Конспект урока во 2 классе натему:
«Образование слов при помощисуффиксов»
Цель— развивать навыки словообразованияпри помощи суффиксов.
Задачи:
1) познакомить с суффиксом и егозначением;
2) закрепить знания оправописании суффиксов;
3) познакомит с суффиксами: –ОНОК-, — ЁНОК-, – ЧИК-, -ЩИК-, -ОК-;
4) развитие умениясуффиксального способа образования новых слов;
5) научить дифференцировать суффиксы: – ИК-, -ИЩ-, — ЕН-;
6) развитие слухового внимания.
Оборудование: картинки с детенышамиживотных; карточки со словами; картинки: чемоданчик и кузовок; карточки сословами: суп, зуб, груз, кон, дуб, гриб, угол, зуб, лес; карточки с текстом;тетради и ручки.
Ход урока
1) Оргмомент
— Прочитайте слова, записанные надоске, и найдите в каждой группе общую часть, с помощью которой эти словаобразованы.
· лес,лесок, лесник;
· кот,котик, кошачий, кошечка, котенок;
· лист,листовой, листочек.
— Сегодня мы вами будем учитьсяобразовывать слова при помощи суффиксов.
2) Знакомство с понятием«суффикс»
— Суффикс служит для образованияновых слов и чаще всего стоит после корня.
Послушайте сказку о волшебникеСуффиксе.
В давние-давние времена вдалекой стране Грамматике жил в замке старый волшебникСуффикс. Очень боялись его жители страны. Об этомколдуне давно ходила дурная слава. Он мог превращать слова из маленьких вбольшие или просто огромные, а доброго мог сделать злым,или наоборот, превратить сердитого в ласкового ипослушного. Как это удавалось волшебнику, слова не знали, аоттого и боялись его.
Однажды в город пришел огромный великан.Сделался правителем, короля прогнал в лес и стал управлять всем и всеми.Опечалились жители. Как жить дальше? Чем кормитьогромного великана, если он за один раз съедал стадокоров. Во что одевать, если на одну его рубашку уходил годовойзапас ткани. И тут старейшина города предложил обратитьсяза помощью к волшебнику Суффиксу. Жители боялись идти кстарику. Но нашлись три смельчака, которые отважились на этопутешествие. Они нашли замок волшебника. Рассказали ему о несчастье горожан, итот обещал помочь.
На следующее утро волшебникСуффикс появился на
главной площади города перед дворцом великана. Новый
правитель сидел на балконе и пил утренний кофе. Завидев
старенького колдуна, великан рассмеялся и сказал: «Так
это тебя так боится мой народ? Трусливые людишки!» Волшебник Суффикс ничего ему не ответил, а лишь взмахнул
своей волшебной палочкой, и …сапожищи великана превратились в сапожки, взмахнул еще раз и … (логопед называет
предметы, а дети досказывают ему, каким онстал) Вот
так и не стало великана, а на его месте остался маленький
человечек. Замахал он ручками, затопал ножками и убежал
с глаз долой.
Вернулся из леса прежнийкороль, и зажили люди счастливо. Правитель щедронаградил волшебника Суффикса и пригласил его жить в город.
С тех пор никто и никогдабольше не боялся старого колдуна. А жители города ещедолго пересказывали эту историю, передавая ее от детей квнукам.
3) Знакомство с правописанием и значением суффиксов – ОНОК-, — ЁНОК
— Назовите изображения животных и их детенышей. Запишите названиядетенышей. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы эти слова.
Картинки: котенок, козленок, теленок, лисенок, медвежонок,жеребенок, поросенок.
4) Дифференциация суффиксов – ИК-, -ИЩ-, — ЕН-
— Волшебныесуффиксы – ИК-, -ИЩ-, — ЕН- умеют превращать маленькие предметы в большие инаоборот. Поиграйте с волшебными суффиксами: превратите предметы доя гнома вмаленькие, а для великана в большие. Запишите названия предметов в две колонки.
РУКА – ручища,рученька
СТОЛ – столище,столик
НОГА- ножища,ноженька
НОС – носища,носик
ДОМ – домища,домик
УСЫ – усищи,усики
5) Физкультминутка Радуга
Дети вместе с учителем произносят:
Радуга-дуга-дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песок!
Одновременно дети закрываютглаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороныв сторону, руки над головой. Затем глаза открывают и закрывают, садятсяза парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытымиглазами увидеть заданный цвет. По истечении 3 — 5 с учительспрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры — 30с.
6) Знакомство с суффиксами –ЧИК-, -ЩИК-.
— Ответьте вернона вопросы и вы узнаете, какое значение имеют суффиксы – ЧИК-, -ЩИК-.
Вопросы:
— Кто помогает навокзале носить вещи? (носильщик)
— Кто носитспециальную форму и летает на самолете? (летчик)
— Кто дрессируетзверей? (дрессировщик)
— Кто что-тоналаживает? (наладчик)
— Кто чинитводопровод? (водопроводчик)
— Кто стреляет изпулемета? (пулеметчик)
— Кто служит вракетных войсках? (ракетчик)
— Кто коситгазоны? (газончик)
Что общего междувсеми отгаданными словами? (они обозначают названия профессий)
7) «Найди суффиксы»
— Прочитайтеслова на карточках и подумайте, какие суффиксы можно найти в них?
Слова накарточках:
— танкист,дирижер, пекарь;
— танкист,жонглер, токарь;
— фигурист,оратор, слесарь;
— хоккеист,архитектор, пахарь.
8) Суффиксы – ЧИК-, -ОК-.
— Рассмотритепару суффиксов и подумайте: кому можно дать ЧЕМОДАНЧИК, а кому КУЗОВОК? Почему?
На доске логопедзаписывает суффиксы – ЧИК-, -ОК- и выставляет картинки, изображающие чемоданчики кузовок.
Карточки со словами: суп, зуб, груз,кон, дуб, гриб, угол, зуб, лес.
— Найдите слово,от которого вы образовали несколько новых слов (Зуб. Зубок и зубчик). Чемотличаются эти слова? (суффиксами) Объясните значение слов.
9) Работа с текстом
— Прочитайтетекст на карточке. Найдите слова, в которых есть суффиксы. Подчеркните слова ссуффиксами, выделите их. Какую роль играют в словах эти суффиксы?
Рысь
Под старой сосной грелась рысь. На ветку села синичка. Ветка тихкачнулась. Зашуршала в траве лесная мышка. Маленький рысенок бросился с нейиграть. Мать ласково мурлыкала и смотрела на малыша.
Ночью она пойдет за добычей. Поймает хищница маленьких зайчат,крупных зайцев, тяжелый глухарей. Много вреда приносит рысь.
10) Итог урока
— Назовитесуффиксы, о которых вы узнали на уроке. Что они обозначают? Для чего нужны?
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)