Тема. Вводные слова. Группы вводных словпо значению
Цель: ознакомить ссемантикой вводных слов и их синтаксической ролью; формировать уменияопределять группы вводных слов по значению, учить правильно использоватьвводные слова; формировать пунктуационные навыки; воспитывать культуру речиучащихся.
Тип урока: комбинированный.
ХОДУРОКА
I. Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания.
2. Беседа.
–Какие правила общения вы длясебя открыли, изучая обращение?
-Можем ли мы при помощиобращения выразить своё отношение к человеку?
-Что вам известно о вводныхсловах?
-С какой целью их вводят впредложения?
-Какие слова чаще всеговыступают в роли вводных?
III. Постановка целей и задач урока.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель. Сегоднямы попытались вспомнить всё, что мы знаем о вводных словах, более детальнорассмотрим их функцию в предложении. Будем продолжать формированиепунктуационных навыков.
IV. Изучение нового материала
1.Учитель.
Вводными называются слова, словосочетания и предложения, которыевыражают отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источникисообщения, на отношения между отдельными мыслями в речи и т.д. Вводные конструкциине являются членами предложения, грамматически и интонационно выделены и тесносвязаны с содержанием предложения. Вводные слова и словосочетания на письмевыделяются запятыми. Вводные предложения, небольшие по объёму или начинающиесяс союзов как, если, сколько и т.п., выделяются запятыми. Распространённыевводные предложения, вставные конструкции выделяются скобками или тире.
2. Ознакомление с таблицей «Вводныеслова и выражения»
Признаки |
Примеры |
1).Указывают на источник сообщаемого |
По мнению, по-моему, мол, помнится, сточки зрения, говорят и др. |
2). Выражают чувства говорящего (радость, сожаление, огорчение, опасение, страх, удивление т.д.) |
К несчастью, к счастью, к сожалению, на беду, чего доброго и т.д. |
3). Привлекают внимание собеседника к сообщаемому |
Понимаете (ли), пожалуйста, видишь (ли), представьте себе, послушайте, согласитесь, позвольте и др. |
4).Выражают степень достоверности высказываемой мысли (уверенность, предположение, неуверенность, возможность и др.) |
Конечно, безусловно, само собой разумеется, вероятно, пожалуй, думаю, надеюсь и т.д. |
5).Указывают на приёмы и способы оформления мысли и её изложения Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518 |
Одним словом, в общих чертах, вообще, короче говоря, вернее сказать и др. |
6). Указывают на смысловую связь частей сообщения, последовательность изложения, логический результат сказанного, ход и оценку собственного рассуждения |
Итак, значит, напротив, далее, в общем, во-первых, к примеру, в сущности и др. |
7).Указывают на степени обычности ситуации |
Как всегда, обычно, случается, бывало и т.д. |
Такие значения могут быть выражены ивводными предложениями.
3. Работа с учебником. Ознакомление с теоретическим материалом учебника потеме урока.
V.Обобщение , систематизация и контрользнаний и умений учащихся
1. Выборочный диктант
Выпишите вводные слова из рассказа Н.Носова
ВЗелёном городе
В Зелёном городе имелсяводопровод, сделанный из стеблей тростника. Как известно, стебли тростникавнутри пустые, и по ним может течь вода, как по трубам. Эти трубы были положенывдоль каждой улицы, но они не лежали, как кто-нибудь может подумать, прямо наземле, а были прикреплены к деревянным столбикам на некоторой высоте. Поэтому,разумеется, трубы не гнили и могли служить очень долго, хотя и требовали,несомненно, постоянного наблюдения и ремонта. От главной трубы шли ответвленияк каждому дому. Поэтому в каждом доме имелась вода, что, естественно, оченьудобно. Кроме того, перед каждым домом имелся фонтан. Это было, действительно,очень красиво и полезно, так как бившая из фонтанов вода использовалась дляорошения огородов. В каждом дворе, как рассказывали жители, имелся свойогород, где росли разные овощи: репа, редиска, свекла, морковка.
2.Творческое реконструирование
— Осложните предложения вводными словами созначением отношения к сказанному (сожаление или радость)
1).Погода была отвратительная. 2).Я незахватил с собой фотоаппарата. 3).Пожар был замечен вовремя. 4).Я не попал втеатр.
-Осложните предложения вводными словами созначением предположительности.
1).Вы читали роман А.С.Пушкина «ЕвгенийОнегин»?
2). Вопрос будет решён положительно.
3).Вы бывали на Кавказе?
4). Вопрос будет решён положительно.
3. Работа с упражнениями учебника.
VI.Рефлексия. Подведение итогов урока.
Беседа
-Что называют вводными словами.
-Как на письме выделяют вводные слова,словосочетания и предложения?
-Каким образом вводные слова(словосочетания,предложения помогут вам совершенствовать свою речь?
VII.Домашнее задание: Выучить теоретическийматериал о группах вводных слов по значению,
