Тема: «Единственноеи множественное число глагола»
Цель: созданиеусловий для усвоения знаний о единственном и множественном числе глагола иумение изменять глаголы по числам.
Задачи:
1.Формироватьумение определять глаголы в единственном и множественном числе.
2.Развивать умениеобобщать, делать выводы, отличать глаголы по признакам.
3. Воспитывать интереск новым знаниям.
Типфрагмента урока: открытие новых знаний.
Оборудование: УМК «ШколаРоссии» учебник «Русский язык» 2 (2) кл., авторы-составители В.П. Канакина, В.Г.Горецкий; интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера,раздаточный материал.
Планируемыерезультаты:
Предметные:
1.Уметь правильноставить вопросы к глаголам.
2.Научиться изменятьглаголы по числам.
Личностные:
-Развивать учебно-познавательныйинтерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-Осознание личнойответственности за результат самостоятельной деятельности на уроке.
МетапредметныеУУД:
Познавательные:
-Осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации;
-Делать выводы врезультате совместной работы в классе;
-Постановка иформулирование проблемы.
Регулятивные:
-Определять тему,цель и учебную задачу;
-Выполнятьдействия по намеченному плану;
-Планированиеработы;
-Осуществлятьсамоконтроль, самооценку, взаимооценку.
Коммуникативные:
-Участвовать вдиалоге, беседе, совместной деятельности;
-Выражение своихмыслей с достаточной полнотой и точностью.
Межпредметнаясвязь:«литература».
Внутрипредметнаясвязь:«чтотакое глагол»
Этапы фрагмента урока |
Деятельность учащихся |
||||
I. Мотивирование к учебной деятельности (1 м) |
— Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. — Садитесь. Межпредметная связь — На уроках литературного чтения вы изучали, что в пословицах заключена народная мудрость. (слайд 1)ОТКРЫТЬ ШТОРКУ -Давайте вместе прочитаем пословицу, 3 4… «Какие труды такие плоды.» -Как вы думаете, какой может быть труд? -А для чего мы должны трудиться? -А от чего зависит успех выполненной работы? -Я с вами согласна. Результат любой работы напрямую зависит от приложенных усилий, будь то физические или умственные трудности. Поэтому сегодня на уроке я предлагаю вам стать учеными, и исследовать одну из тем русского языка. И у вас на столах лежат дневники «Юного ученого», каждое выполненное задание вы будете отмечать галочкой. -Если все готовы, покажите посадкой! (слайд 2) |
||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (2 м) |
Работа с доской. (Внутрипредметная связь) -Повторим ранее изученный материал. ОТКРЫТЬ ШТОРКУ — Варвара прочитай предложение. Мокнут листья и цветы, Мокнут лужи и зонты, Мокнут парки и поля, Мокнет мокрая земля. (В. Левин) — Что сейчас прочитала Варвара? (стих) — правильно стих! (слайд 3)ОТКРЫТЬ ШТОРКУ На уроках литературного чтения мы с вами узнали, что стих — Единица ритмически организованной художественной речи (словарь С. Ожегова) (слайд 4) — ОТКРЫТЬ ШТОРКУ Итак, скажите к какой части речи относятся слова мокнут и мокнет? (глаголу) -А как вы определили? (отвечают на вопросы что делает и что делает и обозначает действие предмета) -Действие одного или нескольких предметов обозначает, глагол мокнет? (одного) А глагол мокнут?(нескольких)
|
||||
III. Выявление места и причины затруднения (1 м) |
-Как вы думаете, что изменилось в глаголах?(тишина) (слайд 5) -Да, мы еще не знаем, как могут меняться глаголы, поэтому возникло затруднение, которое мы решим сегодня на уроке. -Отметьте результат в дневнике «Юного ученого». |
||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения (1 м) |
-Для того чтобы узнать тему нашего урока поставьте слова в правильном порядке. ОТКРЫТЬ ШТОРКУ — Саша скажи, как же будет называться наша тема? -Верно, тема нашего урока «Единственное и множественное число глагола». (слайд 6) -Какой будет цель нашего урока? Что узнаем и чему научимся? (узнаем единственное и множественное число глагола и научимся их различать). открываю половину сначала -На уроке будем работать по следующему плану. ОТКРЫВАЮ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ -Но пункты планы перепутаны. Расставим по порядку на интерактивной доске. Даша выйди к доске и расставь пункты плана в правильном порядке. (Контроль за соблюдением санитарных норм и правил безопасности (ТБ) Помните об аккуратности и технике безопасности при работе с оборудованием: не смотрите на свет из проектора, не касайтесь оборудования влажными руками, при выполнении задания пользуйтесь тыльной стороной стилуса. План: -Озвучь, по какому плану будем работать 1.Узнать единственное и множественное число глагола. 2.Научится изменять глаголы по числам. 3.Проверить полученные знания. -Хлопните, если вы согласны. -Если все верно, отметьте результат в дневнике. (слайд 7) |
||||
V. Реализация построенного проекта (8 м) |
Работа по первому пункту плана. Работа в группах -Первое исследование для ученых, узнаем единственное и множественное число глагола. -Сейчас я предлагаю провести мини исследование в группах с использованием интерактивного оборудования. (Контроль за соблюдением санитарных норм и правил безопасности (ТБ) Помните об аккуратности и технике безопасности при работе с оборудованием. (ОТКРЫТЬ ШТОРКУ -Участники первой группы работают с интерактивной доской Света Катя и Даша: ваша задача составить словосочетания с данными словами и задать вопрос от существительного к глаголу. Сделать вывод, что обозначает глагол в единственном числе. Стучит (Маша) Пишет (ученик) Играет (ребенок) -Участники второй группы работают с интерактивной панелью Даша Ангелина и Настя: ваша задача составить словосочетания с данными словами и задать вопрос от существительного к глаголу. Сделать вывод, что обозначает глагол во множественном числе. (Слайд 8) ОТКРЫТЬ ШТОРКУ Плавают (рыбы) Бегают (спортсмены) Играют (дети) -Выполним взаимопроверку. Поменяйтесь местами. -Если ребята первой и второй группы, выполнили все верно покажите, класс (если есть ошибки покажите тучку). -Садитесь. Молодцы! ЗАКРЫТЬ ШТОРКУ НА ПАНЕЛИ (Слайд 9) -Итак, что же обозначает глагол в единственном числе? А во множественном числе? -Какой еще мы можем сделать вывод? Микровывод: Верно!Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. А глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу. ОТКРЫТЬ ШТОРКУ Например: Самолет летит (самолет что делает?Летит) (ед.ч) (ед.ч) Игра «Поймай слово» (резерв) (Слайд 10) -Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай слово». Если я называю глагол в единственном числе, вы хлопаете, если во множественном числе, то поднимаете руки. Летят, плавает, стоят, пишет, едут. -Молодцы! Работа по второму пункту плана. Работа в парах. -Работаем по второму пункту плана, научимся изменять глаголы по числам. -Я предлагаю поработать в парах. У вас на столах лежат карточки, ваша задача изменить число глаголов и над ними указать их число. Подчеркните в словах ту часть, которая указывает на то, что форма глагола изменилась.
Читает – читают, звонит — …., летит — …, жужжит — …, повторила — …, говорил — …
-Проверьте свои ответы по эталону на доске. ОТКРЫТЬ ШТОРКУ -У кого также, поднимите правую руку. Молодцы! (СЛАЙД 11) -Итак, какой же вывод мы можем сделать? Что изменяется, когда мы меняем число глагола? Микровывод: Верно, при изменении числа глагола изменяется его форма. -Если мы выполнили второй пункт плана, покажите солнышко. -Отлично, отметьте еще один результат в дневнике «Юного ученого». Работа по третьему пункту плана. -Выполним третий пункт плана. Этап «самостоятельная работа с самопроверкой по эталону» -Теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Выполните индивидуальную разноуровневую работу. Выберете карточку с заданием, которую вы точно выполните: красная – более трудная, зеленая – легкая.
Свернуть презентацию и открыть доккамеру -Осуществим самопроверку под документ камерой. -Кто выполнял задание зеленой карточки, поднимите руку, проверим под документ камерой. -Хлопните два раза у кого все правильно. -Кто выполнял задание красной карточки, поднимите руку, проверим под документ камерой. -Хлопните два раза у кого все правильно. -Я рада, что каждый справился с трудным индивидуальным заданием. -Итак, если мы выполнили третий пункт плана, покажите солнышко. -Отметь еще один результат в дневнике «Юного ученого». Творческая работа -Я предлагаю вам немного пофантазировать. Составьте два предложения с глаголом рисует и поют. (ОТКРЫТЬ ШТОРКУ) -Кто желает озвучить свои предложения? -Молодцы! .(Слайд 12) |
||||
VI. Рефлексия учебной деятельности (2 м) |
-В начале урока у нас возникло затруднение, теперь нам достаточно знаний, чтобы его разрешить. -Так как может меняться глагол? (по числам) -Что изменятся, если поменять число глагола? (его форма) -С какой частью речи связан глагол при изменении числа? (с существительным) -Где могут пригодиться полученные знания сегодня на уроке? -Молодцы. ОТКРЫТЬ ШТОРКУ. Теперь посмотрим на наш план. Если мы выполнили все пункты плана и достигли поставленной цели – покажите класс. -Прекрасно. (Слайд 12) Воспитательный момент: Вспомните высказывание, которое было в начале урока. ОТКРЫТЬ ШТОРКУ -Как вы думаете, почему нужно трудиться? —Чем больше своих сил, времени и стараний на выполнение какого-либо дела ты затратишь, тем лучший результат тебя ожидает. Рефлексия. -Как юные ученые давайте подведем итог и посмотрим к какому результату мы пришли, а для этого оценим свою работу, посмотрите на свой дневник «Юного ученого». Посчитайте количество достигнутых результатов, если у вас все 5 галочек, то оценка 5, если нет одного, то оценка 4, если больше 2х то оценка 3. Поставьте оценку в дневник и покажите их. Я согласна с вашей самооценкой! — Сегодня вы достигли отличных результатов. Спасибо за работу на уроке. |
Мотивация
Дневник «Юного ученого» 1.Повторение ранее изученного материала. 2.Прогнозирование темы и цели урока. 3.Узнали, что обозначает единственное и множественное число глагола. 4.Научились их различать. 5.Закрепили полученные знания. |
Дневник «Юного ученого» 1.Повторение ранее изученного материала. 2.Прогнозирование темы и цели урока. 3.Узнали, что обозначает единственное и множественное число глагола. 4.Научились их различать. 5.Закрепили полученные знания. |
Дневник «Юного ученого» 1.Повторение ранее изученного материала. 2.Прогнозирование темы и цели урока. 3.Узнали, что обозначает единственное и множественное число глагола. 4.Научились их различать. 5.Закрепили полученные знания. |
Дневник «Юного ученого» 1.Повторение ранее изученного материала. 2.Прогнозирование темы и цели урока. 3.Узнали, что обозначает единственное и множественное число глагола. 4.Научились их различать. 5.Закрепили полученные знания. |
Дневник «Юного ученого» 1.Повторение ранее изученного материала. 2.Прогнозирование темы и цели урока. 3.Узнали, что обозначает единственное и множественное число глагола. 4.Научились их различать. 5.Закрепили полученные знания. |
Дневник «Юного ученого» 1.Повторение ранее изученного материала. 2.Прогнозирование темы и цели урока. 3.Узнали, что обозначает единственное и множественное число глагола. 4.Научились их различать. 5.Закрепили полученные знания. |
Впарах
Читает – читают, звонит — …………., летит — …………., жужжит — …………, повторила — …………., говорил — ……………
|
Читает – читают, звонит — …………., летит — …………., жужжит — …………, повторила — …………., говорил — …………… |
Читает – читают, звонит — …………., летит — …………., жужжит — …………, повторила — …………., говорил — …………… |
|
|
|
Самостоятельная работа
Красная карточка |
Зеленая карточка |
Определите число глагола и существительного и задайте вопрос.
Муравьи ползают, дождь льёт,
дети собирают, Лена молчит,
они прочитали, дедушка открыл. |
Распределите глаголы на две группы: ед.ч. и мн.ч глагола. Повесили, выиграет, успеет, прочитают, открыл, хранит, читали.
|
Красная карточка |
Зеленая карточка |
Определите число глагола и существительного и задайте вопрос.
Муравьи ползают, дождь льёт,
дети собирают, Лена молчит,
они прочитали, дедушка открыл. |
Распределите глаголы на две группы: ед.ч. и мн.ч глагола. Повесили, выиграет, успеет, прочитают, открыл, хранит, читали.
|
Красная карточка |
Зеленая карточка |
Определите число глагола и существительного и задайте вопрос.
Муравьи ползают, дождь льёт,
дети собирают, Лена молчит,
они прочитали, дедушка открыл. |
Распределите глаголы на две группы: ед.ч. и мн.ч глагола. Повесили, выиграет, успеет, прочитают, открыл, хранит, читали.
|
Красная карточка |
Зеленая карточка |
Определите число глагола и существительного и задайте вопрос.
Муравьи ползают, дождь льёт,
дети собирают, Лена молчит,
они прочитали, дедушка открыл. |
Распределите глаголы на две группы: ед.ч. и мн.ч глагола. Повесили, выиграет, успеет, прочитают, открыл, хранит, читали.
|
Красная карточка |
Зеленая карточка |
Определите число глагола и существительного и задайте вопрос.
Муравьи ползают, дождь льёт,
дети собирают, Лена молчит,
они прочитали, дедушка открыл.
|
Распределите глаголы на две группы: ед.ч. и мн.ч глагола. Повесили, выиграет, успеет, прочитают, открыл, хранит, читали.
|
Красная карточка |
Зеленая карточка |
Определите число глагола и существительного и задайте вопрос.
Муравьи ползают, дождь льёт,
дети собирают, Лена молчит,
они прочитали, дедушка открыл. |
Распределите глаголы на две группы: ед.ч. и мн.ч глагола. Повесили, выиграет, успеет, прочитают, открыл, хранит, читали.
|
|
|
(глаголу) -А как вы определили? (отвечают на вопросы что делает и что делает и обозначает действие предмета) -Действие одного или нескольких предметов обозначает, глагол мокнет? (одного) А глагол мокнут? (нескольких) -Как вы думаете, что изменилось в глаголах?(тишина) тема «Единственное и множественное число глагола». Цель узнаем единственное и множественное число глагола и научимся их различать Микровывод 1: Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. А глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.
Микровывод 2: при изменении числа глагола изменяется его форма. -Так как может меняться глагол? (по числам) -Что изменятся, если поменять число глагола? (его форма) -С какой частью речи связан глагол при изменении числа? (с существительным) -Где могут пригодиться полученные знания сегодня на уроке? (Везде в жизни)
|
(глаголу) -А как вы определили? (отвечают на вопросы что делает и что делает и обозначает действие предмета) -Действие одного или нескольких предметов обозначает, глагол мокнет? (одного) А глагол мокнут? (нескольких) -Как вы думаете, что изменилось в глаголах?(тишина) тема «Единственное и множественное число глагола». Цель узнаем единственное и множественное число глагола и научимся их различать Микровывод 1: Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. А глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.
Микровывод 2: при изменении числа глагола изменяется его форма. -Так как может меняться глагол? (по числам) -Что изменятся, если поменять число глагола? (его форма) -С какой частью речи связан глагол при изменении числа? (с существительным) -Где могут пригодиться полученные знания сегодня на уроке? (Везде в жизни)
|
(глаголу) -А как вы определили? (отвечают на вопросы что делает и что делает и обозначает действие предмета) -Действие одного или нескольких предметов обозначает, глагол мокнет? (одного) А глагол мокнут? (нескольких) -Как вы думаете, что изменилось в глаголах?(тишина) тема «Единственное и множественное число глагола». Цель узнаем единственное и множественное число глагола и научимся их различать Микровывод 1: Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. А глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.
Микровывод 2: при изменении числа глагола изменяется его форма. -Так как может меняться глагол? (по числам) -Что изменятся, если поменять число глагола? (его форма) -С какой частью речи связан глагол при изменении числа? (с существительным) -Где могут пригодиться полученные знания сегодня на уроке? (Везде в жизни)
|
(глаголу) -А как вы определили? (отвечают на вопросы что делает и что делает и обозначает действие предмета) -Действие одного или нескольких предметов обозначает, глагол мокнет? (одного) А глагол мокнут? (нескольких) -Как вы думаете, что изменилось в глаголах?(тишина) тема «Единственное и множественное число глагола». Цель узнаем единственное и множественное число глагола и научимся их различать Микровывод 1: Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. А глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.
Микровывод 2: при изменении числа глагола изменяется его форма. -Так как может меняться глагол? (по числам) -Что изменятся, если поменять число глагола? (его форма) -С какой частью речи связан глагол при изменении числа? (с существительным) -Где могут пригодиться полученные знания сегодня на уроке? (Везде в жизни)
|
(глаголу) -А как вы определили? (отвечают на вопросы что делает и что делает и обозначает действие предмета) -Действие одного или нескольких предметов обозначает, глагол мокнет? (одного) А глагол мокнут? (нескольких) -Как вы думаете, что изменилось в глаголах?(тишина) тема «Единственное и множественное число глагола». Цель узнаем единственное и множественное число глагола и научимся их различать Микровывод 1: Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. А глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.
Микровывод 2: при изменении числа глагола изменяется его форма. -Так как может меняться глагол? (по числам) -Что изменятся, если поменять число глагола? (его форма) -С какой частью речи связан глагол при изменении числа? (с существительным) -Где могут пригодиться полученные знания сегодня на уроке? (Везде в жизни)
|
(глаголу) -А как вы определили? (отвечают на вопросы что делает и что делает и обозначает действие предмета) -Действие одного или нескольких предметов обозначает, глагол мокнет? (одного) А глагол мокнут? (нескольких) -Как вы думаете, что изменилось в глаголах?(тишина) тема «Единственное и множественное число глагола». Цель узнаем единственное и множественное число глагола и научимся их различать Микровывод 1: Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. А глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.
Микровывод 2: при изменении числа глагола изменяется его форма. -Так как может меняться глагол? (по числам) -Что изменятся, если поменять число глагола? (его форма) -С какой частью речи связан глагол при изменении числа? (с существительным) -Где могут пригодиться полученные знания сегодня на уроке? (Везде в жизни)
|