Класс: 1
Учебный предмет:окружающий мир.
Тема урока: «Откуда берется и куда девается мусор?»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: формирование представлений младших школьников обисточниках возникновения бытового мусора и способахего утилизации.
Задачи:
Воспитательные:
— способствоватьвоспитанию у учащихся бережного, заботливого отношения к природе;
— способствоватьвоспитанию правильного поведения в природе через оценку поступков других людей.
Развивающие:
— развивать логическиеУУД выбора оснований и критериев для классификации объектов;
— развивать коммуникативныеУУД планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уменияслушать и понимать других при групповой работе, умения оформить свою мысль вустной форме;
— развивать познавательныйинтерес к окружающему миру;
Образовательные:
— сформироватьпонятия «мусор», «раздельный сбор мусора»;
— расширить знания учениковоб источниках возникновения бытового мусора и способах его утилизации;
— расширить знания учениково раздельном мусоре.
Техническиесредства обучения: проектор, компьютер, колонки.
Оборудование: учебник окружающего мира, автора А.А. Плешакова, рабочая тетрадь кучебнику; карточки с целью и задачами урока; ватманы с контейнерами дляраздельного сбора мусора, картинки мусора (бумажного, металлического, стеклянного,пластмассового); видеофрагмент мультфильма «Фиксики. Мусор»; картинки или частикартинок животных различных групп; презентация с картинками негативногоповедения людей в природе; карточки для работы в парах; плакат «Правила работыв паре»; картинка Знайки; карточки с фактами о мусоре для физминутки; конверты;карточки с надписями пути мусора из дома на свалку или намусороперерабатывающий завод.
Формы организации деятельности обучающихся:фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Ходурока
1. Этап мотивации (самоопределения) кучебной деятельности.
Ученики стоят у своих парт.
— Тихонечко сядут на свои места мальчики. Атеперь еще тише — девочки.
— Покажите посадкой, что вы готовы начатьурок. Спина прямая, ножки вместе, на полу, руки на парте.
Проверка готовности к уроку.
— …, перечисли, что у тебя готово к уроку окр.мира, а ребята глазками проверяют.
2. Актуализация знаний.
— Прежде чем изучать новое, нам нужновспомнить, что мы изучали на прошлых уроках.
— Посмотрите на картинки. Определите, что этоза животное, к какой группе оно относится, и чем отличается группа от другихживотных.
— Какое животное изображено на 1-й картинке?(лиса)
— К какой группе животных относится лиса?(звери).
— Как по-другому называют зверей?(млекопитающие)
– Чем отличаются звери от других животных?(тело покрыто шерстью, вскармливают детенышей молоком).
— Какое животное изображено на 2-й картинке?(ёрш)
— К какой группе животных относится ёрш?(рыба)
– Чем отличаются рыбы от других животных?(тело рыб покрыто чешуёй)
— Усложним задание.
— Фрагмент картинкикакого животного представлен? (бабочка)
— К какой группеживотных относится бабочка? (насекомое)
– Чем отличаютсянасекомые от других животных? (у насекомых 6 ног)
Фрагмент картинкикакого животного представлен? (снегиря)
— К какой группеживотных относится снегирь? (птица)
– Чем отличаютсяптицы от других животных? (тело покрыто перьями)
3. Постановкацели и задач урока.
— Ребята, сегоднямы поговорим об очень важном.
— Рассмотритефотографии.
— Вы понаблюдали заповедением людей. Как вы думаете, к чему придет такое поведение?
(Мусора будетмного. Он будет повсюду.)
— Бросили бумажкуна улице, бросили пакет в реку, оставили мусор на полянке в лесу послепикника…, и он начинает скапливаться. Его становится очень много.
— Рассмотритефотографии. Так выглядит наша планета в некоторых уголках.
— Вы виделифотографии разных загрязнённых мест. Где был мусор? (на пляже, в лесу, в парке,в море, …)
— Такое количествомусора вредно или полезно? (Вредно)
— Какой вред наноситмусор?
— А с чего началасьтакая проблема? (С нас, с выброшенной бумажки на улице)
— Откройте с. 76 вучебнике. Прочитайте тему урока. («Откуда берется и куда девается мусор?»)
— Какое главноеслово в теме урока? (мусор)
— А что такое«мусор»?
— В толковомсловаре С.И. Ожегова дано такое определение слова «мусор». Прочитаем его.
Мусор — сухие иливлажные отходы.
Мусор - отходы,переработанные материалы, бесполезные вещи; то, что больше не понадобитсячеловеку.
— Найдите словаМуравьишки-Вопросика. Прочитайте цель урока. (Слова Муравьишки)
— Чему будемучиться сегодня? (узнаем о проблемах из-за мусора, научимся сортировать мусор).
Прикрепить карточкус целью урока.
— Чтобы достичьцели урока поставим задачи.
— Сформулируйте изтемы урока в учебнике 2 вопроса.
(прикрепитькарточки с задачами урока)
А еще мы узнаем…
3. Как и зачемсортировать мусор?
4. Изучение нового материала.
— Прочитайте 1-йвопрос. (Откуда берется мусор?)
— Чтобы на негоответить сделаем задание в парах. Давайте повторим правила работы в паре(плакат).
— Сигнал готовности– «домик».
— Возьмите карточкус цифрой 1. Определите, что было сначала, а что потом. Сформулируйте 2предложения по карточкам.
Фронтальнаяпроверка задания с помощью сигнальных карточек.
— Сформулируйтевывод, откуда берется мусор? Кто его производит? (Мусор производит человек.)
Физкультминутка.
— Ой, ребята,посмотрите, к нам на урок пришёл Знайка.
— Из какой сказкиЗнайка? («Приключения Незнайки и его друзей).
— Кто автор сказки?(Николай Николаевич Носов)
— Знайка хочет намрассказать факты о мусоре. Свои письма он спрятал в классе.
— Давайте тихонечковстанем. Потянемся наверх. Нагнемся вниз. Посмотрите под свои парты. Может тамчто-то есть…
— Ребята, которыенашли конверт, стоят. Остальные – тихонечко садятся.
Ученики по очередичитают факты о мусоре от Знайки.
— Прочитайте 2-йвопрос. (Куда девается мусор?)
— Выполним заданиев парах, чтобы ответить на этот вопрос.
— У вас лежаткарточки (карточка № 2). Положите их на середину парты. Рассмотрите карточки.Прочитаем надписи.
— Все ли слова вам поняты?
— Подумайте, какой путь проходит мусор?Расставьте карточки в нужной последовательности. Возможно, 1 карточка,«лишняя».
— Какая карточка 1-я? (мусорного мешка)
— Что мы делаем дальше? (выбрасываем мусорныймешок в контейнер)
— Что происходит мусором дальше? (мусорпопадает в мусоровоз)
— А дальше? (если говорят: мусор везут насвалку: мусор может попасть на свалку, а как будет лучше – если мусор повезутна мусороперерабатывающий завод – почему? Его переработают и сделают новыевещи).
Мусорный пакет – мусорный контейнер –мусоровоз – свалка/мусороперерабатывающий завод (учитель по ходу прикрепляетнадписи на доску).
Фронтальная проверка задания с помощьюсигнальных карточек.
— Прочитайте 3-й вопрос. (Как и зачемсортировать мусор?)
Посмотрите отрывок из мультфильма «Фиксики.Мусор» (6:00) и скажите, как и зачем сортировать мусор?
— Как сортировать мусор дома?
— Зачем сортировать мусор?
5. Первичное закрепление.
— Выполним практическую работу.
— Прочитайте задание на с. 79 в учебнике. (Практическаяработа: рассортируйте упаковки из-под продуктов: бумажные, пластиковые,стеклянные, металлические).
Дидактическая игра «Рассортируй мусор».
— На доске контейнеры с разными надписями.Прочитаем надписи. (Пластик, стекло, бумага, металл).
— У вас на парте лежит картинка мусора. Вашазадача подумать, в какой контейнер вы выбросите этот мусор. Приклеить картинкув контейнер. Будем приклеивать по рядам, друг за другом. Посмотрим, чей рядбыстрее и правильнее сделает задание.
Фронтальнаяпроверка задания с помощью сигнальных карточек.
6. Подведение итогов урока.
— Вернемся к вопросам, на которые нам нужнобыло ответить в ходе урока.
Ученики отвечают на вопросы:
1. Откуда берется мусор?
2. Куда девается мусор?
3. Как и зачем сортировать мусор?
7. Рефлексия:
Интеллектуальная:
— Ребята, у вас напартах лежат футбольные мячи. А у меня на доске, что необычно, но трое ворот.Первые ворота называются «Всё умею!», вторые – «Многое могу», и третьи –«Стараюсь». Вы сейчас оцените свою работу на уроке, свои знания. Если ты всепонимаешь, хорошо работал на уроке, твои ворота — №1. Если ты работал не во всюсилу или что – то недопонял, твои ворота – №2. И, если ты сегодня плоховатопоработал на уроке, не старался или ничего не понял, твои ворота — №3. Выйдитепо цепочке к доске и забейте гол в свои ворота!
Эмоциональная:
— У вас на партахсветофоры. Если вы чувствуете себя хорошо, комфортно, то покажите зеленыйсигнал, если вы чем-то не удовлетворены, испытываете недовольство, вамнекомфортно, покажите красный сигнал. (Сигналят)
— Спасибо заработу. Урок окончен.