X-PDF

Конспект урока на тему: «Образование слов при помощи суффиксов»(2 класс)

Поделиться статьей

Конспект урока во 2 классе натему:

«Образование слов при помощисуффиксов»

Цель— развивать навыки словообразованияпри помощи суффиксов.

Задачи:

1)    познакомить с суффиксом и егозначением;

2)    закрепить знания оправописании суффиксов;

3)    познакомит с суффиксами: –ОНОК-, — ЁНОК-, – ЧИК-, -ЩИК-, -ОК-;

4)    развитие умениясуффиксального способа образования новых слов;

5)   научить дифференцировать суффиксы: – ИК-, -ИЩ-, — ЕН-;

6)    развитие слухового внимания.

Оборудование: картинки с детенышамиживотных; карточки со словами; картинки: чемоданчик и кузовок; карточки сословами: суп, зуб, груз, кон, дуб, гриб, угол, зуб, лес; карточки с текстом;тетради и ручки.

 

Ход урока

1)   Оргмомент

— Прочитайте слова, записанные надоске, и найдите в  каждой группе общую часть, с помощью которой эти словаобразованы.

·       лес,лесок, лесник;

·       кот,котик, кошачий, кошечка, котенок;

·       лист,листовой, листочек.

— Сегодня мы вами будем учитьсяобразовывать слова при помощи суффиксов.

2)    Знакомство с понятием«суффикс»

— Суффикс служит для образованияновых слов и чаще всего стоит после корня.

Послушайте сказку о волшебникеСуффиксе.

В давние-давние времена вдалекой стране Грамматике жил в замке старый волшебникСуффикс. Очень боялись его жители страны. Об этомколдуне давно ходила дурная сла­ва. Он мог превращать слова из маленьких вбольшие или просто огромные, а доброго мог сделать злым,или наобо­рот, превратить сердитого в ласкового ипослушного. Как это удавалось волшебнику, слова не знали, аоттого и боя­лись его.

Однажды в город пришел огромный великан.Сделался правителем, короля прогнал в лес и стал управлять всем и всеми.Опечалились жители. Как жить дальше? Чем кор­митьогромного великана, если он за один раз съедал ста­докоров. Во что одевать, если на одну его рубашку уходил годовойзапас ткани. И тут старейшина города предложил обратитьсяза помощью к волшебнику Суффиксу. Жители боялись идти кстарику. Но нашлись три смельчака, кото­рые отважились на этопутешествие. Они нашли замок волшебника. Рассказали ему о несчастье горожан, итот обещал помочь.

На следующее утро волшебникСуффикс появился на
главной площади города перед дворцом великана. Новый
правитель сидел на балконе и пил утренний кофе. Завидев
старенького колдуна, великан рассмеялся и сказал: «Так
это тебя так боится мой народ? Трусливые людишки!» Вол­шебник Суффикс ничего ему не ответил, а лишь взмахнул
своей волшебной палочкой, и …сапожищи великана превра­тились в сапожки, взмахнул еще раз и … (логопед называет
предметы, а дети досказывают ему, каким онстал) Вот
так и не стало великана, а на его месте остался маленький
человечек. Замахал он ручками, затопал ножками и убежал
с глаз долой.

Вернулся из леса прежнийкороль, и зажили люди счас­тливо. Правитель щедронаградил волшебника Суффикса и пригласил его жить в город.

С тех пор никто и никогдабольше не боялся старого кол­дуна. А жители города ещедолго пересказывали эту исто­рию, передавая ее от детей квнукам.

3)   Знакомство с правописанием и значением суффиксов – ОНОК-, — ЁНОК

— Назовите изображения животных и их детенышей. Запишите названиядетенышей. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы эти слова.

Картинки: котенок, козленок, теленок, лисенок, медвежонок,жеребенок, поросенок.

4)   Дифференциация суффиксов – ИК-, -ИЩ-, — ЕН-

— Волшебныесуффиксы – ИК-, -ИЩ-, — ЕН- умеют превращать маленькие предметы в большие инаоборот. Поиграйте с волшебными суффиксами: превратите предметы доя гнома вмаленькие, а для великана в большие. Запишите названия предметов в две колонки.

РУКА – ручища,рученька

СТОЛ – столище,столик

НОГА- ножища,ноженька

НОС – носища,носик

ДОМ – домища,домик

УСЫ – усищи,усики

5)   Физкультминутка Радуга

Дети вместе с учителем произносят:

Радуга-дуга-дуга,

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

Унеси меня в луга,

На травушку шелковую,

На речку бирюзовую,

На желтенький песок!

Одновременно дети закрываютглаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороныв сторону, руки над головой. Затем глаза открывают и закрывают, садятсяза парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытымиглазами увидеть заданный цвет. По истечении 3 — 5 с учительспрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры — 30с.

6)    Знакомство с суффиксами –ЧИК-, -ЩИК-.

— Ответьте вернона вопросы и вы узнаете, какое значение имеют суффиксы  – ЧИК-, -ЩИК-.

Вопросы:

— Кто помогает навокзале носить вещи? (носильщик)

— Кто носитспециальную форму и летает на самолете? (летчик)

— Кто дрессируетзверей? (дрессировщик)

— Кто что-тоналаживает? (наладчик)

— Кто чинитводопровод? (водопроводчик)

— Кто стреляет изпулемета? (пулеметчик)

— Кто служит  вракетных войсках? (ракетчик)

— Кто коситгазоны? (газончик)

Что общего междувсеми отгаданными словами? (они обозначают названия профессий)

7)   «Найди суффиксы»

— Прочитайтеслова на карточках и подумайте, какие суффиксы можно найти в них?

Слова накарточках:

— танкист,дирижер, пекарь;

— танкист,жонглер, токарь;

— фигурист,оратор, слесарь;

— хоккеист,архитектор, пахарь.

8)   Суффиксы – ЧИК-, -ОК-.

— Рассмотритепару суффиксов и подумайте: кому можно дать ЧЕМОДАНЧИК, а кому КУЗОВОК? Почему?

На доске логопедзаписывает суффиксы – ЧИК-, -ОК- и выставляет картинки, изображающие чемоданчики кузовок.

Карточки со словами: суп, зуб, груз,кон, дуб, гриб, угол, зуб, лес.

— Найдите слово,от которого вы образовали несколько новых слов (Зуб. Зубок и зубчик). Чемотличаются эти слова? (суффиксами) Объясните значение слов.

9)   Работа с текстом

— Прочитайтетекст на карточке. Найдите слова, в которых есть суффиксы. Подчеркните слова ссуффиксами, выделите их. Какую роль играют в словах эти суффиксы?

Рысь

Под старой сосной грелась рысь. На ветку села синичка. Ветка тихкачнулась. Зашуршала в траве лесная мышка. Маленький рысенок бросился с нейиграть. Мать ласково мурлыкала и смотрела на малыша.

Ночью она пойдет за добычей. Поймает хищница маленьких зайчат,крупных зайцев, тяжелый глухарей. Много вреда приносит рысь.

 

10)                      Итог урока

— Назовитесуффиксы, о которых вы узнали на уроке. Что они обозначают? Для чего нужны?

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет