X-PDF

Конспект урока музыки на тему Там русский дух….там Русью пахнет(3 класс)

Поделиться статьей

                                                                                   Норцова  Лилия  Николаевна

                                                                                   учитель музыки

                                                                                   МБОУ «Гимназия № 44»

                                                                                    г. Курска  

                                                Урок по музыке

                                                  3 класс  I четверть

                                    по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак

                           Тема: «Тамрусский дух… там Русью пахнет!»

 

Цель:осознать влияние фольклора на развитие авторскогоискусства.

Задачиурока:

ü учитьслышать былинные темы в музыке;

ü формироватьпотребность в общении с музыкой;

ü учитьвоспринимать музыку как важную часть жизни человека;

ü формировать эмоциональную отзывчивость, любовь к окружающему миру;

ü учитьвидеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

ü обучать основам музыкальной грамоты через слушание и    исполнение музыкальныхпроизведений;

ü  формироватьпредставления о творчестве  русских композиторов;

ü развиватьумение характеризовать художественные и музыкальные произведения;

ü формироватьпатриотическое отношение к Родине.

     Планируемыерезультаты

Личностные:

-наличие учебно — познавательного интереса к новому учебному материалу;

-наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» какгражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию.

Метапредметные:

-умение строить речевые высказывания в устной форме;

-умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых ихудожественно-творческих задач;

-умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

-умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями,а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства;

Предметные:

-уметь слышать былинные темы в музыке;

-различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;

-размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии фольклора;

-обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки;

Музыкальныйматериал урока:

ü А.Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» I часть. Фрагмент (слушание).

ü А.Пахмутова, стихи Н. Добронравова «Богатырская наша сила» (слушание, пение).

Дополнительныйматериал:

ü презентацияк уроку

ü компьютер,проектор, экран

 

                                                    Ход урока:

 

I.       Организационный   момент.

Музыкальное приветствие

 

II.      Сообщениетемы урока.

— Нашу сегодняшнюювстречу мне хочется начать с музыкальной загадки, которая поможет нам понять, очем пойдет сегодня речь.

 

слайд  (Звучит фрагмент исполнения былины обИлье Муромце)

 

-Что выпрослушали? (звучали гусли)

-О чем повествовалисполнитель? (о подвигах И. Муромца)

— Знаете ли вы,  какназывается такое повествование? (былина)

— Да,действительно, былины нам помогают узнать историю нашего государства, оподвигах русских витязей, защищавших родную землю.

                      Итак, перед вами музыкальный кроссворд:

слайд

т

е

м

б

р

 

 

 

м

е

л

о

д

и

я

 

 

 

 

г

у

с

л

и

 

 

л

а

д

 

 

 

 

 

 

т

е

м

п

 

 

 

б

ы

л

и

н

а

 

 

 

р

и

т

м

 

 

а

л

ь

т

 

 

 

 

Всевопросы по горизонтали:

1.- Окраска звука,свойственная музыкальному инструменту или голосу (тембр)

2.- Музыкальнаямысль, средство музыкальной выразительности (мелодия)

3.- Русский народныйструнно — щипковый инструмент (гусли)

4.- Музыкальныйзвукоряд, настроение в музыке  (лад)

5.- Скоростьисполнения музыкального произведения (темп)

6.- Русскаянародная песня-сказ, выдержанная в характере эпического повествования (былина)

7.- Чередованиеразличных длительностей в музыке (ритм)

8.- Струнныйсмычковый музыкальный инструмент, диапазон звучания которого ниже скрипки (альт)

 

— Обратитевнимание на слово, которое получилось у нас по вертикали. Это слово БОГАТЫРЬ.

— А богатырисуществовали очень давно. А.С. Пушкин в одном из своих сочинений сказал: «Деладавно минувших дней,

                                 Преданья старины глубокой…»

— Сегодня мы свами узнаем, что повествования о далеких временах называют ЭПИЧЕСКИМИ произведениями.

слайд

Эпическимпроизведением мы называем произведение искусства величественно-спокойного,величественно-героического характера.

К произведениямнародного творчества относятся и былины.

слайд

 В отличии отнародных сказок былины исполняются нараспев. Как и сказки, былины исполняетсказитель – неспешно, величаво. Музыканты в таких случаях говорят: «Исполнительв былинном, эпическом стиле».

слайд

Главным персонажембылин всегда выступает БОГАТЫРЬ – мужественный, честный, благородный. Кому неизвестны имена славных русских богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича,Алёши Поповича?

 

III.    Работа по теме урока.

— Каких богатырейвы можете назвать? (ответы детей)

— Как вы думаете,можно ли нарисовать портрет богатыря при помощи музыки?   (рассуждениядетей)

— Давайтепредставим, какой  по характеру эта музыка будет?

слайд

(определениехарактера музыки из предложенных  терминов)

— Сегодня на урокемы не будем с вами пытаться сочинять мелодию, характеризующую русскогобогатыря. Это вы постараетесь сделать дома.

А мы обратимся ктворчеству композитора, который изображал богатырей в своих сочинениях.

слайд

(слайд  — Бородин: портрет, даты жизни)

— Я предоставляюслово группе экспертов, которые подготовили нам сообщение о жизни и творчествеА.П. Бородина.

 

(выступление  детейиз  группы   экспертов):

АлександрПорфирьевич  Бородин (1833-1887)– великий русский композитор. Не получив систематического музыкальногообразования. Занимаясь научной работой в Медико– хирургической академии, тем неменее вошел в историю русской классической музыки как замечательный композитор.Создатель монументальной эпической оперы «Князь Игорь»,  3 симфоний,симфонической картины «В Средней Азии», струнного секстета, фортепианного квинтета,2 струнных квартетов, 18 романсов, пьес для фортепиано. Его друзья удивлялисьшироте его знания и работоспособности. Соратники «Могучей кучки»  восхищалисьмузыкальным талантом профессора химии. В  историю русской музыки Бородин вошел, как основатель одного из ведущих ее направлений – эпического симфонизма.)

 

— Ребята,оказывается, А.П. Бородин посещал наш город  в 1869 году: жил в угловом зданиина пересечении улиц Ленина и Можаевской, работал над сценами из оперы «КнязьИгорь», о  чем свидетельствует мемориальная доска, расположенная на зданиивоенного госпиталя на центральной улице нашего города.

слайд

(слайд-мемориальнаядоска)

— Сегодня мы обратимсяк сочинению А.П. Бородина, героями которого являются богатыри. Я говорю о егоВторой симфонии «Богатырской».

— Как вы думаете,какой состав исполнителей мы сейчас услышим? (симфонический оркестр)

—  во времяслушания произведения, постарайтесь представить себе картину, задуманнуюкомпозитором.

слайд

(просмотрвидеофрагмента)

 -Подтверждает ли музыкальное звучание название Второй симфонии   А. Бородина –«Богатырская»?  Попробуйте обосновать свой ответ.

— Что выпредставили, слушая произведение?  (ответы детей)

— Какиеинструменты исполняли солирующие партии?  (ответы детей)

— Какиеопределения,   на ваш взгляд,   подходят для   характеристики услышанного?

слайд

(дети выбираютопределения из презентации)

— Как вы думаете,слово «богатырь» в наше время  актуально?

— Нужны ли в нашевремя люди, наделенные чертами характера богатырей?

 (рассуждениядетей)

— Можете ли выназвать примеры современных музыкальных произведений, рассказывающих обогатырях?   (ответы детей)

— А ведь и в нашевремя слагают песни о богатырях.

 

IV.   Вокально-хоровая работа.

«Богатырская нашасила»  музыка А. Пахмутовой, стихи Н. Добронравова  (слушание,  разучиваниепесни, исполнение  песни).

слайд

слайд

слайд

 

V.      Рефлексия.

— Мы сегодняперелистали страницы истории нашей страны: говорили о богатырях, познакомилисьс понятием «эпическое произведение», рассмотрели творчество А.П. Бородина.

— Что вы узнали обогатырях?  (ответы детей)

слайд

— Подберитеокончания строчек в стихотворении так, чтобы у нас получился словесный портретбогатыря:

 

Богатырь – он вот каков:

Он силен, умен, (здоров),

Метко стрелами (стрелял),

В даль он палицу (бросал),

На границе он (стоял),

Русь родную (защищал)!

стрелял

здоров

стоял

защищал

бросал

 

— Предлагаю вамдома постараться придумать свою богатырскую мелодию.

А поможет вам вэтом материал сегодняшнего урока и следующий видеофрагмент.

слайд

(просмотрвидеофрагмента)

 

V. Музыкальноепрощание.

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей