X-PDF

Конспект урока Однородные члены предложения 4 класс

Поделиться статьей

 

Тема урока: «Разделительныймягкий знак».

Цельфрагмента урока: создание условий для усвоения знаний об употреблении разделительного мягкогознака и для формирования умений различать разделительныймягкий знак и мягкий знак — показатель мягкости согласного звука.

Задачифрагмента урока:                                                                              

1.     Формироватьумения писать слова с разделительным мягким знаком.

2.     Развиватьумение сопоставлятьпроизношение и написание слов.

3.     Воспитыватьинтереск знаниям русского языка.

Планируемыерезультаты:

Предметные:

-определять функцию мягкого знака как разделительного и применять правилаправописания разделительного мягкого знака в словах.

Личностные:

— развиватьмотивацию к учебной деятельности

МетапредметныеУУД:

Познавательные:

— осуществлять анализ, синтез, обобщение, классификацию

Регулятивные:

-определять тему,цель и учебную задачу

Коммуникативные

— участвовать вдиалоге, беседе, совместной деятельности

Тип урока:открытиеновых знаний.

ОборудованиеУМК«Школы России» учебник « Русский язык» 2 класс (2), авторы – составители В.П.Канакина и В.Г. Горецкий, интерактивная доска, интерактивная панель, документкамера, раздаточный материал.

 

 

 

 

 

Этап

Деятельность учителя

 

I Мотивационный этап

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Оксана Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

— Садитесь.

-Наш урок начнем с пословицы. Давайте вместе ее прочтем…3,4

«Ученый водит – неученый следом ходит» СЛАЙД 1

-Как вы понимаете ее?

Я согласна с вами, учёный проводит какие-либо исследования, открывает новые знания, а неученый ходит по проторённому пути, не открывая ничего нового.

Мотивация:

— Вот и мы сегодня с вами на уроке побудем в роли юных ученых.  Проведем исследования и свои открытия поместим в «Дом знаний». У вас на столах лежат карточки, на которых изображен дом. От каждых правильных ответов на разных этапах урока в нем будет зажигаться свет в окнах.

— Если готовы, покажите солнышко!

 

II Актуализация знаний

 

Повторение ранее изученного:

-Для того, чтобы исследовать что-то новое, нам нужно повторить ранее изученный материал. Итак, давайте вспомним.

-Прочитайте предложение.

Наступил декабрь, и ребята достали лыжи и коньки. СЛАЙД

— Что вы можете сказать про выделенные слова? (это словарные слова)

— Почему их так называют? (написание любого слова определяется по словарю, это слова, в которых есть орфограммы, которые не проверяются правилами русской орфографии, их нужно запомнить)

-Что еще общее есть в этих словах? (в каждом слове есть мягкий знак)       

-Где в наших словах пишется мягкий знак? середине слова после согласного и на конце слова между согласных).

Отлично!

— А какую работу выполняет «ь» в этих словах? (Указывает на мягкость предшествующего согласного)

-Что еще вы знаете про мягкий знак? (мягкий знак не обозначает звука)

— Молодцы! Все эти знания помогут сегодня вам на уроке.

 

 

III Выявление места и причины затруднения.

Прогнозирование темы и цели урока.

-Посмотрите на доску. Прочитайте пары слов. СЛАЙД

полю (грядки)

полью (грядки) 

-Одинаково или по-разному они произносятся? (по-разному)

-Чем различается написание слов полю и полью? (мягким знаком)

-Давайте уберем мягкий знак и посмотрим, что же получится. Катя, прочти. (полю) СЛАЙД

Отлично.

-Что же случилось? (согласный и гласный звуки слились)

-Какова же роль мягкого знака в этом слове? (отделяет согласный от гласного)

Оказывается, у мягкого знака есть еще одна функции, он разделяет согласный и гласный. Как же мы будем его называть?

Вопрос вызвал у вас затруднение. Почему? (мы не знакомы)

— Да, мы не знаем, как называются мягкий знак, который не дает слиться звукам при произношении, поэтому возникла проблема, которую мы и решим, сегодня на уроке.

Постановка темы и цели урока:

-Для того, чтобы узнать как называются такой мягкий знак, отгадайте анаграмму. 

Межпредметная связь:

Из уроков математики вы знаете математические символы. Какие?

-Правильно, плюс, минус, умножение

— Выберите из анаграммы все символы «РА+ЗДЕ-ЛИ+ТЕЛЬ-НЫЙ» СЛАЙД Что получилось?

-Верно, разделительный.

-Так какая тема нашего урока? (разделительный мягкий знак) СЛАЙД

-Согласна, тема нашего урока «Разделительный мягкий знак»

— Сформулируйте цель нашего урока? Что мы узнаем и чему научимся?  (сегодня на уроке мы узнаем, что такое однородные члены предложения  и научимся определять их в предложении)

 

IV Постановка учебной задачи

-На уроке мы будем работать по плану.

— Но пункты плана перемешались. ИМЯ выйди и поставь пункты плана в правильном порядке на интерактивной доске. СЛАЙД

Помни про правила техники безопасности при работе с интерактивным оборудованием (не смотрите на свет проектора, не касайтесь оборудования влажными руками, при выполнении задания пользуйтесь тыльной стороной стилуса)

План:

1.      Узнаем, когда в словах пишется разделительный мягкий знак.

2.      Научимся различать разделительный мягкий знак и мягкий знак — показатель мягкости согласного звука.

3.      Проверим  полученные знания.

— Озвучь его, ИМЯ.

Хлопните, если согласны.

— Если все верно, зажгите свет еще в одном окошке в вашем Доме Знаний.

 

V Открытие новых знаний

Работа по первому пункту плана.

— Приступим к выполнению первого пункта плана. Узнаем, когда в словах пишется разделительный мягкий знак.

 

Работа в парах:

-Для этого выполним исследование в парах. СЛАЙД

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

Прочитайте слова. Подчеркните одной чертой разделительный мягкий знак, двумя чертами-буквы, перед которыми он пишется.   

Ателье, бельё, вьюга, друзья, ручьи.

-Осуществим самопроверку на доске.

Ателье, бельё, вьюга, друзья, ручьи. СЛАЙД

— После каких букв пишется разделительный мягкий знак? (после согласных)

-Перед какими? (перед гласными Е ,Ё, Ю, Я, И)

-Что происходит с нашими гласными Е ,Ё, Ю, Я, И? (они обозначают  два звука)

-Верно. Давайте попробуем сформулировать общее правило, когда же пишется разделительный мягкий знак.

Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е ,Ё, Ю, Я, И. В этом случае буквы Е ,Ё, Ю, Я, И обозначают два звука – согласный [й`] и последующий гласный.

-Если мы узнали, когда пишется разделительный мягкий знак, покажите солнышко.

 -Отлично, значит, мы выполнили первый пункт плана. Оцените свою работу в Домике Знаний.

 

Работа в группах

— Для этого проведем мини-исследование в группах с использованием интерактивного оборудования.

Контроль за соблюдением санитарных норм и правил безопасности (ТБ)

Но нам нужно помнить о технике безопасности при работе с оборудованием: не смотрите на свет из проектора, не касайтесь оборудования влажными руками, при выполнении задания пользуйтесь тыльной стороной стилуса.

 

Исследователи первой группы (обладатели желтого стикера) будут работать с интерактивной доской.  Ваша задача исследовать слова и сделать вывод, какова роль мягкого знака в этих словах, заполнив таблицу.

Деньки, льдина, осень, кольцо. СЛАЙД

 

Исследователи второй группы (обладатели синего стикера) будут работать с интерактивной панелью. Ваша задача исследовать слова и сделать вывод, какова роль мягкого знака в этих словах, заполнив таблицу.

Обезьяна, ручьи, счастье, вьюнок, ружьё. СЛАЙД

 

Ь – показатель мягкости

Ь – разделительный

1. Пишется на конце и в середине слова.

1. Пишется в середине.

2. После согласного в конце слова.

2. После согласного.

3. Между двух согласных в середине.

3. Перед гласными Я,Ё,Е,Ю,И.

 

-Кто готов, поднимите руку.

— Выполним взаимопроверку. Поменяйтесь местами. Если ребята первой и второй группы, выполнили все верно покажите, солнышко, если есть ошибки покажите тучку.

— Садитесь.

-Итак, скажите, как различить мягкий знак – показатель мягкости и разделительный мягкий знак?

Вывод: Мягкий знак – показатель мягкости, пишется в середине слова между согласных или в конце слова после согласного звука, служит для смягчения согласного звука.

Разделительный мягкий знак служит для раздельного произношения согласных звуков с последующими гласными. Пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е ,Ё, Ю, Я, И.

— Отлично! Мы выполнили первый пункт плана.

Оцените свою работу и зажгите свет еще в одном оконце.

 

 

 

VI Закрепление полученных знаний

Работа по третьему пункту плана.

-Приступим к выполнению третьего пункта плана. Проверим полученные знания.

Этап «самостоятельная работа с самопроверкой по эталону»

-. Выполните индивидуальную разноуровневую работу.

— У вас на партах лежат карточки зеленого и красного цвета, задание на зеленой карточке среднего уровня сложности, на красной повышенного уровня, выберите ту, которая вам по силам и выполните задание.

 

Зеленая карточка:

— Найди в тексте слова с разделительным мягким знаком и подчеркни их.

Пришла осень. Часто льет дождь. Смолкли птичьи песни. Сильный ветер рвёт листья с деревьев.

 

Красная карточка:

Вставь, где надо, разделительный мягкий знак и подчеркни эти слова.

Руч..и, пол..я, плат..е, земл..я, кол..есо, ш..ёт, Кат..я, Дар..я.

 

-Осуществим самопроверку под документ камерой.

— Кто выполнял зеленую карточку поднимите руку, проверим под документ камерой.

— Хлопните два раза у кого все правильно, покажите тучку у кого была ошибка. В чем было затруднение? Исправьте  ошибку.

— Кто выполнял красную карточку поднимите руку, проверим под документ камерой.

— Хлопните два раза у кого все правильно, покажите тучку у кого была ошибка. Исправьте  ошибку.

— Я рада, что каждый справился с трудным индивидуальным заданием.

 

 -Если мы успешно выполнили третий  пункт плана, покажите солнышко.

-Зажгите свет в Домике Знаний.

 

Связь предмета с жизнью.

Творческая работа:

-А сейчас мы с вами поработаем творчески.

Межпредметная связь.

На уроках окружающего мира вы изучали природные явления.

Научная информация: СЛАЙД

Природные явления — все изменения, происходящие в природе. Явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Итак, творческое задание: Назовите сезонные явления природы, которые пишутся с разделительным мягким знаком. (вьюга, половодье)

-Молодцы, оцените свою работу в карточке самооценки.

 

 

VII Итог урока. Рефлексия.

-В начале урока у нас возникла проблема, теперь нам достаточно знаний, чтобы ее решить.

Разделительный мягкий знак служит для раздельного произношения согласных звуков с последующими гласными.

Разделительный мягкий знак пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е ,Ё, Ю, Я, И. В этом случае буквы Е ,Ё, Ю, Я, И обозначают два звука – согласный [й`] и последующий гласный

-Так что такое однородные члены предложения?

-Верно, однородные члены предложения  – это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.

-По каким признакам можем определить однородные члены предложения?

— Согласна с вами, Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Являются одним членом предложения. Относятся к одному и тому же члену предложения. Произносятся с интонацией перечисления.

-Отлично! Если мы выполнили намеченный пункт и достигли поставленной цели, покажите класс.

Рефлексия:

-А сейчас покажите свои лист самооценки «Дом Знаний».

— Отлично, я согласна с вашей оценкой!

Воспитательный момент.

-А согласны ли вы с пословицей  «Знание – высшее богатство»? СЛАЙД

Верно, ведь никто не может оспорить, что знания являются тем двигателем, который позволяет человеку нестись сквозь перипетии времени и достигать новых высот.

Сегодня на уроке вы хорошо потрудились и получили немало знаний и умений, которые непременно вам пригодятся для дальнейшего изучения русского языка.

-Спасибо за работу на уроке!

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет