X-PDF

Конспект урока музыки на тему Блеск и мощь полонеза( 4 класс)

Поделиться статьей

Открытыйурок по музыке

4класс

Тема года: «Музыкальное путешествие»

I четверть

Тема: «Блеск и мощьполонеза»

Слайд1

Целиурока:

 

Øформироватьпотребность в общении с музыкой;

Øучитьвоспринимать музыку как важную часть жизни человека;

Øформироватьэмоциональную отзывчивость, любовь к окружающему миру;

Øучитьвидеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства;

Øразвиватьпознавательный и художественно-эстетический потенциал;

Øформироватьтворческую активность мышления и воображения, коммуникативные навыкиобучающихся;

 

Задачиурока :

 

Øзнакомствос многообразием художественной культуры разных народов;

Øформированиенавыков движения под музыку;

Øвоспитаниеэстетического вкуса (умения видеть красоту в движении под музыку);

Øразвитиеумения работать в коллективе;

Øсовершенствованиенавыков творческого самовыражения;

Ø продолжитьизучение основ  музыкальной грамоты;

 

Музыкальныйматериал урока:

Ø М. Огиньский. Полонез (слушание).

Ø М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).

Ø Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, музыкально-ритмическиедвижения).

 

Дополнительныйматериал:

Øрепродукциикартин: Ж. П. Норблен де ла Журден «Полонез»; неизвестный художник «Полонез насвежем воздухе»;

М. Стахович«Лагерь повстанческих войск. Весна.1794 год»;

Øпортреты композиторов:  М.И.  Глинки, М. Огиньского

 

 

 

 

 

 

                                              Ход урока:

 

      I.           Музыкальноеприветствие.

   II.           Сообщениетемы урока.

 

Слайд 2

 

(На экране появляются две репродукции картин «Полонез» и «Полонез на свежемвоздухе»)

-Ребята, обратите внимание на изображенные картины о определите. О чем пойдетречь на нашем уроке.

(Дети рассматривают картины и выстраивают логическую цепочку рассуждений:

-На картинах изображены люди, которые танцуют.

-Танцуют в парах.

-Характер этого танца плавный, грациозный.

-Этот танец старинный, потому, что одежда танцующих людей не современная.)

-Вы правы, речь сегодня на уроке пойдет о танце.

-Давайте с вами вспомним, какие танцы нам уже известны?( Ответы детей)

 

Слайд3

 

-дать ответ нам поможет кроссворд:

 

1.

 

 

п

о

л

ь

ш

а

 

 

 

2.

 

ш

о

п

е

н

 

 

 

 

 

3.

в

а

л

ь

с

 

 

 

 

 

 

4.

 

ф

о

р

т

е

п

и

а

н

о

5.

п

у

н

к

т

и

р

 

 

 

 

6.

 

т

е

м

п

 

 

 

 

 

 

7.

м

а

з

у

р

к

а

 

 

 

 

 

1.-европейскаястрана, входящая в славянскую группу,

     столицей которой является  Варшава;

2.-польскийкомпозитор, виртуозный пианист, патриот;

3.-парныйбальный танец в трехдольном размере;

4.-музыкальныйинструмент, которому Ф. Шопен

     посвятил все свое творчество;

5.-ритмическаягруппировка с применением точки;

6.-скорость исполнения музыкального сочинения;

7.-польскийнародный парный танец с подскоками;

 

III.           Работапо теме урока.

— Итак, танец, о котором сегодня на урокепойдет речь называется

 

ПОЛОНЕЗ

     

Слайд 4 (выступление эксперта)

 

    Полонез– в переводе с французского, означает польский танец. Он носит характерторжественного блестящего шествия. Размер ¾. Танцующие  движутся плавно,величаво, слегка приседая. Полонез стал известен с XVI века.Поначалу он исполнялся на торжественных церемониях, нередко сопровождаясь пением.Позже становится исключительно придворным инструментальным танцем, своего родасимволом польского аристократического духа.

— Как вы считаете, в каких музыкальных жанрах можетиспользоваться этот танец? (В операх, в песнях, как самостоятельное произведение,в балетах).

— Сегодня мы постараемся узнать, насколько этотстаринный танец используется композиторами в различных музыкальных сочинениях.

— Итак, опера!

 

  Слайд 5     (портрет М.И. Глинки)

 

— В 3 классе мы с вами выяснили, что М.И. Глинкаявляется основоположником русской национальной оперы? Почему? (ответы детей)

— Сегодня мы снова обратимся к опере «Жизнь за царя».

   — Блистательный полонез открывает сцену польского бала в этой опере.Высокомерные поляки, уверенные в своей неповторимости, предвкушают скоруюпобеду над Россией. Они поют:

 

Лей вина! Пей до дна!

Добычу нам даёт война!

 

    — Давайте обратим внимание на подчеркнутость ритмического рисунка.

 

Слайд6

 

(прочесть текст и прохлопать ритмический рисунок фрагмента, услышав пунктирныйритм)

Слайд 7

 

ü М. Глинка Полонез из оперы «Жизнь за царя» (просмотр).

 

— Какие музыкальные характеристики наиболееподходят к прослушанному произведению?

—  Что определяет уверенный, победный характерполонеза из оперы

М.И. Глинки «Жизнь за царя»?

 

Слайд 8

 

(дети выбирают наиболее подходящие, объясняясвой выбор)

 

торжественно

печально

величественно

задумчиво

грациозно

лирично

подчеркнуто

напевно

уверенно

взволнованно

мятежно

победно

 

— Итак, мы увидели, насколько ярко русский композиторМ.И. Глинка показал нам в полонезе характер польских завоевателей.

— Но свои герои были и в Польше.

 

Слайд 9 ( портрет М. Огиньского, выступление эксперта)

 

     — М.Огиньский– старший современник Ф. Шопена, польский дипломат и композитор-любитель. Имнаписано 20 «полонезов не для танца», но самый известный – полонез «Прощание сРодиной». Он был сочинен как отклик на события в Польше 1794 года. Тогда вВаршаве разгорелось народное восстание против войск царской России. После егоподавления М.Огиньский навсегда покинул  родную Польшу. Отсюда и названиепроизведения – «Прощание с Родиной».

 

Слайд 10

 

— Художник  М.Стахович в своей картине «Лагерь повстанческих войск. Весна. 1794» передает намнастроение народа того времени. Что мы видим?

 

 Слайд 11  М. Огиньский  Полонез (просмотр).

 

-Какие музыкальные характеристики наиболее подходят к этому произведению?

 

Слайд12

 

торжественно

печально

величественно

задумчиво

грациозно

лирично

подчеркнуто

напевно

уверенно

взволнованно

мятежно

победно

 

Слайд 13

 

-Сравните характеры полонезов М.И.  Глинки и М. Огиньского. Похожи они илизаметно отличаются? Почему?

 

 

 

 

 

М.И. Глинка Полонез из оперы «Жизнь за царя»

торжественно

 

 

 

 

М. Огиньский

Полонез

 «Прощание с Родиной»

печально

величественно

задумчиво

грациозно

лирично

подчеркнуто

напевно

уверенно

взволнованно

мятежно

победно

 

-Да, видите, как казалось бы, одинаковый по названию фрагмент, по-разномухарактеризует польский народ: захватчики и патриоты.

-Но музыка объединяет народы, делает их дружелюбными и понимающими. Так «Полонездружбы» композитора Г. Струве воспевает дружбу и призывает подружиться всенароды.

 

 

 

Вокально-хороваяработа.

Г. Струве, стихи В. Викторова «Полонез дружбы» (пение, музыкально-ритмические движения).

 

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

 

— Ребята, сегодня в центре нашего внимания был,казалось-бы, один старинный танец – ПОЛОНЕЗ. Но каким разным мы его увидели…

— Скажите. А в наши дни этот танец исполняется? Где мыможем его увидеть?

— Многие из вас занимаются в нашей хореографическойстудии «Контраст» и сейчас мы увидим фрагмент выступления старшей группы.

( видеофрагмент «Полонез» из юбилейного концерта)

 

IV.           Итогурока.

— Итак, сегодня науроке речь шла о старинном танце.

 

Слайд 18

 

 Его  название —  ……….(соединить нужное)

 

по

лька

лонез

эма

 

 

 

Слайд 19

 

— В какой странепоявился этот танец? ( нужное подчеркнуть)

 

Россия

Германия

Польша

 

Слайд 20

 

Выберетете средства музыкальной выразительности, которые характерны для полонеза (нужное соединить)

 

                  ритм

чередование коротких длительностей

                 пунктирный ритм

чередование длинных длительностей

размер

2/4

3/4

4/4

темп

быстрый

умеренный

медленный

 

— У каждого из васкарточки двух цветов. Если у вас на сегодняшнем уроке все получилось, топоднимите зеленую нотку. А если есть материал, в котором нужно разобраться, токрасную.

 

(дети оценивают свою работу)

 

— Молодцы! Я радатаким результатам!

 

 

   V.           Музыкальноепрощание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист

к открытому уроку музыки в 4 классе

на тему: «Блеск и мощь полонеза»

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

Кроссворд:

 

1.европейскаястрана, входящая в славянскую группу,

     столицей  которой является  Варшава;

2.- польскийкомпозитор, виртуозный пианист, патриот;

3.- парныйбальный танец в трехдольном размере;

4.- музыкальныйинструмент, которому Ф. Шопен посвятил

      всесвое творчество;

5.- ритмическаягруппировка с применением точки;

6.- скоростьисполнения музыкального сочинения;

7.- польскийнародный парный танец с подскоками;

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

торжественно

печально

величественно

задумчиво

грациозно

лирично

подчеркнуто

напевно

уверенно

взволнованно

мятежно

победно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.И. Глинка

Полонез из оперы «Жизнь за царя»

торжественно

 

 

 

 

М. Огиньский

Полонез

 «Прощание с Родиной»

печально

величественно

задумчиво

грациозно

лирично

подчеркнуто

напевно

уверенно

взволнованно

мятежно

победно

 

 

 

по

лька

лонез

эма

 

 

 

Россия

Германия

Польша

 

 

 

 

                  ритм

чередование коротких длительностей

                 пунктирный ритм

чередование длинных длительностей

размер

2/4

3/4

4/4

темп

быстрый

умеренный

медленный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет