X-PDF

Конспект урока — обобщения по теме Глагол (4 класс)

Поделиться статьей

Конспектурока русского языка

Тема: Обобщение знаний о глаголе

Цели:

Обучающая:

закрепить  знанияучащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола,правописание безударных личных окончаний глагола,

способствоватьформированию коммуникативных, информационных ключевых компетенций.

Развивающая:

развивать речь детей,орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся,

активизировать словарныйзапас.

Воспитывающая:

воспитывать любовь кродному языку с помощью сказок А. С. Пушкина, творческую активность,взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 4

Учитель: Ушакова Н. А.

 

 

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы и цели урока.

-Послушайте меня: спины, ручки и тетради, улыбку.

Я смотрю вы в недоумении. Вы не поняли, что я имела в виду?

-Тогда я скажу так: выпрямили спины, взяли ручки, открыли тетради, подарили улыбку.

-Какие я добавила слова?

-Какой частью речи они являются?

-И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока.

Тема: Обобщение знаний о глаголе.

Цель: обобщить знания о глаголе, как части речи.

Чтение учеником стихотворения о глаголе.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про глагол.

Эпиграф:  «Глагол — самая «деловая», самая живая часть речи. И назначение глагола выражать само действие.»                                                                    А.Югов.

 

На доске портрет А, С. Пушкина.

 Портрет Александра Сергеевича Пушкина – великого русского поэта здесь не случайно.

Во-первых, на уроках чтения мы знакомимся с его творчеством. Во-вторых, Пушкин умел в своём творчестве очень точно использовать глаголы. И вот перед нами не просто кораблик, а кораблик, который бежит на раздутых парусах.

 

-Какие сказки Пушкина вы знаете?

Сегодня на уроке мы вспомним некоторые из них.

2. Словарно — орфографическая работа.

Учитель читает отрывки с пропуском словарных слов. Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит (город) он большой.

Пушки с пристани палят,

(кораблю) пристать велят.

Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная (картина)?

Перед ним его два сына.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на (берег) пустой,

Расплеснётся в скором беге —

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя

33 (богатыря).

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далёк:

Восвояси на (восток)».

Вот въезжает в город он.

Вдруг раздался лёгкий звон,

И в глазах у всей (столицы)

Петушок вспорхнул со спицы.

К какой части речи относятся эти слова? Подберите к некоторым существительным глаголы, оживите, приведите их в действие. Расскажите про глагол.

Для того, чтобы вы назвали новое слово из словаря, вам надо выполнить моё задание. Посмотрите на геометрические фигуры.

 

Каждая фигура содержит букву. Запомните фигуры и буквы в каждой из них. (Через 30 сек дети закрывают глаза и фигуры убираются.)

Теперь я буду показывать геометрические фигуры без букв, а вы должны вспомнить, какая буква была изображена на каждой из них и записать её. (Учитель показывает фигуры: треугольник, круг, ромб, многоугольник, квадрат, прямоугольник,) Какое слово у вас получилось? (велеть)

-Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

-Как вы понимаете значение слова велеть. (Приказывать, принуждать)

— Поставьте ударение. Отметьте особенности его написания.

— Прочитайте написанные пословицы и поговорки.

Азбука – к мудрости ступенька.

Век живи – век учись.

Для учения нет старости.

Учи показом. а не рассказом.

Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

— Что общего в данных пословицах и поговорках? — Выделите те из них, в которых нам велят что-то сделать.

Век живи – век учись.

Учи показом. а не рассказом.

Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

Запишите пословицу, в которой упоминается единица измерения времени, равная ста годам.

3. Повторение и закрепление знаний о грамматических признаках глагола.

б) — Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (часы, дни, сутки, года). В. И. Даль так объясняет это слово: « Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками». Помните в сказке:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод

Тайно бросить

в бездну вод.

— Дальше у нас пойдёт разговор не о простом времени, а временах глаголов.

в) инсценировка.

Учительница спросила Лентяйкина: « Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются – какое это время?». Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул: «Утро!»

— А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? ( В настоящем)

Физминутка

Поскачите, попляшите Сядьте тихо, полежите, Поднимитесь, распрямитесь, потянитесь и согнитесь. Встаньте прямо, улыбнитесь, Быть хорошими старайтесь, Вы рифмовку прочитали ….. А глаголы вы узнали?

 

— А в каком времени ещё употребляются глаголы и на какие вопросы отвечают?

г) – Я зачитаю отрывок из сказки Пушкина, вы, услышав глагол, находите его на карточках, развешанных в классе, и поворачиваетесь к нему лицом.

« И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена:

Землю чувствует она.

Но из бочки кто их вынет ?

Бог неужто их покинет?

— Запишите глаголы в том порядке, как они звучали в отрывке, определите время и другие грамматические признаки (лицо, число, род у глаголов прошедшего времени)

б) — Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы. Запишите глаголы неопределённой формы в кроссворд. Прошу. Терплю. Соберу. Пойму. Бегу. Тру. Подниму. Ловлю. Берегу.

П

Р

О

С

И

Т

Ь

Т

Е

Р

П

Е

Т

Ь

С

О

Б

Р

А

Т

Ь

П

О

Н

Я

Т

Ь

Б

Е

Ж

А

Т

Ь

Т

Е

Р

Е

Т

Ь

П

О

Д

Н

Я

Т

Ь

Л

О

В

И

Т

Ь

Б

Е

Р

Е

Ч

Ь

— что такое спряжение? Какие глаголы относятся к 1 спряжению, ко 2спряжению?

— Итак, глаголы первого спряжения имеют в окончании гласную Е и окончания во множественном числе УТ, ЮТ. Глаголы второго спряжения имеют в окончании гласную И и окончания во множественном числе АТ , ЯТ.

ж) Слайд. Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки непростые

Все скорлупки золотые.

— В каждом орешке глагол – исключение. Давайте их отыщем и запишем. (Дети читают по одному отрывку)

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

 

 

Смотрит – видит: дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней.

 

Он их кормит и поит

И ответ держать велит.

 

 

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал.

 

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Крепко связаны ей локти,

Попадётся зверю в когти.

Меньше будет ей терпеть.

 

Как под крылышком у сна,

Так тиха, свежа лежала,

Что лишь только не дышала.

— Назовите ещё три глагола – исключения.( обидеть, зависеть, ненавидеть)

Назовите их все ещё раз стихотворением.

Подведение итога урока.

— Что мы повторили сегодня о глаголе?

— Из каких сказок Пушкина были отрывки?

4. Заполнение анкеты. Взаимопроверка.

В конце урока я предлагаю вам заполнить небольшую анкету.

Анкета.

1 Фамилия ____________________

2. Глагол обозначает: (обведи кружком номер ответа)

а) признак б) предмет в) действие г) состояние

3. Что называется спряжением глагола:

а) изменение по падежам б) изменение по родам и числам

в) изменение по лицам и числам

4. Сколько спряжений у глагола?

а) одно б) три в) два

5. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

а) к I спряжению б) ко II спряжению

6. Запишите ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы ___________________________________________________

__________________________________________________

5. Рефлексия

 

 

1.Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы и задач урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока: глагол.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение учеником стихотворения о глаголе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Словарно — орфографическая работа.

Один ученик записывает слова на доске, остальные дети записывают в тетради, выделяя орфограммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Город стоит, строится, растёт; картина висит, стоит, лежит; корабль плывёт, бежит, причаливает, стоит; богатыри сражаются, беседуют, отдыхают.

Смотрят на фигуры с буквами на доске, запоминают их, записывают буквы, получается слово велеть.

Объясняют его значение и написание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с пословицами.

Находят в них общее (В пословицах общий смысл, в них говориться о пользе учения.)

Выделяют те из них, в которых нам велят что-то сделать.

Записывают пословицу, в которой упоминается единица измерения времени, равная ста годам.

 

 

 

 

 

 

 

3. Повторение и закрепление знаний о грамматических признаках глагола.

Повторяют и закрепляют знания о грамматических признаках глагола.

А)Время, лицо, число, род у глаголов прошедшего времени.

 

 

 

 

 

 

в) инсценировка.

Инсценировку показывают два заранее подготовленных ученика.

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) неопределённая форма глагола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В) Спряжение. Глаголы – исключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заполнение анкеты. Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет