Конспект урока политературному чтению
натему: Маша Вайсман «Лучший друг медуз»
УМК «Школа России»,3 класс
Тема: МашаВайсман «Лучший другмедуз»
Перспективнаяцель: формирование ценностного отношения к совместнойучебной деятельности по осознанию мотивов поведения героя и пониманиюнравственного содержания произведения.
Актуальная цель: формирование умений инавыков осознанного и выразительного чтения через работу с произведением «Лучший другмедуз».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научится рассказыватьо любимом литературном герое; выявлять авторское отношение к герою;характеризовать персонажей произведений; сравнивать характеры героев разныхпроизведений; получит возможность научиться читать вслухстихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественныхособенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработаннымикритериями выразительного чтения.
Метапредметные:
Регулятивные – принимать и сохранятьучебную задачу;
познавательные – учиться основам смыслового чтения художественных текстов,выделять существенную информацию из текстов разных видов; проводить сравнение.
Познавательные: умение ориентироваться в собственной системезнаний.
Коммуникативные – учитывать разные мнения и стремитьсяк координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные: внимательно относиться к красоте окружающего мира,произведениям искусства; проявлять эстетическое чувство на основе знакомства сразными видами искусства
Тип урока: открытия нового знания
Вид урока:комбинированный
Принципы: деятельности, вариативности,целостного представления о мире, психологической комфортности.
Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый, словесный (беседа, объяснение),наглядный (демонстрация, показ), практический (выполнение упражнений вучебнике).
Литература: учебниклитературного чтения, 3 класс УМК: «Школа России»: Л. Ф. Климанова, В. Г.Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Голованова, М. В. Бойкина.
Конструкт урока
Этапы урока Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1.Организационно — мотивационный Задача: подготовка учащихся к работе на уроке |
Создание положительной мотивации на урок
— Здравствуйте, ребята, настроимся на урок.
— Проверьте свою готовность, на парте у вас должен лежать учебник и тетрадь .
— Сегодня в гостях у нас солнышко! Ребята, оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу:
— Я хочу много знать! — Я желаю вам успехов! |
Доброжелательный настрой на урок
— Настраиваются на урок.
— Проверяют готовность.
— Хором проговаривают слова
|
Коммуникативные: вступают во взаимодействие с учителем;
Регулятивные: переключаются с одного вида деятельности на другой;
Личностные: положительный настрой на урок. |
2. Целеполагание. Планирование деятельности. Задача: определение направления работы с текстом на уроке |
Определяется целенаправленность работы с художественным произведением
-Вы слышите шум ?
— Как вы думаете с какими морскими жителями мы познакомимся? —Вы узнаете кто же является лучшим другом медуз. -А расскажет нам об этом автор рассказа детской писательницы Марии Евгеньевны Вайсман «Лучший друг медуз». -Откройте учебники на стр.148
|
В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением -Да -Это звуки моря -Да
-Рассказывают о своих ощущениях
— Медузы… — С медузами
-Нет
— Открывают учебники |
Предметные: знать о морских животных Познавательные: осуществляют поиск нужной информации, используя материал учебника.
Коммуникативные: умение вступать в диалог
Личностные: взаимодействовать с учителем и одноклассниками |
4. Подготовка к восприятию (актуализация знаний). Первичное восприятие Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста |
Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие
— Ребята, исходя из названия данного рассказа, как вы думаете кто будет её главным героем? -Что вы знаете о медузах?
— Как вы думаете, о чем будет говориться в этом произведении? А правы мы были в своих предположениях или нет, мы узнаем после прочтения рассказа.
— Ребята, теперь я предлагаю вам перейти к рассказу (попрошу прочитать первую часть рассказа) -Прослушайте внимательно 1 часть текста -Подумайте, что описывает автор в начале произведения?
|
Воспринимают произведение
— Медуза и ее лучшие друзья…
—Медуза — беспозвоночное морское животное в виде зонта, с прозрачным студенистым телом, по краям снабженным щупальцами.
— О морских обитателях, медузах…
— У моря бывает разное настроение. Мы с Верой научились узнавать его по цвету. Это очень просто. Если море нежных оттенков — голубого, розового и зелёного, значит, оно сонное и играть с нами сегодня не будет. Если краски более яркие, значит, настроение у моря хорошее, игривое, скоро появятся волны и — верхом на них — барашки. А вот когда море действительно становится чёрным, значит, море рассердилось, штормит и купаться нельзя.
|
Познавательные: учиться определять тему и главную мысль текста; умение самостоятельно читать текст, используя разные виды чтения, понимать смысл прочитанного, понимать особенности произведения.
Предметные: выразительно чтение текста
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; по названию тем формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять ее на протяжении всего урок; планировать деятельность
Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение ; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий |
5. Выявление первичного восприятия Задача: создание условий для понимания уровня первичного восприятия текста |
Организация работы по выявлению первичного восприятия
—О чём говорится в начале текста?
-Кто рассказал нам эту историю?
-Кто из вас догадался, как его зовут?
-Кто главный герой рассказа?
-О чем он нам рассказал?
— Назовите их имена?
-Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными?
-Что вы о них узнали?
|
Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения — Каким бывает море -Герой-рассказчик
-Филя -брат и сестра — О том, что он вместе с сестрой отдыхал на море. -Вера и Филя -Да -Филя боится медуз, а Вера наоборот — Дружны — Нет, он боится медуз, неприязнь
|
Предметные: умение находить в тексте ответы на вопросы; анализ прочитанного текста
Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
|
8.Чтение и анализ текста Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся |
Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания Направляет работу над произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся
— Почему Филя не купался? (найдите подтверждение в тексте)
— Как Филя называл медуз? (Найдите подтверждение в тексте.)
— Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили, и он смог бы купаться?
-А почему же он сам себе противен?
-Удалось ли вам узнать из этой части, кто лучший друг медуз?
—Продолжим знакомство с произведением Откройте страницу 149 (прошу читать вторую часть рассказа по абзацам)
Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167
-Назовите героев этой части.
-Почему автор-рассказчик использовал в речи мальчика слова «что ты орешь», «сдохли», «гадкие»?
— Что означает слово «склизкие»?
— Как эти слова характеризуют мальчика?
-Что заставило Филю изменить свое отношение к медузам
-Когда же он почувствовал, что начал любить их?
-Найдите в тексте подтверждение, что Филя действительно начинает любить медуз.
-Как бы вы поступили на месте Фили?
— С кем из мальчиков вы стали бы дружить?
-Кому из вас приходилось сталкиваться в море с медузами?
-Как вы реагировали на это?
-Может ли теперь Филя считать себя «другом всех зверей»?
-Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ним? |
Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания
— Но самой главной причиной моего некупания были медузы. Нет, они, конечно, мне нравились, эти прозрачные загадочные медузы, но только издалека. Встречаться с ними в воде мне совсем не хотелось.
— Нет -Филе и самому неприятно, что он так относится к медузам, но перебороть свою неприязнь он не может. — Нет
— Как-то раз я сидел на берегу, читал книгу о морских животных и мечтал встретиться с ними в море. Рядом копошился в воде какой-то мальчишка и громко орал. Я сначала никак не мог понять, чем он занят. Оказалось, он вылавливает медуз, подносит их ко рту и громко кричит. Я не выдержал и спросил:
-Филя и мальчик — Потому что мальчик ненавидел медуз и был злым
— Скользкие -Злой, грубый, не любит животных и издевается над ними.
-Когда Филя увидел, как незнакомый мальчик мучает медуз, ему их стало жалко, он почувствовал, что медузы такие же живые существа, как и другие животные, они тоже могут испытывать боль, поэтому он стал их защищать. — Когда он пожалел медуз.
— Они гладкие, им так легче плавать, — сказал я и почувствовал, что начинаю любить медуз.
-С Филей. — Рассказывают, кому приходилось сталкиваться с медузами.
— Да, он будет стараться защитить любое живое существо и сам никогда не причинит ему вред.
-Его доброта и жалость к медузам
|
Предметные: умение принимать участие в коллективных беседах по прочитанному произведению, умение отвечать на вопросы по содержанию рассказа; умение находить в тексте ответы на вопросы.
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: развитие внимания.
Коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками. |
9. Обобщение. Итог урока Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме, по уроку |
Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся
— С каким произведением мы сегодня познакомились?
— Кто автор данного рассказа?
-Кто же является лучшим другом медуз
-Какова главная мысль произведения?
— Итак, ребята, подведём итоги нашего сегодняшнего урока:
— Что вам больше всего понравилось?
|
Синтез. Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия.
— «Лучший друг медуз»
— Мария Евгеньевна Вайсман
—Филя, который сначала относился к медузам с отвращением, но сочувствие, сопереживание помогли побороть страх, и он «подружился с медузами».
— Любовь и понимание окружающего мира сильнее страха и неприязни.
— Понравилось то, что Филя сначала не любил медуз, а потом стал для них «лучшим другом»… |
Предметные: сделать выводы о прочтении произведения
Коммуникативные: взаимодействие с учителем
Регулятивные: умение сохранять учебную задачу на протяжении урока
Познавательные: развитие памяти |
10. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания |
Проведение инструктажа
— Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Выберите для себя любой вариант 1.Учебник .Стр.148-151прочитать первую часть текста и пересказать 2. Найти пословицы о море и записать в тетрадь
— Спасибо за урок! |
Осмысление домашнего задания
— Записывают домашнее задание в дневники. |
Регулятивные: умение записывать домашнее задание.
|