X-PDF

Конспект урока математики на тему Решение текстовых задач в три действия (3 класс)

Поделиться статьей

Филиал государственногообразовательного учреждения высшего образования московской областиГосударственный социально-гуманитарный университет в г. Зарайске -Зарайский педагогический колледж

                                                                                                             

 

Конспект урока математики

ТЕМА: «Решение текстовых задач в три действия»

 

Место проведения: МБОУ Гимназия №2 в городского округа Зарайска

Класс:3 «В»

Практиканты:студенты 3 курса группы 1«Б»

Дощенко ЕлизаветаИвановна

Учитель: СамсоноваН.И.

Подпись:____________________________

Методист: ХаляваН.Д.

Подпись:____________________________

 

 

Зарайск 2023 г.

Датапроведения: 26.01.2023

Урокматематики на тему: «Решение текстовых задач в три действия»

 

Цель: созданиеусловий для ознакомления обучающихся с решением текстовых задач в три действия.

Задачи:

образовательные:

1.     Познакомить с текстовыми задачами, решаемыми в три действия.

2.     Формировать умения решать текстовые задачи в три действия.

3.     Продолжить формировать вычислительные навыкию.

развивающие:

1.     Способствовать развитию мышления посредством рассуждения;

воспитательные:

     1.  Воспитывать уважительное отношение друг к другу в групповой работе.

Оборудование:презентация, раздаточный материал, смарт-доска.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационно-мотивационный этап

Приветствие учащихся. Напоминание о соблюдении порядка на рабочем месте.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня урок математики проведу у вас я, Елизавета Ивановна. Сядьте прямо, приведите в порядок рабочее место, улыбнитесь друг другу – зададим позитивный тон нашему уроку!

Организация мотивационной беседы с целью раскрытия смысла пословицы. Обобщение ответов учащихся.

— Посмотрите на слайд. Прочитайте поговорку. (на слайде «Ученье свет, неученье – тьма)

— О чем она нам говорит?

 

— Что собой представляет свет и тьма?

 

— Хорошо! Давайте и мы начнём наш урок и будем получать новые знания!

 

 

 

Участвуют в беседе, рассуждая о смысле пословицы.

 

— Ученье свет, неученье – тьма.

— В этой пословице ученье, знания сравниваются со светом, а неученье, безграмотность — с тьмой.

— Это возможности, которые перед нами открывают знания, а тьма наоборот.

2.Актуализация знаний

— Устный счет;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Логические задачи;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация выполнение заданий для актуализации знаний учащихся по математике.

— Ребята, смотрите, на нашей доске находятся геометрические фигуры. Как они называются? (на доске развешаны прямоугольники с примерами и треугольники с ответами на них в разбросанном порядке)

— Верно! Из них мы может сделать домики, согласны?

— Так давайте их сделаем, но обратим внимание, что на каждом прямоугольнике находиться пример, а на крыше – ответ. Нужно правильно сопоставить пример с ответом, то есть домик с крышей, читая пример вслух. (прямоугольники: 2*50; 30:3;6*10; 6*6; 21:3; 3*9; 40:5; 59+41; 32-12; 17+10; треугольники: 100, 27, 8, 20, 10, 60, 7, 36)

Примеры имеющие одинаковые ответы ставиться под ту же крышу, как второй этаж.

 

 

 

 

 

 

 

— Посмотрите, у нас получился целый город. Прекрасно! Теперь давайте, решим следующую задачу (появляется на слайде «У трёх подружек – Вики, Ани и Лены – очень красивые куртки – синяя и красная с капюшонами и синяя без капюшона. У кого какая куртка, если Аня и Лена ходят с капюшонами, а у Ани и Вики куртки синего цвета?»). Прочитайте, пожалуйста про себя (просим одного человека прочитать вслух).

— Ребята, как вы думаете, какая куртка у Ани

 

— Хорошо, а какая у Лены?

— И какая же куртка у Вики?

— Объясните почему вы так решили?

— Ребята, все ли согласны с ответом вашего одноклассника?

— Действительно, у Лены красная куртка с капюшоном, у Вики синяя без капюшона, а у Ани синяя с капюшоном куртка. Теперь решим следующую задачу («Имеются двое песочных часов на 3 минуты и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать с помощью данных часов?»). Прочитайте про себя (просим одного ученика прочитать вслух).

 

— Как рассчитать верно время? Объясните свой ответ.

 

 

 

 

 

— Все согласны? Совершенно верно. Следует поставить часы для работы одновременно. Когда песок в 3-минутных часах истечёт, положить яйцо в кипящую воду. Оставшееся время работы 7-минутных часов ровно 4 минуты. Давайте решим еще одну задачу («Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать. Чтобы оказаться на середине лестницы? (на доске чертеж лестницы)»). Взгляните на слайд. Прочитайте условие про себя (просим одного ученика вслух).

— На какую же нам встать ступеньку?

— Посмотрите на доску, давайте посчитаем по рисунки.

— Верно, на пятой, тогда позади останется 4 и также перед нами. Хорошо.

Участие в выполнении заданий, направленных на актуализацию знаний по математике.

— Прямоугольники и треугольники.

— Да.

— 2*50=100

— 30_3=10

— 6*10=60

— 6*6=36

— 21_3=7

— 3*9=27

— 40_5=8

— 59+41=100

— 32-12=20

— 17+10=27

— У трёх подружек – Вики, Ани и Лены – очень красивые куртки – синяя и красная с капюшонами и синяя без капюшона. У кого какая куртка, если Аня и Лена ходят с капюшонами, а у Ани и Вики куртки синего цвета?

— Синяя с капюшоном.

— Красная с капюшоном.

— Синяя без капюшона.

-Да.

 

— Имеются двое песочных часов на 3 минуты и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать с помощью данных часов?

— Поставить сразу двое часов. Когда 3 минуты пройдет, положить яйцо в кипяток и ждать окончания песка в часах 7 минут.

— Так как если из 7 вычесть 3, получиться 4 минуты – как раз столько нам и нужно.

— Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать. Чтобы оказаться на середине лестницы?

— на 5 ступень.

 

 

3.Постановка цели и учебных задач урока

Организация беседы с целью определения затруднения, темы урока.

— Ребята, я предлагаю вам решить следующую задачу (задача на слайде: «У Маши были конфеты. Из них 5 шоколадных и 3 карамельных. Бабушка дала Маше еще 7 мармеладок. Маша съела 6 конфет. Сколько осталось конфет?»). Прочитайте ее про себя (просим одного ученика прочитать вслух)

— Обратите внимание на доске расположены варианты решения задачи (решения представленные на слайде:

1.      5+3=8(к.);

 

1.      5+3=8(к.)

2.      8-6=2(к.);

 

1.      5+3=8(к.)

2.      8+7=15(к.)

3.      15-6=9(к.)

— Кто считает, что решением задачи будет первый вариант? Кто считает, что второй? А кто считает, что считает, что это? Давайте разберемся в этом. Это и предстоит выяснить нам на этом уроке. Тема нашего урока звучит так: «Решение текстовых задач в три действия» (выводим на слайд).

Организация беседы по определению цели и учебных задач урока.

— Чтобы изучить эту тему, нам нужно поставить цель нашего урока. Как думаете, какова цель нашего урока?

— Да, ребята, сегодня мы вместе с вами познакомимся с тестовыми задачами, которые решаются в три действия (появляется на слайде). Но, чтобы достичь этой цели нам нужен план действий. Иначе говоря, поставить задачи. Посмотрите на слайд и обратите внимание слова, которые помогут вам сформулировать задачи. (узнать, научиться) Какой будет первая задача?

— Мне нравится ваш вариант. Давайте ее добавим на слайд. (появление на слайде) Как можно сформулировать нашу вторую задачу?

— Отличная задача. Добавим тоже на слайд. (появление на слайде) Теперь у нас есть цель и задачи, давайте приступим к работе.

Участие в беседе, с целью определение темы урока.

— У Маши были конфеты. Из них 5 шоколадных и 3 карамельных. Бабушка дала Маше еще 7 мармеладок. Маша съела 6 конфет. Сколько осталось конфет?

 

 

 

 

 

 

Участие в беседе по определению цели и учебных задач.

— Познакомится с текстовыми задачами в три действия.

 

 

— Узнать как решать задачи в три действия.

 

— Научиться решать тестовые задачи в три действия.

4.Решение учебных задач

Организация беседы по выполнению учебных задач урока.

— Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число и «Классная работа». Давайте снова вернемся к задаче (задача на слайде: «У Маши были конфеты. Из них 5 шоколадных и 3 карамельных. Бабушка дала Маше еще 7 мармеладок. Маша съела 6 конфет. Сколько осталось конфет?»).

— Что известно в задаче?

 

— Что нам надо узнать?

— Составим к ней краткую запись.

Было – 5 ш. и 3 кар.

Дали – 7 м.

Съела – 6 к.

Осталось — ? к.

— Сколько было у Маши конфет?

— Хорошо. Давайте запишем. А сколько ей дала бабушка конфет?

— Верно. Тоже запишем. Сколько съела Маша конфет?

— Сколько осталось конфет?

— И мы не знаем сколько осталось у Маши конфет. Прочитайте главный вопрос задачи (обводим). Перенесите краткую запись себе в тетрадь.

— Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Почему?

 

 

 

— Зная сколько всего было сначала конфет, сколько в сумме с бабушкиными конфетами и со съеденными конфетами, можем ли мы ответить на него?

— Каким образом?

 

— Сколько действий будет в задаче?

— Что мы узнаем первым действием?

— Какое это будет действие?

— Что мы узнаем вторым действием?

 

— Каким оно будет?

— Что мы узнаем третьим действием?

— Какое это будет действие?

— Хорошо. Давайте запишем решение задачи в тетради и один ученик у доски (просим одного ученика записать решение задачи на доске). Итак, мы сказали, что узнаем первым действием?

— Хорошо. Давайте запишем (не забываем про пояснение).

— Что мы сделаем вторым действием?

— Верно. Записываем (с пояснением).

— Что же мы сделаем 3 действием?

— Правильно. Запишите (с пояснением).

— Какой у нас был вопрос?

— Какой будет ответ?

— Все согласны? Запишите.

1) 5+3=8(к.) – было у Маши

2) 8+7=15(к.) – стало с бабушкиными конфетами

3) 15-6=9(к.) – осталось

Ответ: 9 конфет.

— Хорошо. Ребята, давайте не много разомнёмся. Встаньте из-за парт. Посмотрите на слайд:

6:2 столько раз ногами топнем

2*2 столько раз похлопаем в ладоши

9:3 мы столько раз присядем

16:4 а сейчас столько раз наклонимся

3*1 мы подпрыгнем столько

— Присаживайтесь за парты. Сядьте прямо, наведите порядок на рабочем месте.   Решим еще одну задачу. Это работу мы проведем в группе по 4 (3) человека. Давайте вспомним, как нужно работать в группе?

— Верно. Посмотрите, на ваших столах находятся карточки №2 (приложение 2). На них вы видите задачи, вам нужно их решить и записать решение в тетрадь каждому.

Решение:

Ехало – 10 ж. и 7 м.

Зашли – 7 чел.

Вышли – 5 чел.

Стало — ?

1)10+7=17(чел.) – ехало в автобусе

2)17+9=6(чел.) – стало после того, как зашли новые пассажиры

3)26-5=21(чел.) – осталось

Ответ: 21 человек.

— Я вижу большинство закончило выполнять работу. Пожалуйста, посмотрите на слайд и сверьте свои решения с доской. Если у вас нет ошибок в краткой записи, поставьте себе плюс в специальную клетку. Если у вас правильное решение задачи, тоже поставьте плюс и, если ответ тоже правильный, также поставьте себе плюс. Если у вас есть все три плюса, то вашу группа прекрасно поработала, поставьте себе пять.

Участие в беседе по выполнению учебных задач урока.

— Известно, что у маши были конфеты. Их них 5 шоколадных и 3 карамельных. Бабушка дала еще Маше еще 7 мармеладок. Маша съела 6 конфет.

— Сколько осталось конфет?

 

 

 

— 6 шоколадных и 3 карамельных.

— Маше дала бабушка 7 мармеладок.

— Она съела 6 конфет.

— Неизвестно.

— Сколько конфет осталось?

— Нет. Потому что мы знаем сколько было всего сначала и сколько в сумме после того, как дала бабушка конфет, и после того как она съела еще конфет.

— Да.

— Вычесть из всех конфет, количество съеденных конфет.

— 3 действия.

— Сумму шоколадных и карамельных конфет.

— Сложение.

— Количество конфет с мармеладками.

— Сложение.

— Сколько осталось конфет.

— Вычитанием.

— Сколько конфет всего было.

— Сложить 5 шоколадных и 3 карамельных.

— Прибавим мармеладные конфеты, которые дала бабушка.

— Вычтем количество конфет, которых Маша съела.

— Сколько осталось конфет.

— 9 конфет.

 

 

 

 

 

— 3 раза.

— 4 раза.

— 3 раза.

— 4 раза.

— 3 раза.

 

— Дружно, не перебивая друг друга, помогая друг друга и уважая одноклассников.

 

5. Повторение

Организация выполнения заданий на повторение знаний, полученных на прошлых уроках.

Выполнение заданий на повторение знаний, полученных на прошлых уроках.

 6. Заключительный этап

Организация обобщения знаний и подведения итогов урока.

— Вспомним наши задачи. Посмотрите на слайд. Прочитайте первую задачу.

— Как вы думаете, мы выполнили эту задачу?

— Отлично! Значит, мы выполнили ее (появление звезды). Прочитайте вторую задачу.

— Как вы думаете, мы выполнили эту задачу?

 

— Прекрасно! И эту задачу мы выполнили. (появление звезды) Прочитайте цель нашего урока.

— Как вы считаете, мы справились с ней?

— Ребята, вы огромные молодцы сегодня!

Участие в обобщение знаний и подведении итогов урока.

Узнать как решать задачи в три действия.

— Да.

— Научиться решать тестовые задачи в три действия.

— Да.

7.Рефлексия

Оцените свою работу сегодня на уроке. Продолжите одно из предложений. (они на слайде)

Мне понравилось на уроке…

Мне было легко….

Мне трудно далось…

Оценивание своей работы на уроке.

 

Приложение 1

1 вариант

1. Вычислите.

2 вариант

1. Вычислите.

6*9

2*9

7*5

4*4

45:9

21:3

7:7

16:8

64+17

52+38

61-8

89-63

87-15

31-29

78+16

94-35

8*2

3*9

5*5

6*4

6:6

18:9

32:4

35:7

19+65

68-34

52-9

29+31

97-14

51-49

63+29

82-36

2. Найдите значение выражения.

(8+4*7):9+79

2. Найдите значение выражения.

(24+3*7):5+63

3. Сравните выражения

63-18…63-27

38+54…96-49

65+36…63+65

3. Сравните выражения

27+45…54+27

94-16…94-38

75-47…28+63

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Решите задачу. Запишите решение по действиям.

Ехал автобус. Всего в нем находилось 10 женщин и 7 мужчин. На остановке зашли 9 пассажиров и вышли 5. Сколько всего стало пассажиров?

 

Ехало –

Зашли –

Вышло –

Стало –

 

1)

2)

3)

 

Ответ:

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей