Урок №21 30.01.2023 6 класс биология
Темаурока: Побеги почки. Лабораторная работа №6 «Строение почек. Расположение почек на стебле».
Цель: познакомитьучащихся со строением побега, почек и их взаимосвязи; с видами почек, строениемстебля, основными типами стеблей.
Задачи:
Образовательные: созданиеусловий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение строения ифункций стебля, взаимосвязи побега и почек.
Воспитательные: воспитаниеположительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе,воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологическойкультуры.
Развивающие: продолжитьформирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навыкраспознавания стеблей растений.
Типурока:комбинированный
Методыпроведения урока:
Словесные:рассказ,беседа, объяснение.
Практические:лабораторнаяработа
Наглядные:иллюстрациитаблиц «Строение побега», побеги : плюща, сирени, березы, гербарий,
рисункиучебника,
Оборудование: учебник«Биология 5-6 класс» карточки. «Строение побега», «Строение стебля».
Планируемые результаты:
Предметные:учащиеся знакомятся со строением побега и почек, развитием побега из почки.
Метапредметные: учащиеся развиваютумения проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основании делатьвыводы.
Личностные: уучащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности.
Основные понятия урока: побег, почка, верхушечная, пазушная, придаточная почки,вегетативная, генеративная почки, конус нарастания, узел, междоузлие, пазухалиста, очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничествос обучающимися класса при обсуждении вопроса о листорасположении и ростепобега, работа в парах, выполнение лабораторной работы.
ХОДУРОКА:
1. Организационныймомент (2 мин.). Приветствие класса, проверкаподготовленности учащихся к уроку, фиксация отсутствующих. Организациявнимания.
2. Проверкадомашнего задания (7 мин.) проведениефронтального опроса и письменный опрос «Верю не верю»:
1.На столах у учащихся лежат геометрические фигурки: прямоугольник и треугольник,
Определите по названию растениятип семени: Однодольный , Двудольные
Абрикос, овес, горох,персик, орех, пшеница, рис, тыква,яблоня, лук.
2. Выбратьправильные утверждения (письменная работа свзаимопроверкой)
1. Существуюткорневые системы: мочковатая, верхушечная, придаточная. —
2. Боковыекорни отходят отглавного. +
3. Свекла,репа, редис запасают питательные вещества в корнеплодах, что является утолщениемглавного корня. +
4. Кореньвсасывает воду из почвы с помощью корневых волосков. +
5. Кончиккорня покрыт корневым чехликом. +
6. Корни–присоски имеетплющ. —
7. Корневыеклубни являются утолщением боковых или придаточных корней например георгины,чистяк +
8. Придаточныекони отходят от главного и боковых корней . —
9. Упшеницы, кукурузы – стержневая корневаясистема. —
10. Чемсуше почва, тем корочекони. —
Ответы: 2,3,4,5,7
Критерииоценивания: 0- 4 б—2 5- 6 б – 3 7-8 б –4 9-10 б- 5
3. Подведениек теме урока (2 мин.)
Ребятана протяжении нескольких уроков вы изучали органы растений
Надоске прикреплены термин, расположите их, составив схему органов растения
(органы растения, корень, цветок, побег, плод, вегетативные, семя,генеративные, побег). С какими органами растений выпознакомились? Так какой из органов вегетативного размножения мы еще неизучили?
Побег,
Тема урока: «Побег и почки».
Целеполагание сформулируйте цель и задачи урока(дети формулируют цель и выдвигают задачи)
4. Изучениенового материала
§41изучение строение побега
Прочтите первыхдва абзаца
Продолжитепредложение Побег –это вегетативный орган растения, состоящий из стебля слистьями и почками. (стебель –ось, а листья –боковая часть)
Функции: 1 .связьнадземной и подземной частей растения,
2. транспортвеществ,
3.накапливатьпитательные вещества,
4. иногдаосуществлять фотосинтез.
Строение побегарассматриваем на примере побега плюща ,демонстрация побегасирени
Узел -местоприкрепления листа к стеблю называется –
пазухалиста-угол между черешком листа и стеблем
Междоузлие – частьпобега между соседними узлами.
В зависимости отстепени развития междоузлий различаю:
1) укороченныепобеги(побеги со слабо развитыми короткими междоузлиями, у которых узлы сильносближены) — у земляники.
2) Также кукороченным побегам относятся и побеги несущие близко расположенные листья,называемые розеткой (например, как у одуванчика и подорожника)
3) Такжебывают у удлинённых побегов – у междоузлия длинные промежутки междуузлами и удлиненные побеги могут состоять из одного сильно вытянутого в длинумеждоузлия, заканчивающегося цветком или соцветием – такой побег называют цветочнойстрелкой.
Помимо листьев на стебляхрасполагаются почки. Почка представляет собой зачаточный побег с укороченнымимеждоузлиями. Она обеспечивает длительное нарастание побега и его ветвление. Положениелистьев рис.108
Работа с гербарием (определителисторасположение у вишни, сирени,)
Виды почекрассмотрим на побеге сирени: боковые (пазушные)
верхушечные.
Вегетативные(ростовые) почки из них развиваются стебель и листья и генеративные (цветковые). цветки или соцветия., давайте выясним, чем же они отличаются? Рис. 109
Физминутка
Лабораторнаяработа № 6
Тема.«Строениепочек. Расположение почек на стебле».
Цель: изучитьрасположение почек и их строение.
Оборудование:побеги
Ход работы:
1. Рассмотретьпобеги растений и зарисовать положение почек на стебле.
2. Рассмотреть изарисовать строение вегетативной и генеративной почки
3. Сделать вывод.
Строениепочек.
