицетворения:Россия ожидает видеть.

Гипербола:чрез горы, реки и моря.

Перифраза: ( замена определяющей чертой) бессмертия достойный муж ( Пётр 1)

Всевышний( Бог)

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

-Какиехудожественные средства использует автор для создания торжественного высокогослога оды?

усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главувенчанну”);

славянизмы (“хощет”, “тщание”);

инверсия (“где мерзлыми Борей крылами”);

особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой(пространства – поддaнство, Индuя – Россия);

сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);

эпитеты (в полях кровавых,пламенные звуки).

Задание.Составить словарь.

Словарь.

Невтонов —Ньютонов,

раченье(раденье) — старание, усердие;

отнедр — из глубин.

К кому обращается автор в первых строках отрывка

(Кмолодымсоотечественникам).

К чему он их призывает?

(Ктому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращи­вать своих ученых, ане нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра.)

— Найдитеслова, принадлежащие к «высокому штилю».

(Отечество,благословенны, ободренны, отраду)

IV.Выводы по уроку. Обобщение, подведение итогов, оценка работы учащихся.

-Кчему Ломоносов призывает молодых соотечественников ? (К тому, чтобы онидоказали, что Россия способна сама выращивать своих учёных, а не нанимать их наЗападе, как это имело место после смерти Петра).

V.Домашнее задание.

Выучитьотрывок наизусть.

Выразитесвои мысли:

Овеличии этого гениального человека

Новыевопросы появились? Тема бесконечна.

 

«Ломоносов был великий человек. Он создал первыйуниверситет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С.Пушкин

 

Теория «трёх штилей»:

Одновременнос грамматикой Ломоносов разрабатывает и теорию «трех штилей», которая явилась опорным моментом всех его начинанийв области преобразованиярусского литературного языка.

Длякаждого стиля Ломоносов предложил свой ряд «речений».

Так,в произведениях,написанных высоким «штилем» (героические поэмы, оды, ораторские речи), можнобыло использовать, помимо русских слов, и церковнославянизмы, но только такие, которые понятны всемграмотным людям.

Всреднем «штиле» (трагедии, сатиры, научные произведения) следовало использоватьглавным образом русские слова и лишь иногда употреблять церковнославянизмы, но так, чтобы «слог не казалсянадутым».

Низкий«штиль» (комедии, эпиграммы, песни, дружеские послания) определялся подборомслов чисто русского происхождения.

 

«высокий»

«средний»

«низкий»

церковно-славянские слова и русские

русские слова с примесью церковно-славянских

русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских

героические поэмы, оды, трагедии

драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

комедии, эпиграммы, песни, басни

 

 

Такимобразом, Ломоносов взял курс на ограничение церковнославянизмов, на сближение литературного языка сразговорнойречью.

ПреобразованиеЛомоносова способствовали очищению родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью.

 

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Михаил Ломоносов родился в ноябре 1711г. вдеревне Мишанинская, ныне село Ломоносово,Архангельской губернии. Отец Ломоносова -Василий Дорофеевич — был крестьянином-рыбаком.Десятилетним мальчиком Ломоносов уходит с отцомв долгие плавания по Белому морю нанебольшом парусном судне. Эти плавания оказали влияние на представления юногоЛомоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте Ломоносов обучился поздно – кдвенадцати годам. Учился он сначалау соседского крестьянина, а потом у местного дьячка Сабельникова. У соседанашлась славянская грамматика Смотрицкого и арифметика Магницкого. Он читал ихс таким усердием, что выучил их наизусть. Сохранились любопытные сведения отом, что Ломоносов очень скоро превзошел в искусстве чтения не толькосверстников, но и своего наставника дьячка.

Зимой 1730 года девятнадцатилетнийЛомоносов отправляется в

Москву, с тремя рублями, занятыми усоседа, и связкою «любезных» своих книг – грамматики и арифметики, составлявшихтогда всю его библиотеку.

Рыбный обоз, к которому пристал Ломоносов,прибыл в Москву в

начале января. Стояли морозы. Ломоносовунегде было даже переночевать. Большая Москва не ждала пришельца с Севера, и первуюночь ему пришлось провести под открытым небом в санях-розвальнях.

Вскоре Ломоносов поступает вСлавяно-греко-латинскую академию.

Не довольствуясь поурочными заданиями,Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих иримских авторов. В особенности значительными были его познания в областиистории, поэтики, риторики.

Разносторонне образованный юноша снеобычайной тягой к знаниям

не мог не обратить на себя вниманиепреподавателей академии. Поэтому, когда из сената пришло распоряжение послать вПетербургскую Академию наук двенадцать самых лучших, «в науках достойныхучеников», то в числе отобранных оказался и Ломоносов.

В сентябре 1736 года Ломоносова каклучшего студента Академии

вместе с двумя студентами направляют вМарбург (Германия) для изучения химии и горнорудного дела.

Ломоносов мечтал о процветании родины исвоими научными трудами как только мог способствовал этому.

Выдающийся ученый, человек гениальногоума, он страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира, былнеутомимым

экспериментатором.

Достаточно сказать, что при изготовлениицветных стекол для

мозаичных работ он провел 2184 опыта встеклянной печи. Им было создано несколько мозаичных портретов, а такжеуникальная по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картина«Полтавская баталия».

Мастерствоее отделки остается непревзойденным.

Столь же настойчив был и в другихизысканиях. В работе он забывал о еде, отдыхе и, можно сказать, не щадил жизнисвоей ради науки.

Исключительно велики заслуги Ломоносова вделе развития

отечественного просвещения. 26 апреля 1755года был открыт Московский университет, сразу же став признанным флагманомрусской науки.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет