Тема:«Причастие»
Класс:7
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствиеучащихся, подготовка к уроку.
II. Актуализация знаний
Проверкадомашнего задания
III. Объяснение нового материала
1. Введениев тему
Задаём вопрос: какие части речи вызнаете? Учащиеся перечисляют.
Затемна слайде появляется набор слов (разные по частям речи). Даём задание:соотнесите слова с частями речи, к которым они относятся. В конце должноостаться одно слово (причастие, например, краснеющий). Задаём вопрос: почему выне отнесли это слово ни к одной из частей речи?
Есть вероятность, что ученики могутотнести данное слово к прилагательному, в таком случае указываем на ошибку.Затем сопоставляем причастие и прилагательное. Например, краснеющий и красный.Указываем на отличия между ними.
2. Определение темы и целей урока
Вопрос учителя: о чем же мы будемговорить сегодня на уроке? Ученики определяют тему и цель урока.
Сегодня мы изучим новую часть речи,которая одновременно похожа на имя прилагательное и на глагол.
3.Открытие нового знания
Включаем две похожие музыкальныекомпозиции, но одна из должна характеризоваться наличием быстрого темпа(например, две репризы). Через характеристики композиций выводим детей нахарактеристики причастия.
Причастие – это часть речи или формаглаголы, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросыкакой? какая? какое? какие?
Продолжаем сопоставлять причастиекраснеющий и прилагательное красный.
По итогу должны получить даннуютаблицу:
СХОДСТВО С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ |
СХОДСТВО С ГЛАГОЛАМИ |
1. имеют те же окончания, что и прилагательные: краснеющий краснеющая краснеющие |
1. Изменяются по временам: краснеющий – покрасневший |
2. Изменяются по числам, родам и падежам: Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251 краснеющий — краснеющие краснеющая — краснеющей — краснеющему |
2. вид (совершенный и несовершенный): краснеющий — покрасневший |
3. согласуются с именем существительным в роде, числе, падеже: краснеющий мальчик краснеющая девочка краснеющие ребята |
3. Имеют при себе зависимое существительное или наречие: краснеющий быстро |
4. Отвечают на вопросы прилагательных: какой? какая? какое? какие? |
Причастие всегда образуется отглагола!
Работаем с теорией в учебнике,проверяем свои рассуждения. Затем выполняем задания:
— На слайд выводятся словосочетания,ученикам нужно распределить словосочетания в 2 столбика, в первый –словосочетания с прилагательными, а во втором – с причастиями:
Летящий мяч, зелёный лист, крутящийсяглобус, читающий мальчик, темная аллея, желтеющая трава, жёлтый карандаш,холодное утро, прочитанная книга, читательский дневник, морозный день,обмороженный палец, солёные огурцы, зелёное яблоко, зеленеющие луга.
— Самостоятельная работа в тетрадях,упражнение из учебника
VI. Рефлексия
Работа с рефлексивной анкетой:
Урок был…
Урок был (не) скучный, а интересный.
Урок был (не) интересный, а скучный.
Моё настроение.
Моё настроение было (не)грустное, авесёлое.
Моё настроение было (не)весёлое, агрустное.
VII. Домашняя работа
Теоретический параграф и упражнениеиз учебника.