Открытыйурок по музыке
4класс
Тема года: «Музыкальное путешествие»
I четверть
Тема: «Блеск и мощьполонеза»
Слайд1
Целиурока:
Øформироватьпотребность в общении с музыкой;
Øучитьвоспринимать музыку как важную часть жизни человека;
Øформироватьэмоциональную отзывчивость, любовь к окружающему миру;
Øучитьвидеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства;
Øразвиватьпознавательный и художественно-эстетический потенциал;
Øформироватьтворческую активность мышления и воображения, коммуникативные навыкиобучающихся;
Задачиурока :
Øзнакомствос многообразием художественной культуры разных народов;
Øформированиенавыков движения под музыку;
Øвоспитаниеэстетического вкуса (умения видеть красоту в движении под музыку);
Øразвитиеумения работать в коллективе;
Øсовершенствованиенавыков творческого самовыражения;
Ø продолжитьизучение основ музыкальной грамоты;
Музыкальныйматериал урока:
Ø М. Огиньский. Полонез (слушание).
Ø М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).
Ø Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, музыкально-ритмическиедвижения).
Дополнительныйматериал:
Øрепродукциикартин: Ж. П. Норблен де ла Журден «Полонез»; неизвестный художник «Полонез насвежем воздухе»;
М. Стахович«Лагерь повстанческих войск. Весна.1794 год»;
Øпортреты композиторов: М.И. Глинки, М. Огиньского
Ход урока:
I. Музыкальноеприветствие.
II. Сообщениетемы урока.
Слайд 2
(На экране появляются две репродукции картин «Полонез» и «Полонез на свежемвоздухе»)
-Ребята, обратите внимание на изображенные картины о определите. О чем пойдетречь на нашем уроке.
(Дети рассматривают картины и выстраивают логическую цепочку рассуждений:
-На картинах изображены люди, которые танцуют.
-Танцуют в парах.
-Характер этого танца плавный, грациозный.
-Этот танец старинный, потому, что одежда танцующих людей не современная.)
-Вы правы, речь сегодня на уроке пойдет о танце.
-Давайте с вами вспомним, какие танцы нам уже известны?( Ответы детей)
Слайд3
-дать ответ нам поможет кроссворд:
1. |
|
|
п |
о |
л |
ь |
ш |
а |
|
|
|
2. |
|
ш |
о |
п |
е |
н |
|
|
|
|
|
3. |
в |
а |
л |
ь |
с |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
ф |
о |
р |
т |
е |
п |
и |
а |
н |
о |
5. |
п |
у |
н |
к |
т |
и |
р |
|
|
|
|
6. |
|
т |
е |
м |
п |
|
|
|
|
|
|
7. |
м |
а |
з |
у |
р |
к |
а |
|
|
|
|
1.-европейскаястрана, входящая в славянскую группу,
столицей которой является Варшава;
2.-польскийкомпозитор, виртуозный пианист, патриот;
3.-парныйбальный танец в трехдольном размере;
4.-музыкальныйинструмент, которому Ф. Шопен
посвятил все свое творчество;
5.-ритмическаягруппировка с применением точки;
6.-скорость исполнения музыкального сочинения;
7.-польскийнародный парный танец с подскоками;
III. Работапо теме урока.
— Итак, танец, о котором сегодня на урокепойдет речь называется
ПОЛОНЕЗ |
Слайд 4 (выступление эксперта)
Полонез– в переводе с французского, означает польский танец. Он носит характерторжественного блестящего шествия. Размер ¾. Танцующие движутся плавно,величаво, слегка приседая. Полонез стал известен с XVI века.Поначалу он исполнялся на торжественных церемониях, нередко сопровождаясь пением.Позже становится исключительно придворным инструментальным танцем, своего родасимволом польского аристократического духа.
— Как вы считаете, в каких музыкальных жанрах можетиспользоваться этот танец? (В операх, в песнях, как самостоятельное произведение,в балетах).
— Сегодня мы постараемся узнать, насколько этотстаринный танец используется композиторами в различных музыкальных сочинениях.
— Итак, опера!
Слайд 5 (портрет М.И. Глинки)
— В 3 классе мы с вами выяснили, что М.И. Глинкаявляется основоположником русской национальной оперы? Почему? (ответы детей)
— Сегодня мы снова обратимся к опере «Жизнь за царя».
— Блистательный полонез открывает сцену польского бала в этой опере.Высокомерные поляки, уверенные в своей неповторимости, предвкушают скоруюпобеду над Россией. Они поют:
Лей вина! Пей до дна!
Добычу нам даёт война!
— Давайте обратим внимание на подчеркнутость ритмического рисунка.
Слайд6
(прочесть текст и прохлопать ритмический рисунок фрагмента, услышав пунктирныйритм)
Слайд 7
ü М. Глинка Полонез из оперы «Жизнь за царя» (просмотр).
— Какие музыкальные характеристики наиболееподходят к прослушанному произведению?
— Что определяет уверенный, победный характерполонеза из оперы
М.И. Глинки «Жизнь за царя»?
Слайд 8
(дети выбирают наиболее подходящие, объясняясвой выбор)
торжественно
печально
величественно
задумчиво
грациозно
лирично
подчеркнуто
напевно
уверенно
взволнованно
мятежно
победно
— Итак, мы увидели, насколько ярко русский композиторМ.И. Глинка показал нам в полонезе характер польских завоевателей.
— Но свои герои были и в Польше.
Слайд 9 ( портрет М. Огиньского, выступление эксперта)
— М.Огиньский– старший современник Ф. Шопена, польский дипломат и композитор-любитель. Имнаписано 20 «полонезов не для танца», но самый известный – полонез «Прощание сРодиной». Он был сочинен как отклик на события в Польше 1794 года. Тогда вВаршаве разгорелось народное восстание против войск царской России. После егоподавления М.Огиньский навсегда покинул родную Польшу. Отсюда и названиепроизведения – «Прощание с Родиной».
Слайд 10
— Художник М.Стахович в своей картине «Лагерь повстанческих войск. Весна. 1794» передает намнастроение народа того времени. Что мы видим?
Слайд 11 М. Огиньский Полонез (просмотр).
-Какие музыкальные характеристики наиболее подходят к этому произведению?
Слайд12
торжественно
печально
величественно
задумчиво
грациозно
лирично
подчеркнуто
напевно
уверенно
взволнованно
мятежно
победно
Слайд 13
-Сравните характеры полонезов М.И. Глинки и М. Огиньского. Похожи они илизаметно отличаются? Почему?
М.И. Глинка Полонез из оперы «Жизнь за царя» |
торжественно |
М. Огиньский Полонез «Прощание с Родиной» |
печально |
||
величественно |
||
задумчиво |
||
грациозно |
||
лирично |
||
подчеркнуто |
||
напевно |
||
уверенно |
||
взволнованно |
||
мятежно |
||
победно |
-Да, видите, как казалось бы, одинаковый по названию фрагмент, по-разномухарактеризует польский народ: захватчики и патриоты.
-Но музыка объединяет народы, делает их дружелюбными и понимающими. Так «Полонездружбы» композитора Г. Струве воспевает дружбу и призывает подружиться всенароды.
Вокально-хороваяработа.
Г. Струве, стихи В. Викторова «Полонез дружбы» (пение, музыкально-ритмические движения).
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
— Ребята, сегодня в центре нашего внимания был,казалось-бы, один старинный танец – ПОЛОНЕЗ. Но каким разным мы его увидели…
— Скажите. А в наши дни этот танец исполняется? Где мыможем его увидеть?
— Многие из вас занимаются в нашей хореографическойстудии «Контраст» и сейчас мы увидим фрагмент выступления старшей группы.
( видеофрагмент «Полонез» из юбилейного концерта)
IV. Итогурока.
— Итак, сегодня науроке речь шла о старинном танце.
Слайд 18
Его название — ……….(соединить нужное)
по |
лька |
лонез |
|
эма |
Слайд 19
— В какой странепоявился этот танец? ( нужное подчеркнуть)
Россия
Германия
Польша
Слайд 20
—Выберетете средства музыкальной выразительности, которые характерны для полонеза (нужное соединить)
ритм |
чередование коротких длительностей |
пунктирный ритм |
|
чередование длинных длительностей |
|
размер |
2/4 |
3/4 |
|
4/4 |
|
темп |
быстрый |
умеренный |
|
медленный |
— У каждого из васкарточки двух цветов. Если у вас на сегодняшнем уроке все получилось, топоднимите зеленую нотку. А если есть материал, в котором нужно разобраться, токрасную.
(дети оценивают свою работу)
— Молодцы! Я радатаким результатам!
V. Музыкальноепрощание.
Рабочий лист
к открытому уроку музыки в 4 классе
на тему: «Блеск и мощь полонеза»
Кроссворд:
1.— европейскаястрана, входящая в славянскую группу,
столицей которой является Варшава;
2.- польскийкомпозитор, виртуозный пианист, патриот;
3.- парныйбальный танец в трехдольном размере;
4.- музыкальныйинструмент, которому Ф. Шопен посвятил
всесвое творчество;
5.- ритмическаягруппировка с применением точки;
6.- скоростьисполнения музыкального сочинения;
7.- польскийнародный парный танец с подскоками;
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
торжественно
печально
величественно
задумчиво
грациозно
лирично
подчеркнуто
напевно
уверенно
взволнованно
мятежно
победно
М.И. Глинка Полонез из оперы «Жизнь за царя» |
торжественно |
М. Огиньский Полонез «Прощание с Родиной» |
печально |
||
величественно |
||
задумчиво |
||
грациозно |
||
лирично |
||
подчеркнуто |
||
напевно |
||
уверенно |
||
взволнованно |
||
мятежно |
||
победно |
по |
лька |
лонез |
|
эма |
Россия
Германия
Польша
ритм |
чередование коротких длительностей |
пунктирный ритм |
|
чередование длинных длительностей |
|
размер |
2/4 |
3/4 |
|
4/4 |
|
темп |
быстрый |
умеренный |
|
медленный |