X-PDF

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: Полезные ископаемые.

Поделиться статьей

                   Урок по окружающемумиру в 4 классе.

Тема: «Полезные  ископаемые».

Цели:

Познавательные УУД: освоениезнаний по теме: «Полезные ископаемые», их применением,свойствами, способами добычи,  охраной подземных богатств.

 Метапредметные УУД:формирование умения работать с новой информацией по теме, расширятькругозор учащихся по родному краю, формированиеумения слушать и  слышать, выстраивать речевые высказывания, развиватьвнимание, память, логическое   мышление.

ЛичностныеУУД: воспитывать любовь  к родной   природе, уметь работать в  паре игруппе, взаимопомощь, формирование уважительного отношения к иному мнению, киной точке зрения.

 

.

 

Оборудование:

Физическая карта России, карта Пензенскойобласти, коллекции полезных ископаемых,   картины: «Добыча  полезныхископаемых»,   раздаточный материал.

                      План урока.

1.     Проверкадомашнего задания.

2.     Сообщениенового материала.

3.     Физкультминутка.

4.     Практическаяработа.

5.     Обсуждениеизученного материала.

6.     Обобщение.

7.     Итогурока.

 

                                                                                             Учитель: Леухина А.В.

                                                 Ход урока.

1.     Орг.начало. (слайд 1)

Звенит звонок-

Начинаем наш урок.

Хозяйка подземныхбогатств

В своё царство пуститнас!

       2.Вступление:

-Сегодня мы поговорим обогатствах, которые хранятся в недрах земли.

                         (слайд 2)

-А чтобы наша землябогатела, мы должны сохранить наш мир.

                        (слайд 3)

-С точки зрения географа,мир – это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами,реками и озёрами, лесами и пустынями, с  множеством стран, городов, народов, сназемными, подземными и водными богатствами.

-Давайте вспомним,сколько на планете материков?  (6)

-На каком материкенаходится наша страна?  (Евразия)

-Сколько на планетеокеанов?  (5)

-Назовите их.

                         (слайд 4)

-Вода на планете занимает70%, а суша всего-30%.

                         (слайд 5)

3.     Проверкадомашнего задания:

-Давайте вспомнимводоёмы, которые есть в нашей стране, отгадаем ребусы:

                         (слайд 6-7)

-Молодцы! А теперьпроведем устный тест «Поверхность и водоёмы нашего края»

                         (слайд 8-9)

-Перечислите водоёмы нашегокрая.

-Расскажите о значенииводоёмов  в природе и жизни людей.

      4.Сообщение темы урока: «Полезныеископаемые».

                          (слайд 10)

           —-Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим

         полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к

          полезным  ископаемым.

      — Какие  полезные ископаемые  вы  знаете?

       — Почему их называют полезными  ископаемыми?

Полезныеископаемые — это природные богатства, которые людидобывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народномхозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит иизвестняк на самом деле очень близки между собой.

Называютсяони, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь встарших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые -потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменнойоболочки.

Полезные -потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразныенеобходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают,кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде,оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

                      (слайд11-учитель комментирует слайд)

-Сейчас  ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача узнать к какой группе они относятся.

5. Знакомство с полезными ископаемыми.

                    (слайд 12)

                           (1 ученик)

1)   Железная  руда – это общее названиенескольких разновидностей минералов. Они бывают чёрного, бурого, желтоватогоили красноватого цвета.

Железную руду добывают в шахтах или карьерах, откуда онапривозится в доменные печи, где из неё выплавляют чугун. Главное свойство железнойруды — плавкость.

Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из него варят сталь.

Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы,комбайны, трубы, посуду, оружие и многие другие  нужные  предметы.

Часть чугуна из доменной печи идёт на отливку частей станков,батарей отопления, сковородок и др.

Скопления руды в земле называются месторождением. На карте месторождениежелезной руды обозначается тёмным треугольником.

                    (слайд 13)

                          (2 ученик)

2)    Каменныйуголь 

Каменный угольобразовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. За твёрдость егоназывают каменным.

 Каменный угольдобывают в карьерах или шахтах в зависимости от     глубины его залегания вземле. Работа шахтёров очень нужна людям, но она очень опасна.

 Свойства каменногоугля.

Чаще всего он имеет чёрный цвет, но бывает и бурым. Довольнотвёрдый, но хрупкий — при ударе разбивается на куски. Главное свойствокаменного угля — он хорошо горит, выделяя много тепла.

     Главным образом каменный уголь используется как топливо дляполучения тепла и электроэнергии. Свет в дома приходит с электростанций, гдесжигают уголь. Горячая вода для людей часто нагревается в котельных, работающихна угле.

Поезда на железныхдорогах и станки на заводах работают на электроэнергии, полученной при сжиганииугля.

Скопление угля в земленазывается месторождением. Месторожденияна карте обозначаются чёрным квадратом.

3)   Торф.

  (слайд 14-15)

         (3 ученик)

Торфимеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый,непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа -горючесть.

 Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местахзалегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за 1 гол образуется всего 1миллиметр торфа. Использовать торф надо экономно. Очень важно оберегатьторфяные места от пожаров.

 Внаших местах тоже есть торф, в настоящее время его много на Моховом болоте. А вгоды войны наши односельчане добывали его на болоте возле животноводческойфермы. Вырезали вручную квадраты, сушили их и называли их «Кизики». Это местотеперь зовут  «Кочки».  Месторождения на карте обозначаются тремякирпичиками.

 Изторфа вырабатывают дёготь и строительную плитку. Идёт торф и на удобрение.

4)    Нефть.

  (слайд 16-17)

         (4ученик)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Люди издавна находили в земле и на еёповерхности тёмную маслянистую жидкость, которую на Русиназывали «земляной дёготь» за сходство с дёгтем, получаемым из берёзовой коры.Эту жидкость использовали для смазки (осей телег, обуви), употребляли даже каклекарство. Жидкость эта хорошо горит, поэтому с древнейших времён применяласьна войне, где зажигательными стрелами и бомбами поджигались укреплениянеприятеля. Это была нефть.

Нефть — жидкость бурого или тёмного цвета, с резкимзапахом, она легче воды, но главное её достоинство — она хорошо горит,за что её и ценят.

Добывается нефть нефтяниками под землёй, откуда её по скважинам выкачивают насосами — качалками.Скважины обычно бывают глубиной 2 — 3 км, хотя есть и глубже. От скважинпо трубам — нефтепроводам, нефть подаётсяна нефтеперерабатывающие заводы, где из неё изготавливают различныевещества.

Главным образом нефть идёт на изготовление горючего для машин:бензин, керосин, солярка, а также масел для  смазки деталей. Из нефти такжеделают спирт, различные пластмассы, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски,ткани, одежду и даже взрывчатку для бомб и снарядов.

Нефть и продукты её переработки перевозятсятакже в цистернах по железным дорогам и на специальныхкораблях — танкерах. Корабль — танкер имеет много отсеков — танков — для устойчивостии безопасности.

Месторождения нефти на карте обозначаются тёмнымивышками-треугольниками. Крупнейшие месторождения, где добывается нефть,являются между рекой Волгой и Уральскими горами (Волго — Уральское), и вЗападной Сибири за Уральскими горами.

 

        (слайд 18-19)

                (5 ученик)

5)Природныйгаз— это бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. Помнению учёных, он, как и нефть, образовался из остатков растений и животных,которые когда-то жили на планете. Важное свойство торфа — горючесть.

 Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют наэлектростанциях, в котельнях, на заводах. Из него получают пластмассы, волокна.

 От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы,по которым газ поступает в разные уголки нашей страны и за границу. Добываютгаз, как и нефть, ставят буровые станции. Запасы газа у нас в стране большие,но использовать их надо экономно. Месторождения природного газа на картеобозначаются светлыми вышками-треугольниками.   

 

 

 

6. Физ.минутка.

                        (слайд 20)

 

Земля.

 

 

7.Известняк.

                        (слайд 21)

                               (6 ученик)

Известняк– это довольно прочный камень белого или серого цвета. Интересно, что люди,которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно,моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионовлет назад. Морские организмы, погибая,  оседали на дно. Из их скелетов,раковинок и образовывались постепенно толщи известняка.

Известнякс давних времён используют при строительстве зданий и дорог.

Особаяразновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

 

8.Гранит.

                        (слайд 22, 23, 24)

                               (7 ученик)

 

Гранит — одно изсамых распространённых полезных ископаемых на земле и часто образует целыегоры. Гранит — слово не русское (итальянское) и переводится как «зернистый».Зёрна, из которых состоит гранит, это кварц, полевой шпат и слюда — ониразного цвета. Главное свойство гранита – прочность.

При разрушении гранита из кварца образуетсяпесок, а полевойшпат и слюда превращаются в глину, которых много на земле. Песок и глина-это остатки разрушенных гор.

Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.

9.Песок и глина.

                         (слайд 25, 26, 27, 28, 29)

                         (8 ученик)

Песок и  глина – распространённые горные породы. Они образуются в природе приразрушении гранита.  Песок и  глина используются в строительстве.

 Из песка, соды и других веществ делают стекло. Эту смесь плавят впечах при высокой температуре и получают тягучую массу. Из этой массы  тянутлист  и получают оконное стекло. А можно выдуть пузырь и превратить его встакан,  графин, вазу или абажур.

 Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку,цветочные горшки, посуду, Красивые вазы. Из полимерной глины лепят красивые цветы.Главное свойство глины – пластичность.

 Изделия из обожжённой глины называют керамическими или керамикой.

-Спасибо, ребята за сообщения.

-И так, на какие 3 группы делятся полезные ископаемые?

                                (слайд 30)

-К рудным полезным ископаемым относятся минералы:

                               (слайд 31)

-А теперь подумайте и скажите: какие полезные ископаемые есть внашем селе?  (песок и глина)

-Запишем их свойства и поработаем в тетрадях: с.72-73, упр.3.

10. Работа в тетрадях: (слайд 32)

11.Итог:

                                        (слайд 33)

— Сегодня мы с вамипоговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжаютоткрывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезныеископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь ониобразовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо оченьэкономно использовать подземные богатства.

1       тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

     Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это  

     возможно вместо неё применяют пластмассу.

1       тоннапластмассы может заменить 6 тонн стали.

     Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе.

     Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых

     организмов. Это удивительно!

Выходит, растения иживотные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезлибесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк.И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная,неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой ичеловеком!

А как вы, ребята, можетепомочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом.

-Не нужно жечь лишний свет,этим экономим каменный уголь. И когда, вы вырастите, вам предстоит решатьпроблемы,  связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

12. Подведение итогов урока.

          (слайды 34-37)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет