X-PDF

Конспект урока по биологии Строение и функции пищеварительной системы, пищеварительных желез

Поделиться статьей

 

Тема: Строение и функции пищеварительной системы,пищеварительных желез.

Цели:

Образовательные:

— познакомить учащихся с общим планом строения пищеварительной системыи расположением пищеварительных желез;

— рассмотреть функции пищеварительной системы в обеспечении энергетическихпотребностей организма, выявить роль пищеварительных желез в осуществлениипроцесса пищеварения;

— продолжить формировать навыки работы с учебником, наглядным материалом,учебными таблицами.

Развивающие:

—  продолжить формирование навыков анализа, логического и абстрактногомышления,

— развивать навыки самостоятельной работы учащихся, работы в группах;продолжить развивать навыки коммуникативного общения.

Воспитательные:

— воспитывать самостоятельность мышления, бережного отношения к здоровью,продолжить формирование мировоззрения учащихся, бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: постановка и  обсуждение проблемных вопросов, самостоятельнаяработа учащихся , анализ представляемой информации, работа в парах, работа вмалых группах, прием «два – четыре — все», составление мини-проектов.

Дата:

 

Ход урока

1. Организационный момент (1-2 мин.)

2. Мотивация и актуализация опорных знаний (5-7 мин.)

Презентация статей  каждой группой «журналистов» назапланированную тему. Ученики представляют содержание, оформление статьи, атакже макет издания о здоровье.

3. Изучение нового материала (25-30 мин.)

Эпиграф урока:

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобыесть. (Сократ) 

 

(учащимся раздаются рекламные буклеты «путешествия»)

Учитель: Сегодня мы немного попутешествуем. Однако путешествие будет несовсем обычным. Это не морской круиз, не сухопутный вояж. Мы отправимся в свойорганизм. Каждое утро в зеркале мы  наблюдаем свой внешний вид, а сегоднязаглянем за кулисы и постараемся выяснить, что творится на «кухне» нашегоорганизма. Предлагаю вашему вниманию рекламный ролик нашего путешествия.

Видеофайл 1.

После просмотра видеоролика, учитель предлагает ученикамна желтых  листках-стиках написать то, что им было уже хорошо известно, назеленых – что узнали нового, на голубых – что хотели бы узнать. Затем учащиесяприкрепляют свои записи на плакат с соответствующими тремя колонками. Проводитсяэкспресс-анализ результатов и формулируются выводы. Предложения выводовпоступают от групп или конкретного ученика.

 Учитель: А теперь составим памятный альбом о путешествии. В неммы постараемся не упустить ни одного интересного момента.

Обращение к слайдам презентации:

Слайд 2.Рассмотрите слайд. Попробуйте представить расположение органов пищеварения насебе.  Запишите все составляющие пищеварительной системы в тетрадь, расположивслева страницы органы, а справа – пищеварительные железы.

 

 

Слайд 3.

Проверьте, правильно ли вы расположили частипищеварительной системы. Исправьте себя в случае необходимости.

Слайд 4. – 13

         Учащиеся разбиваются на небольшие группы (оптимально – по 4человека) и составляют мини-проект – макет медицинско-санитарного бюлетня остроении и профилактике заболеваний зубов. Помимо слайдов презентации учащимсяпредлагается обратится к учебным таблицам, изучить раздаточный материал,использовать текст § 37 учебника. Работа занимает 7-8 мин. Макет составляетсяна листе А2. Основные требования к бюллетеню:

1) информация о строении зубов;

2) расположении и функции зубов;

3) о необходимости гигиены зубов;

4) вывод, о необходимости беречь зубы с раннего возраста.

Слайд 14.

Обсуждение проблемных вопросов:

1) Зачем пища смачивается слюной?

(а)раздражать вкусовые рецепторы могут только вещества в растворенномвиде, поэтому вкус сухой пищи не чувствуется; б) с целью формирования пищевогокомка и облегчения его проглатывания; в) в слюне находятся некоторые ферменты,уже на этом этапе действующие на пищу)

2) Каким образом предотвращается попадание пищи в дыхательные пути?

(во время глотания вход в дыхательные пути закрывается надгортаннымхрящом)

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

Слайд 15

Учащиеся рассматривают свой язык с помощью зеркальца.

Сформировать пищевой комок, почувствовать вкус пищи с помощью вкусовыхрецепторов и даже является органом речи язык.

Проследуем дальше за пищевым комком. Слайд 16.

Слайд 17

Вспомните из ролика путешествия, что происходит спищей в желудке.

Учащиеся обговаривают ситуацию в парах и отвечают.

Какие вещества выделяются железами желудка?

Слайд 18.

Зачем клетки слизистой оболочки желудка выделяют так много слизи?

Слайд 19.

Найдите на странице 105 — 106 учебника объяснениетаким фактам, что кишечник человека имеет значительную длину, внутренняяоболочка тонкого кишечника образует множество ворсинок , кишечник волнообразносокращается. (7-8 мин.)

Слайд 20.

Группа учащихся (4-5 человек) получает практическоеисследовательское задание: учитель наливает в пробирку воды и сверху немногорастительного масла, затем тщательно взбалтывает ингридиенты и предлагаетучащимся связать результат опыта с функцией печени в организме (ученикииспользуют раздаточный материал и с. 104-105 учебника). Через 3-5 мин.Представитель группы презентует результаты исследований.

Тем временем, вниманию учащихся предлагается  Слайды21 — 22, с помощью которого ученики коллективно определяют строение и  расположениев организме пищеварительных желез.

 

Презентация результатов исследовательскойдеятельности. Организация диалога.

 

Слайд 23-24:

Общая длина толстого кишечника 1,5 – 2 м. Его слизистая оболочка не имеет ворсинок. Железы слизистой оболочкивыделяют мало ферментов и много слизи.

1.Учащимся предлагается сформулировать проблемные вопросы к слайдам.Например:

1) С чем связано выделение большого количества слизи в толстом кишечнике?

2) Почему внутренняя оболочка толстого кишечника не имеет ворсинок, кактонкого?

2. Формулировка выводов о строении и функциях толстого кишечника.

4.Закрепление изученного материала. Рефлексия. (5-7 мин.)

Заодну минуту, нужно найти лишнее слово в группе 
1. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник. 
2. Функции пищеварительной системы- секреторная,двигательная, строительная, всасывающая 
3. Питательные вещества – это сыр, белок, жиры,углеводы, минеральные вещества 
4. К продуктам животного происхождения относятся:масло, яйца, творог, сахар, мясо. 
5. Пищеварительные железы, расположенные внепищеварительного канала: слюнные, печень, желудочные, поджелудочные железы. 
6. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков,коренных, хищных зубов. 
7. У каждого зуба имеется коронка, шейка, дентин,корень. 
8. Функции питательных веществ- строительная,двигательная , энергетическая. 
9. Железы смешанной секреции- печень, слюнные,поджелудочная, половые 
10. В ротовой полости пища разжевывается,увлажняется и окончательно переваривается 
Мы повторили особенности строения ифункционирования пищеварительной системы. Но говоря о пищеварении нельзя несказать о правильном питании. 
— Какому правилу нужно подчиняться при выборенабора продуктов на каждый день? ( правило пирамиды) 
А сейчас попрошу я вас написать на листках вашилюбимые блюда и продукты питания 
Дети пишут, затем листочки вывешиваются на доске 
Теперь давайте сравним ваши пищевые пристрастия срекомендациями врачей-диетологов. 
Продукты, рекомендуемые к употреблению: 
      Груши, яблоки, апельсины, капуста, зеленыйперец, свекла, кабачки, шпинат, морковь, репа, несладкие соки, супы домашнегоприготовления (без соли), арахис в скорлупе, травы, лимон, лук в качествеприправ, курица, индейка, вермишель, коричневый рис, хлопья, йогурт низкойкалорийности, рыба, бобы, хлеб, кукуруза, темный хлеб, обезжиренное молоко,картофель, растительное масло 
Продукты, употребление которых нужноограничить:
       Расфасованные промышленным способом сухиесупы, бульонные кубики, подливки, соления, квашенная капуста, заправки длясалатов, бекон и ветчина, пищевая сода и пекарский порошок, переработанноемясо, гамбургеры, жареный картофель и чипсы, конфеты, мороженое, желе и джем,шоколадный соус, пудинги, безалкогольные газированные напитки, какао-порошок,печености, сыр, сливки, масло, шоколад, сосиски, мясные консервы, пицца,растительное масло, цельное молоко, майонез, торты, пироги. 
        Как вы наверное заметили, любимые большинствомиз нас блюда не всегда являются полезными для организма. Возникает вопрос: таккак же надо правильно питаться, чтобы еда не только была полезной, но иприносила удовольствие?

5.Подведение итогов.

Оценкаучебных достижений учащихся. Формулировка выводов к уроку.

6.Домашнее задание.Изучить §36. Подготовить медицинские бюллетени, проекты которых былипредставлены на уроке. Найти высказывания и пословицы о пищеварении.  

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1.Биология. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений/ Н. Ю. Матяш,Н.Н. Шабатура, — Киев: Генеза 2009

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х т. М.: Мир,1997.

3. Биологический энциклопедический словарь /под ред. М.С.Гилярова. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

4.Организационные формы обучения / Под ред. Ю.И. Малеваного. – Киев, 1991

 5. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход — М.:    Знание,2002. —         56 с.

6.    Эверестова М.К. «Нестандартные игровыеметоды преподавания уроков биологии» [Эл. ресурс] http://festival.1september.ru/articles/100583/

7.Репкина В.Н. «Нестандартные уроки — путь к успеху» [Эл. ресурс] http://tana.ucoz.ru/load/411-1-0-220 Режим доступа свободный

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет