Цели деятельности учителя: ознакомитьс содержанием произведения Н. Н. Носова «Ступеньки»; создать условия дляразвития умения давать оценку поступкам героев, навыков правильного чтения;упражнять в выборочном чтении; способствовать воспитанию интереса к детскойлитературе.
Планируемые результатыобразования:
Предметные: умеют отвечатьна вопросы по содержанию текста; пересказывать небольшие по объёму тексты;оценивать литературного героя произведения по его поступкам; называть авторов изаглавия произведений, прочитанных в классе; выражать эмоции и настроение впроцессе чтения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценкикомпонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные:общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанногопроизведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания вустной форме; логические – выделение существенной информации из текста;построение рассуждений.
Регулятивные:анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции,выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки,устанавливать их причины.
Коммуникативные:уметь описывать объект: передавать его внешние характеристики, используявыразительные средства языка; воспринимать текст с учётом поставленной учебнойзадачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Личностные: проявляют в конкретныхситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; применяютправила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются смнением другого человека.
Ход урока
I. Постановка учебнойзадачи.
Надоске: портрет Н. Н. Носова, выставка его книг.
− Многие из книг на этой выставке вам знакомы. Ихавтор – Н. Н. Носов. О чём пишет Н. Носов? (О детях, об их поступках.)
− Что вы знаете о нём? Хотите узнать больше об этомавторе?
Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в городе Киеве в семье актёра. «В школьныегоды, − рассказывал о себе писатель, − мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку,увлёкся химией и вполне серьёзно готовился в политехнический институт; передсамым поступлением передумал и поступил в художественный, а закончил − институткинематографии».
Почти 20 лет Николай Николаевич был связанс кино. Он работал режиссёром. Поставил немало мультипликационных, научных иучебных фильмов.
Как же он стал писателем? Этотвопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу. А случилось это неожиданно:подрастал сын, постоянно требовал всё новых и новых сказок. И вот Носов сталсочинять для него забавные рассказы. В 1938 г. был напечатан первый рассказНосова «Затейники». Затем появились другие рассказы.
− Мы прочитаем рассказ «Ступеньки».
II.Открытие нового знания.
1. Чтение рассказа Н.Носова «Ступеньки».
− О ком этот рассказ?
– Что произошло на лестнице?
– Кто нашёл выход из трудной ситуации?
2.Повторное самостоятельное чтение текста.
3. Беседа по вопросамучебника.
− С кем из двух героев рассказа вы хотелибы дружить? Почему?
4.Работа в парах с деформированным планом текста.
− Восстановите правильную последовательность событий.
• Ну, чего ты остановился?
• Ну-ка, лучше снова начнёмсначала.
• А я уже считать умею!
• Может быть, двадцатьпять?
• Хорошо, что лестницакончилась…
• – А дальше шесть, −сказала мама.
• А я не пойду дальше, покане вспомню.
5. Чтение рассказа по ролям.
III. Рефлексия деятельности.
1. Блицопрос.
− Как звали сестрёнку Пети?
− На какой ступеньке застрял Петя?
− Кто был старше: Петя или Валя?
− Сколько всего было ступенек?
− Что вам понравилось в характере Пети?
− Можно ли научиться новому делу без настойчивости?
2.Выбор заглавия рассказа.
− Выберите пословицу, которую можно сделать названиемрассказа Н. Носова «Ступеньки»: «Терпенье и труд всё перетрут»; «Глазастрашатся, а руки делают»; «Умел начать, умей и окончить».
