X-PDF

Конспект урока окружающего мира на тему Наблюдение, рассуждение, выводы (2 класс)

Поделиться статьей

Филиал государственногообразовательного учреждения высшего образования московской областиГосударственный социально-гуманитарный университет в г. Зарайске -Зарайский педагогический колледж

                                                                                                             

 

 

 

Конспект урока окружающегомира

ТЕМА: «Наблюдение, рассуждения, выводы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Место проведения: МБОУ Гимназия №2 в городского округа Зарайска

Класс:2 «В»

Практиканты:студенты 3 курса группы 1«Б»

ДощенкоЕлизавета Ивановна

Учитель:Семешкина Л.А.

Подпись:____________________________

Методист:Филиппова Т.В.

Подпись:____________________________

 

 

Зарайск 2022 г.

Датапроведения: 20.10.2022

Урококружающего мира на тему: «Наблюдение, рассуждение, вывод»

 

Цель: созданиеусловий для формирования у обучающихся представлений о таких методами изучения,как наблюдение и рассуждение.

Задачи:

образовательные:

1.     Познакомить со способами получения информации об окружающем мире;

2.     Познакомить с этапами проведения исследования;

развивающие:

1.     Способствовать развитию мышления посредством рассуждения;

воспитательные:

     1.  Воспитывать уважительное отношение друг к другу в групповой работе.

Оборудование:презентация, раздаточный материал, смарт-доска

Ход урока.

1.Организационно-мотивационный этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие учащихся. Напоминание о соблюдении порядка на рабочем месте.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, Елизавета Ивановна. Сядьте прямо, приведите в порядок рабочее место, улыбнитесь друг другу – зададим позитивный тон нашему уроку!

Организация беседы с целью раскрытия смысла пословицы. Обобщение ответов учащихся.

— Посмотрите на слайд. Прочитайте поговорку. (на слайде «Ученье свет, неученье – тьма)

— О чем она нам говорит?

— Что собой представляет свет и тьма?

— Хорошо! Давайте и мы начнём наш урок и будем получать новые знания!

 

 

 

Участвуют в беседе, рассуждая о смысле пословицы.

 

— Ученье свет, неученье – тьма.

— В этой пословице ученье, знания сравниваются со светом, а неученье, безграмотность — с тьмой.

— Это возможности, которые перед нами открывают знания, а тьма наоборот.

 

 

2.Постановка цели и учебных задач урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организация беседы с целью определения темы урока.

— Какие вы знаете науки?

— Посмотрите на доску. Прочитайте названия наук. (выводятся на слайд: математика, география, экология, история)

— Что изучает эта наука?

— Хорошо! А что изучает география?

 

— Отлично! Что изучает следующая наука?

— Молодец! И последнее, история. Это наука изучает…

— Да, ребята. Вы знакомы с многими науками и в мире существует еще множество, но что между науками общего? Наука состоит из различных фактов. Чтобы установить какой-либо факт сначала что нужно сделать?

— Совершенно, верно, а потом?

 

— Отлично! И после того, как мы увидели и подумали об увиденном, что мы можем сделать?

— Да, действительно. Это есть общее во всех науках – эти три этапа: наблюдение, рассуждение и формулирование вывода. Так и будет называться тема нашего урока «Наблюдения, рассуждения, выводы». (выводится на слайд)

— Откройте учебники на странице 34. Прочитайте абзац под темой.

 

Организация беседы по определению цели и учебных задач урока.

— Вот ребята, мы были правы. Как думаете, какова цель нашего урока?

— Да, ребята, сегодня мы познакомимся с такими методами изучения, как наблюдение, рассуждение и выводы. (появляется на слайде)

— Но, чтобы достичь этой цели нам нужен план действий. Иначе говоря, поставить задачи. Посмотрите на слайд и обратите внимание слова, которые помогут вам сформулировать задачи. (Способами познания, этапы исследования) Какой будет первая задача?

— Мне нравится ваш вариант. Давайте ее добавим на слайд. (появление на слайде) Как можно сформулировать нашу вторую задачу?

— Отличная задача. Добавим тоже на слайд. (появление на слайде) Теперь у нас есть цель и задачи, давайте приступим к работе.

Участие в беседе, с целью определение темы урока.

— Физика, Химия, Биология (например).

— Математика.

— Числа и действия над ними.

— Эта наука изучает природу, население и хозяйство нашей планеты.

— Экология – это наука о защите окружающей среды.

— Прошлое, исторические события.

 

-Увидеть, пронаблюдать.

— Подумать над увиденным, рассуждать на эту тему, что мы увидели.

— Обобщить наши мысли и сделать выводы.

 

 

— Наук сейчас много больше, чес когда-то изучал доктор Гаспар. Но у всех у них есть общее: каждая наука строится на основе наблюдений, предположений, рассуждений, выводом.

Участие в беседе по определению цели и учебных задач.

— Изучить методы исследования окружающего мир.

 

 

 

 

 

— Познакомиться с способами познания окружающего мира.

— Узнать этапы проведения исследования.

3.Решение учебных задач

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организация беседы по выполнению учебных задач урока.

Науки начали зарождается еще в Древней Греции в VIIVI вв. до н.э. Одним из первых ученых был Пифагор. Он искал ответ на вопрос «как мы размышляем?» и изучал работу мышления.

— Посмотрите на картинку в учебнике на странице 36. Как вы считаете, что подумал человек, когда увидел молнию, ударяющую в дерево?

— Как вы думаете, как человек использовал эти знания в своей жизни в дальнейшем?

— Значит, как это произошло. Человек увидел молнию и огонь, то есть наблюдал. (появление на доске «наблюдение») Дальше, что он стал делать?

— Правильно! (появление на доске «рассуждение(предположение)») Что человек сделал потом?

 

— Какие?

 

— Совершенно верно! (на слайде появляются «проверка предположений», «исследование», «вывод») Посмотрите на доску, теперь все эти этапы есть перед нами. Прочитайте их.

— Давайте порассуждаем над следующем примером. Вы пришли в магазин и увидели велосипед. Какие предположения вы могли сделать? Что у него есть?

— А сколько их?

— Что они могут делать?

— Какие мы можем сделать предположения, увидев его?

— Но если всего колес два, сам по себе велосипед будет устойчив?

— А когда он будет устойчив и что для этого нужно?

 

— Как вы это можете проверить?

 

— Какой вы можете сделать вывод?

 

— Отлично! Теперь давайте представим, что вы увидели сковородку, стоящую на огне. Какие проблемы могут возникнуть у человека, если он будет выполнять следующие этапы?

— То есть его личный горький опыт, привел его к выводу. Какому выводу?

— Правильно, ребята! Вы, верно рассуждаете. Данные этапы, а именно наблюдение, рассуждение и выводы играют важнейшую роль в исследованиях и в науках. Прочитайте текст в рамке на странице 37. (просим одного из учеников прочитать вслух, остальные устно за ним).

— Кому необходимы изучаемые нами этапы?

— Что очень важно делать при проведении исследований?

 

— Давайте проведем следующие исследование – рассуждение. Посмотрите на картинку на странице учебника 38. Что вы видите?

— Сделайте предположения, какие нужны условия для горения?

— А если убрать воздух от огня, что произойдет?

— Как это можно сделать?

— То есть, если мы накроем огонь, например стаканом, то он погаснет, так?

Давайте посмотрим видео, после которого убедимся, правильно ли мы рассуждали или нет.

— Правильно ли мы рассуждали?

— Ребят, хочу обратить ваше внимание. Огонь может как проносить пользу, так и вред. Но чтобы определить какой именно, мы выполним задание в группах. Как правильно работать в группах?

— Отлично. Перед вами лежит карточки №1 (приложение 1). Прочитайте задание.

— Хорошо. Приступайте к работе.

— Я вижу вы справились с заданием. Давайте послушаем, что вы написали. (просим прочитать по одному варианта ответа из записанных, примерно по 3) Какие вы записали плюсы огня?

— А какие минусы вы нашли?

 

— Я согласна с вашими ответами. Пожалуйста, приведите в порядок рабочее место.

— А теперь ребята встали.

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело.

— Теперь, ребята, хочу обратить ваше внимание именно на опасность огня. Что такое пожар?

— Давайте вспомним правила поведения при пожаре выполнив карточку №2 (приложение 2). Работает каждый в своей карточке и один из вас выйдет и выполнит это задание на доске. Прочитаете задание.

— Хорошо. Напоминаю, с доской работаем на расстоянии вытянутой руки, стилус держим сухими руками,  в лампу не смотрим. Приступайте к работе.

— Я вижу, что все готовы. (просим прочитать человека у доски свои отмеченные высказывания).

— Проверьте, у кого получилось по-другому?

— Да, совершенно верно! Поднимите руки те, кто ответил также.

— Вы большие молодцы! Откройте учебник на странице 39. На верху вы можете наблюдать картинки.  Проведем исследование одной из них вместе. Что вы видите?

— Что у него в руках? Во что он одет?

— Исходя из его внешнего вида, мы можем предположить, что кто он?

— А как вы думаете, когда и где жил этот воин?

 

— То есть, в общем, что мы можем сказать про это изображение?

— Ребята, а вы заметили, что мы опять использовали этапы исследования?

— Прочитаете их еще раз (они на доске)

— Вам нужно провести в группах исследование оставшихся двух картинок, как мы проводили с вами до этого, отметив их строение, места их проживания и группы к которым их можно отнести.

— Давайте проверим вашу работу в группах. Скажите, к какому выводу вы пришли, исследуя вторую картинку?

— Отлично! А что вы можете сказать о третьей картинке?

Участвуют в беседе по выполнению учебных задач.

 

 

 

— Он увидел огонь и что он может сжечь дерево. От огня становится тепло.

— Он теперь знает как согреть себя, но будет опасаться молний и огня.

— Рассуждать, делать предположения, как это можно использовать.

— Проверил свои предположения. Попробовал их в жизни. И убедили правда это так или нет.

— Огнем можно согреться, но также он может быть опасным.

— Наблюдение, рассуждение (предположения), исследование, вывод.

 

— Колеса.

— Два.

— Крутиться, вертеться.

— Что он может ездить.

 

— Нет.

— Когда мы будем двигаться на нем. Для этого нужно держать равновесие.

— Попробовать покататься и исследовать.

— Когда велосипед стоит, он неустойчив, но он может двигаться и мы можем передвигаться на нем, при этом он будет устойчив, но нам нужно держать равновесие.

— Он обожжется.

— Нельзя дотрагиваться руками раскаленной сковороды.

 

 

 

 

— Не только ученым, но и всем нам.

— Оценивать опасность, бать аккуратным и осторожным.

— Горящую свечку и потухшую свечку, накрытую банкой.

 

— Воздух.

— Он потухнет.

-Накрыть огонь чем-нибудь.

— Да

 

 

— Да

 

— Работать слажено и сплоченно, не перебивать других и уважать друг друга.

— Укажите плюсы и минусы огня расположив их в данной таблице.

 

— Он согревает нас, может помогать в выработке энергии. Он освещает.

— Он может образовать пожар. Нанести ущерб какой-либо. Дым идет в атмосферу, что пагубно влияет.

 

 

 

 

 

 

— Это неконтролируемое пламя.

 

 

— Отметьте плюсом, верные правила поведения при пожаре.

 

— Не пользуйтесь лифтом во время пожара. Если загорелся электроприбор, накройте его покрывалом и не тушите водой. Если задымление сильное, закройте нос мокрой тканью.

 

 

— Мужчину.

— У него в руках щит и оружие. Он одет в доспехи, в кольчугу и шлем.

— Рыцарь, богатырь, воин, солдат.

— В древние времена, на руси, давно.

— На картинке изображен воин, живший давно на руси.

— Да.

— Наблюдение, рассуждение (предположения), исследование, вывод.

 

 

— В учебнике изображена утка (селезень). Она живет у воды в севере и юге, относится к группе птиц.

— На ней изображен жираф. Он живет на открытой местности, имеет длинную шею и относится к группе млекопитающих.

3.Действие контроля

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организация обобщения знаний и подведения итогов урока.

— Вспомним наши задачи. Посмотрите на слайд. Прочитайте первую задачу.

— Как вы думаете, мы выполнили эту задачу?

— Назовите эти способы.

— Отлично! Значит, мы выполнили ее. (появление звезды) Прочитайте вторую задачу.

— Так, назовите эти этапы.

— Прекрасно! И эту задачу мы выполнили. (появление звезды) Прочитайте цель нашего урока.

— Как вы считаете, мы справились с ней?

— Ребята, вы огромные молодцы сегодня! Мы узнали много нового, повторили, на сколько опасен огонь и получили новые навыки.

Участие в обобщение знаний и подведении итогов урока.

— Познакомится со способами познания окружающего мира.

— Да

 

— Наблюдение, рассуждение, вывод.

— Узнать этапы проведения исследования.

— Наблюдение, предположение, рассуждение, проверка предположений, исследование, вывод

— Изучить методы исследования окружающего мира.

5.Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оцените свою работу сегодня на уроке. Продолжите одно из предложений. (они на слайде)

Мне было легко….

Мне трудно далось…

Оценивание своей работы на уроке.

 

 

 

Приложение 1

Укажите плюсы и минусы огня расположив их в данной таблице.

Плюсы

Минусы

 

 

 

Приложение 2

Отметьте плюсом, верные правила поведения при пожаре.

 

При пожаре спрячьтесь где-нибудь в квартире, например в шкафу или под столом.

 

Не пользуйтесь лифтом во время пожара.

 

Если загорелся электроприбор, накройте его покрывалом и не тушите водой.

 

Откройте окна, если начался пожар, чтобы ветер его затушил.

 

Если задымление сильное, закройте нос мокрой тканью.

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей