Норцова Лилия Николаевна
учитель музыки
МБОУ «Гимназия № 44»
г. Курска
Урок по музыке
3 класс I четверть
по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак
Тема: «Тамрусский дух… там Русью пахнет!»
Цель:осознать влияние фольклора на развитие авторскогоискусства.
Задачиурока:
ü учитьслышать былинные темы в музыке;
ü формироватьпотребность в общении с музыкой;
ü учитьвоспринимать музыку как важную часть жизни человека;
ü формировать эмоциональную отзывчивость, любовь к окружающему миру;
ü учитьвидеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
ü обучать основам музыкальной грамоты через слушание и исполнение музыкальныхпроизведений;
ü формироватьпредставления о творчестве русских композиторов;
ü развиватьумение характеризовать художественные и музыкальные произведения;
ü формироватьпатриотическое отношение к Родине.
Планируемыерезультаты
Личностные:
-наличие учебно — познавательного интереса к новому учебному материалу;
-наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» какгражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию.
Метапредметные:
-умение строить речевые высказывания в устной форме;
-умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых ихудожественно-творческих задач;
-умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями,а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства;
Предметные:
-уметь слышать былинные темы в музыке;
-различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;
-размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии фольклора;
-обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки;
Музыкальныйматериал урока:
ü А.Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» I часть. Фрагмент (слушание).
ü А.Пахмутова, стихи Н. Добронравова «Богатырская наша сила» (слушание, пение).
Дополнительныйматериал:
ü презентацияк уроку
ü компьютер,проектор, экран
Ход урока:
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие
II. Сообщениетемы урока.
— Нашу сегодняшнюювстречу мне хочется начать с музыкальной загадки, которая поможет нам понять, очем пойдет сегодня речь.
слайд (Звучит фрагмент исполнения былины обИлье Муромце)
-Что выпрослушали? (звучали гусли)
-О чем повествовалисполнитель? (о подвигах И. Муромца)
— Знаете ли вы, какназывается такое повествование? (былина)
— Да,действительно, былины нам помогают узнать историю нашего государства, оподвигах русских витязей, защищавших родную землю.
Итак, перед вами музыкальный кроссворд:
слайд
т |
е |
м |
б |
р |
|
|
|
м |
е |
л |
о |
д |
и |
я |
|
|
|
|
г |
у |
с |
л |
и |
|
|
л |
а |
д |
|
|
|
|
|
|
т |
е |
м |
п |
|
|
|
б |
ы |
л |
и |
н |
а |
Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 |
|
|
р |
и |
т |
м |
|
|
а |
л |
ь |
т |
|
|
|
Всевопросы по горизонтали:
1.- Окраска звука,свойственная музыкальному инструменту или голосу (тембр)
2.- Музыкальнаямысль, средство музыкальной выразительности (мелодия)
3.- Русский народныйструнно — щипковый инструмент (гусли)
4.- Музыкальныйзвукоряд, настроение в музыке (лад)
5.- Скоростьисполнения музыкального произведения (темп)
6.- Русскаянародная песня-сказ, выдержанная в характере эпического повествования (былина)
7.- Чередованиеразличных длительностей в музыке (ритм)
8.- Струнныйсмычковый музыкальный инструмент, диапазон звучания которого ниже скрипки (альт)
— Обратитевнимание на слово, которое получилось у нас по вертикали. Это слово БОГАТЫРЬ.
— А богатырисуществовали очень давно. А.С. Пушкин в одном из своих сочинений сказал: «Деладавно минувших дней,
Преданья старины глубокой…»
— Сегодня мы свами узнаем, что повествования о далеких временах называют ЭПИЧЕСКИМИ произведениями.
слайд
— Эпическимпроизведением мы называем произведение искусства величественно-спокойного,величественно-героического характера.
К произведениямнародного творчества относятся и былины.
слайд
В отличии отнародных сказок былины исполняются нараспев. Как и сказки, былины исполняетсказитель – неспешно, величаво. Музыканты в таких случаях говорят: «Исполнительв былинном, эпическом стиле».
слайд
Главным персонажембылин всегда выступает БОГАТЫРЬ – мужественный, честный, благородный. Кому неизвестны имена славных русских богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича,Алёши Поповича?
III. Работа по теме урока.
— Каких богатырейвы можете назвать? (ответы детей)
— Как вы думаете,можно ли нарисовать портрет богатыря при помощи музыки? (рассуждениядетей)
— Давайтепредставим, какой по характеру эта музыка будет?
слайд
(определениехарактера музыки из предложенных терминов)
— Сегодня на урокемы не будем с вами пытаться сочинять мелодию, характеризующую русскогобогатыря. Это вы постараетесь сделать дома.
А мы обратимся ктворчеству композитора, который изображал богатырей в своих сочинениях.
слайд
(слайд — Бородин: портрет, даты жизни)
— Я предоставляюслово группе экспертов, которые подготовили нам сообщение о жизни и творчествеА.П. Бородина.
(выступление детейиз группы экспертов):
АлександрПорфирьевич Бородин (1833-1887)– великий русский композитор. Не получив систематического музыкальногообразования. Занимаясь научной работой в Медико– хирургической академии, тем неменее вошел в историю русской классической музыки как замечательный композитор.Создатель монументальной эпической оперы «Князь Игорь», 3 симфоний,симфонической картины «В Средней Азии», струнного секстета, фортепианного квинтета,2 струнных квартетов, 18 романсов, пьес для фортепиано. Его друзья удивлялисьшироте его знания и работоспособности. Соратники «Могучей кучки» восхищалисьмузыкальным талантом профессора химии. В историю русской музыки Бородин вошел, как основатель одного из ведущих ее направлений – эпического симфонизма.)
— Ребята,оказывается, А.П. Бородин посещал наш город в 1869 году: жил в угловом зданиина пересечении улиц Ленина и Можаевской, работал над сценами из оперы «КнязьИгорь», о чем свидетельствует мемориальная доска, расположенная на зданиивоенного госпиталя на центральной улице нашего города.
слайд
(слайд-мемориальнаядоска)
— Сегодня мы обратимсяк сочинению А.П. Бородина, героями которого являются богатыри. Я говорю о егоВторой симфонии «Богатырской».
— Как вы думаете,какой состав исполнителей мы сейчас услышим? (симфонический оркестр)
— во времяслушания произведения, постарайтесь представить себе картину, задуманнуюкомпозитором.
слайд
(просмотрвидеофрагмента)
-Подтверждает ли музыкальное звучание название Второй симфонии А. Бородина –«Богатырская»? Попробуйте обосновать свой ответ.
— Что выпредставили, слушая произведение? (ответы детей)
— Какиеинструменты исполняли солирующие партии? (ответы детей)
— Какиеопределения, на ваш взгляд, подходят для характеристики услышанного?
слайд
(дети выбираютопределения из презентации)
— Как вы думаете,слово «богатырь» в наше время актуально?
— Нужны ли в нашевремя люди, наделенные чертами характера богатырей?
(рассуждениядетей)
— Можете ли выназвать примеры современных музыкальных произведений, рассказывающих обогатырях? (ответы детей)
— А ведь и в нашевремя слагают песни о богатырях.
IV. Вокально-хоровая работа.
«Богатырская нашасила» музыка А. Пахмутовой, стихи Н. Добронравова (слушание, разучиваниепесни, исполнение песни).
слайд
слайд
слайд
V. Рефлексия.
— Мы сегодняперелистали страницы истории нашей страны: говорили о богатырях, познакомилисьс понятием «эпическое произведение», рассмотрели творчество А.П. Бородина.
— Что вы узнали обогатырях? (ответы детей)
слайд
— Подберитеокончания строчек в стихотворении так, чтобы у нас получился словесный портретбогатыря:
Богатырь – он вот каков: Он силен, умен, (здоров), Метко стрелами (стрелял), В даль он палицу (бросал), На границе он (стоял), Русь родную (защищал)! |
стрелял здоров стоял защищал бросал |
— Предлагаю вамдома постараться придумать свою богатырскую мелодию.
А поможет вам вэтом материал сегодняшнего урока и следующий видеофрагмент.
слайд
(просмотрвидеофрагмента)
V. Музыкальноепрощание.