Сценарий открытого классного часа по финансовой грамотности
«Финансы это интересно и увлекательно» во 2 классе
МБОУ «Ишлейская СОШ» Чебоксарского района ЧР
Добрый день,добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Меня зовутНаталия Юрьевна. Сегодня я проведу с вами классный час на очень интереснуютему…
— Ребята, а вы хотите узнать, что называют«великим изобретением человечества»?
-Давайтеразгадаем кроссворд, а ключевое слово будет ответом на наш вопрос.
1.Мебель,хлеб и огурцы продают нам — . . . продавцы.
2.На рубль копейки, на доллары- центы, бегут набегают в банке . . . проценты.
3.На товаре быть должна обязательно . . . цена.
4.Говорят про меня: деревянный я. Но неправда, я железный, я тяжелый полновесный.(Рубль)
5.Оченьвкусная витрина — овощного . . . магазина.
6.Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы,
Хрюшкатребуется мне, та, что с дыркой на спине. (копилка)
-Ребята, какое ключевое слово у нас получилось? Ачто же такое деньги?
Давайтевыясним с помощью толкового словаря.
Деньги – всеобщийэквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способныйнепосредственно на них обмениваться.
-А для чего нужны людям деньги?
Вызнаете о том, что все люди пользуются деньгами и очень их ценят.
ü Во– первых, с помощью денег мы можем вести обмен и торговлю. Предположим, вы хотите купить велосипед. Человеку,который продаёт велосипед, нужны новые ботинки, а сапожнику — продукты. Если бы не было денег, то вам пришлось бы для покупкивелосипеда найти продукты, поменять их на ботинки, которые потом поменять навелосипед. Долгая история, не правда ли?
И таких обменов было бы очень много. Деньги позволяют людям быстро купитьили продать всё необходимое.
ü Во-вторых, с помощьюденег можно измерить стоимость всех товаров. Вы, наверно, знаете, сколько стоитжевательная резинка?
В –третьих, деньги можно использовать для накопления (если их не тратить). Вы несможете долго хранить выращенные помидоры. Но если их продать, то можносохранить вырученные деньги на будущее.
Деньги– это величайшее изобретение человечества.
Заодин день всё узнать о них просто невозможно.
— А сегодня мы с вами познакомимся систорией появления, функциями и видами денег.
Беседа
— Каждый день мы имеемдело с деньгами, но не каждый знает историю появления денег. И поэтому сейчасмы с вами отправимся в путешествие в историю денег.
Обмен –это слово знакомо нам всем. Меняешь то, чего у тебя много, на то чего нет илина то, что очень тебе нужно. Тебе хорошо и тому, с кем меняешься тоже.
Это и есть взаимовыгодныйобмен, этот обмен называется – бартер. Наверно многие из вас слышали этослово. До того, как появились первые деньги, около 6 тысяч лет назад, людивыменивали друг у друга вещи, сырьё, скот, оценивая один товар относительнодругого.
Вместо денег в далекойдревности использовали драгоценные камни, меха и даже кости. Самые первыеденьги, которыми начали пользоваться люди, была – соль. Но это все было несовсем удобно. И поэтому бартер привел к необходимости денег. Ведь деньгидолжны быть не временными, а постоянными, они не должны портиться при хранении,нужно чтобы деньги было легко носить с собой. Одними из первых денег, которыехоть отчасти отвечали всем этим требованиям были раковины каури-(морского моллюска)
Каури были одними изпервых денег и на Руси. Их завезли к нам заморские купцы, торговавшие сНовгородом и Псковом, взамен получавшие русскую пушнину. Чем же были удобныраковины каури. Они не портились, легко носились с собой. За 1 быка нужно былоотсчитать 1000 раковин.
А это удобно? Конечно,нет. Прошли многие тысячелетия, прежде чем появились металлические деньги. Ноони отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, слитков.
Каковы преимуществаметаллических денег? Они не портятся, можно обменять на любой товар, однако и уних был недостаток. Они тяжелы и занимают много места. И тогда люди придумаливыход. Золото передавали на хранение в банк, а с собой брали бумажные распискина это золото. Так впервые и появились бумажные деньги. Сегодня ими оплачиваютвещи, услуги, продукты.
-Ребята, а как выдумаете, кто имеет право производить деньги?
(Уменя закончились деньги, могу я себе напечатать сколько мне надо? Конечноже нет, если бы деньги делали все желающие, то они потеряли бы свою ценность.Поэтому деньги производят только на государственных предприятиях)
— Ребята сказочные герои узнали,какую тему мы изучаем, и поэтому прислали нам письма о помощи. Поможемсказочным героям?
— И первое письмо отНезнайки.
«Дорогие, ребята! Я разгадывал кроссворд иу меня возникли трудности. Я не смог ответить на некоторые вопросы. Помогите мне,пожалуйста. Ваш Незнайка»
1. Будутцелыми как в танке
Сбереженья ваши в……(банке)
2. Сколькокупили вы колбасы
Стрелкой покажут вамточно……..(весы)
3. Всечто в жизни продается
Одинаково зовется
И крупа, и самовар
Называется …….(товар)
-Молодцы ребята! Следующее письмо у нас от Буратино.
«Здравствуйте, ребята! Я заработал 100золотых. Получив деньги, я задумался, как ими лучше распорядиться. Кот Базилиопосоветовал закопать их в землю. Лиса Алиса купить машину. Артемон сказал, чтобя не слушал никого и спрятал деньги дома. А Мальвина думает что лучше всегоположить деньги в…….»
— На этом письмо обрывается. Как думаете, ребята,что предложила Мальвина и почему?
— А теперь письмо отМатроскина.
«Привет ребята! Я решил накопить денег икупить все, что захочу, но пёс Шарик утверждает. Что не все продается ипокупается. Разрешите наш спор. Могу ли я купить: корову, посуду, дружбу,хорошую погоду, дрова для печки, здоровье, шапочку.»
— И какой мы можем ребятасделать вывод?
Чем бы вы не занимались вбудущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены. Например, здоровье.Поэтому экономьте на пирожном и мороженом, но не экономьте на обедах. Сэкономьтена супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке,которая вам нравится. Помните, что за деньги некупишь хорошее настроение или уважение близких и их любовь. Далеко не все насвете продается и покупается.
Физкультминутка Сказочныегерои говорят нам спасибо и поэтому Буратино проведёт с вами зарядку.
Буратиноподтянулся,
Раз- нагнулся,
Два- нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороныразвёл,
Монетки, видно, ненашёл.
Чтоб монетки намдостать,
Нужно на носочкивстать.
Буратиноподтянулся-
Раз нагнулся, дванагнулся,
Руки вытянул,согнул
И по улице шагнул.
Игра «Что можно купить заденьги?
Ведущий: Если предмет можно купить — хлопните в ладоши, если этонельзя купить то топнете ногами. (Ветер, кукла, радуга, молоко, солнце, снег,торт, книга, здоровье, мебель, уважение близких, велосипед, друг, кроссовки,знания.)
— Мы побывали с вами в прошлом денег.Узнали, что стало причиной появления денег. А теперь давайте перенесемся в нашидни.
— Какие бывают деньги? (монеты, купюры,электронные в форме пластиковых карточек)
— Ребята, у каждой страны есть своиденьги. Называетс я – валюта
— А какой денежной единицей пользуемся мы?(Рубль)
— А какие денежные единицы вы еще знаете?(доллар, фунт, евро, гривна.)
— Ребята, а кто-нибудь из Вас знает, какобразовались слова рубль и копейка?
Рубль на Руси появился несразу. Как мы с вами говорили, ранее денежными единицами служили шкуркиживотных, раковины каури. Были в ходу и серебряные слитки гривны. Если нужнобыло заплатить половину гривны, ее рубили топором пополам. Такую половинуназывали «рубль» от слова «рубить». Отсюда и пошло хорошо известное намназвание российских денег.
Гораздо позже сталивыпускать копейки – монеты, на которых был изображен всадник с копьём. Отсюда иназвание копейка.
— А монеты, какогодостоинства вы знаете? А купюры?
Игра: «А ну-ка посмотри!»(учитель раздает монеты и бумажные купюры)
1. Рассмотрите монету. Найдите сторону, накоторой указан её НОМИНАЛ, то есть ее достоинство
2. Это оборотная сторона монеты реверс или«РЕШКА»
3. Найдите сторону, на которой изображёнгерб. Это лицевая сторона монеты – аверс или «орёл».
4. Рассмотрите внимательно надписи на монете.Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
5. Ребро монеты называется «ГУРТ».
Бумажные купюры Лицо бумажных денег или аверс находится там,где изображён портрет государственного деятеля или знаменитого человекагосударства. Может быть изображена скульптура. Обязательно на лицевой сторонеприсутствует название банка, выпустившего в обращение эту ассигнацию, а так женомер и серия банкноты. Ну и само собой, номинал этой банкноты. Причём номиналобозначен не только цифрами, но и прописными буквами. Для слабовидящих илислепых обозначение буквенного номинала сделано рельефным. Это в то же время иодна из степеней защиты бумажных денег. Хотя номинал присутствует и на заднейстороне, на реверсе. Там на российских купюрах сейчасизображения исторических памятников наших городов.
-А в современном мире мы можем обойтись без денег? (нет)
-А что нужно делать для того, чтобы получать деньги?
Взрослыеработают и получают за это деньги — зарплату. Любой труд должен быть оплачен.Вы обучаетесь в школе, это тоже труд. А чем поощряется ваш учебныйтруд?(Отметками) А можно сказать, что это тоже оплата за ваш труд? Мы должны свам учиться и зарабатывать хорошие баллы для того , чтобы идти учиться дальше иполучить профессию, которая вас будет кормить.
Игра «Сколько денег в кошельке ?»
Важно не только знать, как выглядят деньги, но и уметь их считать. Есливы не будете уметь считать деньги, то поверьте, найдутся люди, которые этимзахотят воспользоваться.
Каждой команде я даю кошельки, в них лежат деньги.
Ваша задача, выяснить, какая сумма в кошельке и хватит ли их на покупкутовара.
Игра «Назови наоборот»
— Я называю слово, а вы его «отражение»! Давайте попробуем!
Покупатель — продавец
Покупка — продажа
Дорого — дешево
Тратить — копить
Наличные — безналичные
Высокие цены — низкие цены
Доход – расход
Что это такое? Доходы и расходы? Семейный бюджет?
Давайте вспомним сказку.
«Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё
А, ну-ка, ребята, вспомним его» (Красная Шапочка)
А вы помните, как закончилась эта сказка?
Послушайте продолжение…. «После того, как охотники спасли бабушку и КраснуюШапочку от волка они стали жить втроём: бабушка, мама и Красная Шапочка. И всеу них было хорошо: мама работает в школе учительницей, Красная Шапочка учится вколледже, а бабушка ведёт домашнее хозяйство. Мама получает- что? (Зарплату),Красная Шапочка -???(стипендию), а бабушка- пенсию. Из этих денег складываютсядоходы их семьи (это деньги, сложенные вместе)- семейный бюджет
Но в каждой семье есть расходы, это то, на что мы тратим деньги.
Назовите мне пожалуйста расходы вашей семьи. Вы знаете о них?
Деньги нужно уметь не только зарабатывать , но и разумно тратить,контролировать расходы. Иначе скажут «плакали ваши деньги»….это значит их неосталось….
Игра «Доход-расход» (отвечайте хором)
Мама получает зарплату- доход
Девочка заболела, нужны лекарства – расход
Выиграли приз – доход
Потерялся кошелёк- расход
Бабушка испекла и продала пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашли монетку – доход
Купили куклу — расход
«Книжные лабиринты»
1)Какой товарискал поп в сказке А.С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде», и за какуюцену он его приобрел? (Работника за три щелбана в год.)
2) Пошла Муха набазар и купила самовар. Назовите синоним слова базар. (Рынок)
3) Из какой сказкивзяты строки?
Братья сеялипшеницу
Да возили вград-столицу;
Знать, столица табыла
Недалече от села.
Там пшеницупродавали,
Деньги счётомпринимали
И с набитою сумой
Возвращалисядомой.
(П.П. Ершов«Конёк-горбунок»)
4) Какоесказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?(Золотая антилопа)
5)Что продалБуратино, чтобы купить билет в театр Карабаса Барабаса? (азбуку)
6) Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купитьчто-нибудь ненужное, а у нас денег нет. (Дядя Федор «Каникулы в Простоквашино»)
Наш урок близится к концу,завершая его мне бы хотелось проверить, внимательными ли вы были науроке?
А сейчас мы с вами проведем блиц -опрос.
— Если высказывание верное надо хлопнуть,а если неверное, то поднять руки.
1)Взаимовыгодный обмен – это бартер.
2)Деньги должны быть временными, онидолжны портиться.
3) Одни из первых денег были раковиныкаури.
4) Первые металлические деньги имели формубрусков, колец и слитков
5)Металлические деньги были легки и занималимало места.
6)Банк – это место для хранения денег.
7) Здоровье можно купить за деньги
8)Денежная единица России – доллар
9)слово «рубль появилось от слова«рубить».
Дополни пословицу
· Деньги любят счёт.
· Бросать деньги на ветер
· Денег куры не клюют.
· Каков товар-такова и цена.
· Что делает с рублём копейка? (Копейкарубль бережёт.)
· Что известная пословица предлагает взамен100 рублей?
(Не имей 100 рублей, аимей 100 друзей)
· Не в деньгах счастье.
Несмотряна то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставитьих на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья –вот главные ценности нашей жизни.
Я благодарю вас за этот урок, за вашуактивную работу, и очень надеюсь, занятие было полезным и интересным!
