X-PDF

Конспект урока на тему: Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы (6 класс)

Поделиться статьей

ФИО

Маляшок Никита Олегович

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы

Цель урока

1.Образовательные:

организация усвоения нового материала.

совершенствование, расширение известного знания.

отработка навыков, закрепление известного способа действий.

ознакомление и систематизация знаний

прививать интерес к чтению,

объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический,

обогащать словарный запас учащихся.

2.Развивающие:

развитие речи через монологические полные ответы, через умение объяснять свою позицию,

развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,

развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания и наблюдательности,

развитие универсальных учебных действий (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.

анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;

3. Воспитательные:

воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся

воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности

воспитание любви к предмету, к чтению,

Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Формы работы учащихся

индивидуальная, фронтальная, групповая.

Необходимое тех. оборудование

Компьютер, проектор

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (регулятивные, личностные, коммуникативные УУД)

Личностные

Развитие навыков комментированного чтения и анализа текста.

личностные: формирование аналитического мышления, формирование навыков развернутого анализа.

регулятивные: саморегуляция; целеполагание; умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами; умение самостоятельно определять цели обучения; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение);

развития своей оценки к жизни и быту героев. Формировать умение сравнивать и обобщать, а также активно и последовательно отстаивать свою точку зрения;

 

Ходурока

Приветствие. Подготовка куроку. Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день.Давайте вспомним, с какими видами слов (источниками появления) мыпознакомились.  (Общеупотребительные, профессиональные и диалектные слова)

Отлично! Теперь давайте послушаемстихотворение Якова Козловского «Усыновлённые слова».

Был затуманен изадымлен

Их тайный путь,которым встарь

Они от персов илиримлян

Пришли когда-то внаш словарь.

 

Задумаюсь над словом«сфера»

И удивлюсь опять:ужель

Еще Эллада доГомера

Качала «сферы»колыбель?

 

И, зажигаясь,словно свечи,

Иноязычные слова

Всегда имели врусской речи

Неущемленныеправа.

 

И, находясь наславном деле,

Перед другими не втени,

Давным-давно какобрусели,

Усыновленные, они.

Учитель: О чём этостихотворение? (О словах из других языков.  Он называет их «усыновлёнными»,потому что многие из них стали общеупотребительными и настолько прочно вошли внашу речь, что мы даже не задумываемся об их происхождении)

Как называются такие слова в языке?(Заимствованные слова).

Как вы понимаете смысл слова «заимствованные»?(Пришедшие из других языков).

Давайте сформулируем цель нашего урока.

Учитель: Вы знаете, что врусском языке много слов, заимствованных из других языков. Что такоезаи́мствование?     

В лингвистике заи́мствование — это процессусвоения одним языком слова, выражения или значения другого языка, а такжерезультат этого процесса — само заимствованное слово. Заимствование являетсяважным фактором развития и изменения лексической системы языка.

Чтение теоретического материала §25 (с.67-68).

Учитель: Заимствованные слова составляютне более 10% от общего количества слов русского языка. Заимствование происходитв результате экономических, политических, культурных контактов с другиминародами. Постепенно заимствованные слова входят в число словобщеупотребительных и уже не воспринимаются как иноязычные. В разные эпохи внаш язык проникали слова из других языков. Заимствование слов продолжается исовременным русским языком.

В зависимости от того, из какого языкапришли те или иные слова, могут быть выделены два типа заимствований:

1) заимствования родственные —заимствования из старославянского языка (враг).

2) заимствования иноязычные — заимствованияиз греческого, латинского, английского и многих других языков. А теперь давайтепопробуем определить, какие слова откуда к нам пришли!

(Записывают слова, пытаются определитьязык, из которого те пришли).

Учитель: Как вы думаете,почему заимствованные слова составляют такую малую часть (10 %) от всегословарного состава русского языка?

На сколько по-вашему важны заимствованныеслова? (Заимствование увеличивает лексическое богатство языка, служитисточником новых корней, других словообразовательных элементов и терминов, даетназвание ранее неизвестным вещам, используемым в разных областях жизниобщества).

А теперь давайте запишем, что же такоезаимствованные слова (Определение из учебника с. 68).

Учитель: Как вы думаете,другие языки используют процесс заимствования для пополнения своего словарногозапаса?

(Для справки: в арабском языке развитословообразование, он содержит лишь около 1 % заимствованных слов; а ванглийском — около 70 % заимствований).

— Старославянский язык был первымлитературным языком для всех славянских народов и сыграл важную роль в развитиирусского языка. Многие слова сегодня нами уже не осознаются как чужие (время,враг, ответ), но есть и такие, которые используются специально для приданияречи особой торжественности (вражда, дерзать, гражданин). Некоторые слова изстарославянского языка имеют сходство с исконно русскими словами.

Учитель: Посмотрите наТАБЛИЦУ (Задание 1. Из презентации).

Подберите собственные примеры для каждойгруппы слов. (Например: младой- молодой, посредине-посередине, страж-сторож,прах -порох, хлад -холод, нрав-сноровка, глад-голод, краткий-короткий, власть-волость, древо- дерево)

Посмотрите на таблицу (Задание 2. Изпрезентации). Выпишите в тетрадь верные пары. Подчеркните толькозаимствованные слова. По каким признакам вы определили их иноязычноепроисхождение?

Учитель: Одним изисточников пополнения словарного состава языка являются неологизмы. Это словаобозначающие новые предметы и явления, которые возникают в результате измененийв обществе или развития науки.

Например, при возникновении новыхпрофессий появляются новые их обозначающие слова – менеджер, барбер, дизайнер,стример.

С развитием новых технологий появляютсятакие слова как компьютер, интернет, блогер.

Неологизмы обычно являются плодомтворчества всего народа языкотворца, но известны новые слова, введенные воборот конкретными людьми — писателями, учеными, общественными деятелями. Так,слова атмосфера, притяжение впервые употребил М. В. Ломоносов; человечность,промышленность — Н. М. Карамзин;

Учитель: Подумайте, с чем связано появлениеданных ниже слов. (Задание 3 со слайда).

Какие из неологизмов, вашему мнению,образовались в самом русском языке, а какие были заимствованы из иностранныхязыков? (Ответ: Флэшка, мобильник, цифровик)

Появившись в речи, неологизмы носятотпечаток необычности, новизны. Потребность в назывании словом нового предмета(признака, действия) заставляет все чаще употреблять тот или иной неологизм, ион, теряя впечатление новизны, становится общеупотребительным словом. Однакоесли у этого неологизм были синонимы, то он полностью покидает нашу речь.

Одна из черт неологизмов, что они не редкоочень быстро устаревают. Ниже представлен текст из слов, понятных и новых длялюбого подростка 90-х годов. Вам нужно прочитать и определить значениевыделенных слов. (Задание 3 со слайда).

Рефлексия

 Что нового высегодня узнали?

— Важно ли нам знать, что такоенеологизмы?

— Какие слова вы сегодня услышали впервые?

— Чему вы сегодня научились?

 

Информирует учащихся о домашнем задании.

Домашнее задание: Составьте список из12 слов, которые появились в нашем языке за последние 20 лет.


Поделиться статьей

Презентация по русскому языку на тему Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале Ранняя весна. Первоцветы

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения


Поделиться статьей

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОГЭ – 2023»

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ«ОГЭ – 2023» 2 слайд Приказ Минпросвещения России


Поделиться статьей

Презентация к выступлению на районных педагогических чтениях « Современное образование: педагогическое мастерство и педагогические технологии». на тему :«Духовно-нравственные ценности в воспитании социально-ответственной личности».

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 Презентация к выступлению


Поделиться статьей