X-PDF

Конспект урока на тему: Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы (6 класс)

Поделиться статьей

ФИО

Маляшок Никита Олегович

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы

Цель урока

1.Образовательные:

организация усвоения нового материала.

совершенствование, расширение известного знания.

отработка навыков, закрепление известного способа действий.

ознакомление и систематизация знаний

прививать интерес к чтению,

объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический,

обогащать словарный запас учащихся.

2.Развивающие:

развитие речи через монологические полные ответы, через умение объяснять свою позицию,

развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,

развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания и наблюдательности,

развитие универсальных учебных действий (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.

анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;

3. Воспитательные:

воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся

воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности

воспитание любви к предмету, к чтению,

Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Формы работы учащихся

индивидуальная, фронтальная, групповая.

Необходимое тех. оборудование

Компьютер, проектор

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (регулятивные, личностные, коммуникативные УУД)

Личностные

Развитие навыков комментированного чтения и анализа текста.

личностные: формирование аналитического мышления, формирование навыков развернутого анализа.

регулятивные: саморегуляция; целеполагание; умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами; умение самостоятельно определять цели обучения; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение);

развития своей оценки к жизни и быту героев. Формировать умение сравнивать и обобщать, а также активно и последовательно отстаивать свою точку зрения;

 

Ходурока

Приветствие. Подготовка куроку. Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день.Давайте вспомним, с какими видами слов (источниками появления) мыпознакомились.  (Общеупотребительные, профессиональные и диалектные слова)

Отлично! Теперь давайте послушаемстихотворение Якова Козловского «Усыновлённые слова».

Был затуманен изадымлен

Их тайный путь,которым встарь

Они от персов илиримлян

Пришли когда-то внаш словарь.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Задумаюсь над словом«сфера»

И удивлюсь опять:ужель

Еще Эллада доГомера

Качала «сферы»колыбель?

 

И, зажигаясь,словно свечи,

Иноязычные слова

Всегда имели врусской речи

Неущемленныеправа.

 

И, находясь наславном деле,

Перед другими не втени,

Давным-давно какобрусели,

Усыновленные, они.

Учитель: О чём этостихотворение? (О словах из других языков.  Он называет их «усыновлёнными»,потому что многие из них стали общеупотребительными и настолько прочно вошли внашу речь, что мы даже не задумываемся об их происхождении)

Как называются такие слова в языке?(Заимствованные слова).

Как вы понимаете смысл слова «заимствованные»?(Пришедшие из других языков).

Давайте сформулируем цель нашего урока.

Учитель: Вы знаете, что врусском языке много слов, заимствованных из других языков. Что такоезаи́мствование?     

В лингвистике заи́мствование — это процессусвоения одним языком слова, выражения или значения другого языка, а такжерезультат этого процесса — само заимствованное слово. Заимствование являетсяважным фактором развития и изменения лексической системы языка.

Чтение теоретического материала §25 (с.67-68).

Учитель: Заимствованные слова составляютне более 10% от общего количества слов русского языка. Заимствование происходитв результате экономических, политических, культурных контактов с другиминародами. Постепенно заимствованные слова входят в число словобщеупотребительных и уже не воспринимаются как иноязычные. В разные эпохи внаш язык проникали слова из других языков. Заимствование слов продолжается исовременным русским языком.

В зависимости от того, из какого языкапришли те или иные слова, могут быть выделены два типа заимствований:

1) заимствования родственные —заимствования из старославянского языка (враг).

2) заимствования иноязычные — заимствованияиз греческого, латинского, английского и многих других языков. А теперь давайтепопробуем определить, какие слова откуда к нам пришли!

(Записывают слова, пытаются определитьязык, из которого те пришли).

Учитель: Как вы думаете,почему заимствованные слова составляют такую малую часть (10 %) от всегословарного состава русского языка?

На сколько по-вашему важны заимствованныеслова? (Заимствование увеличивает лексическое богатство языка, служитисточником новых корней, других словообразовательных элементов и терминов, даетназвание ранее неизвестным вещам, используемым в разных областях жизниобщества).

А теперь давайте запишем, что же такоезаимствованные слова (Определение из учебника с. 68).

Учитель: Как вы думаете,другие языки используют процесс заимствования для пополнения своего словарногозапаса?

(Для справки: в арабском языке развитословообразование, он содержит лишь около 1 % заимствованных слов; а ванглийском — около 70 % заимствований).

— Старославянский язык был первымлитературным языком для всех славянских народов и сыграл важную роль в развитиирусского языка. Многие слова сегодня нами уже не осознаются как чужие (время,враг, ответ), но есть и такие, которые используются специально для приданияречи особой торжественности (вражда, дерзать, гражданин). Некоторые слова изстарославянского языка имеют сходство с исконно русскими словами.

Учитель: Посмотрите наТАБЛИЦУ (Задание 1. Из презентации).

Подберите собственные примеры для каждойгруппы слов. (Например: младой- молодой, посредине-посередине, страж-сторож,прах -порох, хлад -холод, нрав-сноровка, глад-голод, краткий-короткий, власть-волость, древо- дерево)

Посмотрите на таблицу (Задание 2. Изпрезентации). Выпишите в тетрадь верные пары. Подчеркните толькозаимствованные слова. По каким признакам вы определили их иноязычноепроисхождение?

Учитель: Одним изисточников пополнения словарного состава языка являются неологизмы. Это словаобозначающие новые предметы и явления, которые возникают в результате измененийв обществе или развития науки.

Например, при возникновении новыхпрофессий появляются новые их обозначающие слова – менеджер, барбер, дизайнер,стример.

С развитием новых технологий появляютсятакие слова как компьютер, интернет, блогер.

Неологизмы обычно являются плодомтворчества всего народа языкотворца, но известны новые слова, введенные воборот конкретными людьми — писателями, учеными, общественными деятелями. Так,слова атмосфера, притяжение впервые употребил М. В. Ломоносов; человечность,промышленность — Н. М. Карамзин;

Учитель: Подумайте, с чем связано появлениеданных ниже слов. (Задание 3 со слайда).

Какие из неологизмов, вашему мнению,образовались в самом русском языке, а какие были заимствованы из иностранныхязыков? (Ответ: Флэшка, мобильник, цифровик)

Появившись в речи, неологизмы носятотпечаток необычности, новизны. Потребность в назывании словом нового предмета(признака, действия) заставляет все чаще употреблять тот или иной неологизм, ион, теряя впечатление новизны, становится общеупотребительным словом. Однакоесли у этого неологизм были синонимы, то он полностью покидает нашу речь.

Одна из черт неологизмов, что они не редкоочень быстро устаревают. Ниже представлен текст из слов, понятных и новых длялюбого подростка 90-х годов. Вам нужно прочитать и определить значениевыделенных слов. (Задание 3 со слайда).

Рефлексия

 Что нового высегодня узнали?

— Важно ли нам знать, что такоенеологизмы?

— Какие слова вы сегодня услышали впервые?

— Чему вы сегодня научились?

 

Информирует учащихся о домашнем задании.

Домашнее задание: Составьте список из12 слов, которые появились в нашем языке за последние 20 лет.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет