X-PDF

Конспект урока по географии на тему Почва

Поделиться статьей

КонстантиноваТатьяна Петровна;

Учитель географии

 МБОУ«Трехбалтаевская СОШ» Шемуршинского района Чувашской Республики;

Алексеев А.И.,В.В. Николина «Полярная звезда» 2018г.

Географическийатлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2022;

 

Контурныекарты для 8 класса.

 

 

 

 

 

 

  План-конспект урока «Образование почв и ихразнообразие»

 

Тип урока: урок формирования знаний.

 

Цель урока: Формирование знаний о почвах – ихпроисхождении, условиях образования, строении и составе.

 

Задачи урока:

Определить  термин почва и выявить факторы почвообразования.

Выявить главное свойство почвы.

Разобрать состав, структуру и строение почвы.

 

   Опорные знания и умения: Компонентыприроды, влияющие на образование почв. Умение работать в группах, с текстомучебника, выделять главное, устанавливать причинно -следственные связи.

 

   Оборудование: Карты– почвенная ифизическая, схемы, таблица «Почва», иллюстрации учебника, почвенные образцы,лупы.

 

   Термины и понятия по теме: Почва, перегной(гумус), почвообразующие факторы, почвы- глинистые, суглинистые, супесчаные,песчаные; почвенные горизонты- гумусовый, вымывания, вмывания, материнскаяпорода; структура почвы, плодородие.

 

   Методы и формы работы: Рассказ о роли почвы в жизни всегоживого на Земле, в том числе и человека; о возникновении специальной наукипочвоведения. Работа с опорной схемой, анализ текста учебника.

 

 

                                                   Эпиграф (на доске)

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все,что может, как прекрасна была бы Земля наша.

                                                                                                                                      А.П.Чехов

                                                   Ход урока:

I. Организационный этап (1 мин.)

II. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации (3 мин.)

 

Весной был посажен картофель на два разных поля,осенью было отмечено, что на одном поле картофель крупный, урожай другогомелкий. Почему при одинаковом уходе и посадочном материале мы получили разныйурожай?

Ответ учащихся  — Это почва!

 -Правильно.Это и будет тема нашего урока [Слайд 1]

 

 III.  Открываем тетради,записываем число и тему урока.

-Что мы можем узнать по этой теме?

-Какие вопросы нам надо задать, чтобы изучить все о почвах? (ребята высказывают предпо-ложения; определяют план изучения темы).
План урока (на доске) [Слайд2]

 

Ø Почва и ее состав.

Ø Вклад В.В.Докучаева и В.И.Вернадского в развитиепочвоведения.

Ø Почвообразующие факторы.

Ø Строение почв.

Ø Разнообразие почв страны.

 

Вводное  слово учителя.

 

Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекинабыл воздвигнут замечательный памятник. Выбитая на камне надпись гласит: «Этосооружение построено  в 1421 г. в эпоху династии Мин». Он представлял собойприподнятую на возвышении квадратную  площадку длиной 6 м, состоящую изнасыпанных почв различного цвета и происхождения.
     В центре – желтый круг из лесса – породы, характерной для обширныхтерриторий Китая. Именно ему обязана своим цветом Желтая река – Хуанхэ. Всередине находится желтая почва, в восточной стороне голубая (заболоченныепочвы рисовых полей), на западе белая (светлые пустынные почвы северо-западногоКитая), на юге красная (краснозем) и на севере черная почва (чернозем). Все этиземли различных цветов принадлежат императору.


     Что  должен означать этот памятник?(Ребята высказывают предположения)
 —  Несомненно, величие императорской власти, выраженное в обширности, природномбогат-стве.
     О чём он может рассказать нам современным людям?
   —
Символ плодородия.
   — Как природное тело, в географическом распространении которого естьопределенные зако-номерности.
   — Как объект с весьма разнообразными свойствами, связанными с разнообразиемприродных условий районов их распространения.
   — Кроме того, он просто красив.
Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому,  чтоон по ней ходит.
     Что такое почва?
Учитель поправляет и дает определение под запись в тетрадь.  [Слайд 3]


Почва – это тонкий рыхлый поверхностный слой суши, обладающийплодородием , это особое природное тело, результат взаимодействия природныхкомпонентов.

 

 Какое главное свойство почвы? (Ответы учащихся, если нет – называет учитель) – Плодородие! [Слайд 4]


По своему свойству  почву делят на:


Плодородные почвы                            Неплодородные


     Благодаря плодородию, почвы являютсяважнейшим природным богатством нашей страны, которое нужно беречь и охранять.Во время Великой Отечественной войны фашисты увозили на Запад не толькодрагоценности, шедевры мирового  искусства, но и плодородные почвы

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1498

(черноземы)с полей Украины и России.
     Примерно 10 тыс. лет назад, человек вынужден был заняться земледелием искотоводством. И тут он впервые встретился с почвой как с объектом своегопрямого жизненного интереса. В течение столетий стихийно складывались ипередавались из поколения в поколение  приемы обработки земли. Они сталиотправной точкой для более сложных научных исследований в области земледелия.Таков путь становления агрономии – отрасли науки, имеющей дело снаиболее жизненно-важным свойством – плодородием.
     Основоположником науки о почвах стал В.В. Докучаев, а продолжил его дело –ученик В.И.Вернадский.
     В 1873 и 1875 гг. черноземная полоса России подвергалась сильной  засухе.Неурожаи, голод среди крестьян и резкое сокращение экспорта российской пшеницы,способствовали широкому развертыванию работ по изучению черноземов. Руководителем этих исследований был назначен В.В.Докучаев. Доклад про В.В.Докучаева (см.Приложение 1)  [Слайд5]

 

Как же образуется почва? Послушаем легендуобразования почв.

Тысячи лет назад знаменитый древнегреческий ученыйПлатон высказал мысль о том, что четыре «основных элемента» — земля, вода,огонь и воздух – превращаются друг в друга.

В середине ХVII в. древняя идея опревращаемости воды в землю стала предметом ожесточённейшего спора, которыйзнаменитый английский ученый Роберт Бойль предложил решить опытным путем. С этойцелью он подверг воду многократной перегонке, при которой Бойль обнаружил вводе мутный землистый осадок. Ему удалось вырастить в сосуде с водой огурцы,тыкву и даже мяту. «Из этих опытов наглядно видно, что вода может бытьпревращена во все прочие элементы» — таким был вывод учёного.

Опыты Бойля повторяют многие крупнейшие химики – и увсех при длительном кипячении в закрытых сосудах в воде появляется землистыйосадок.

Химик ван Гельмонт поставил более длительный и более, наего взгляд, обоснованный опыт. Он чрезвычайно тщательно высушил, прокатил 200фунтов земли и посадил в нее отросток ивы. А затем в течение пяти лет ежедневнополивал свою иву дождевой или дистиллированной водой. Вес земли фактически неизменился, а вот вес ивы увеличился на 164 фунта. Откуда же они взялись? Онипроизошли из чистейшей воды, делает вывод ван Гельмонт.

Идея Платона как будто бы подтверждена – водапревращается в землю или растительное вещество. Но вот в 1768 г. за проверкуэтого утверждения берется тогда еще молодой и малоизвестный французский ученыйАнтуан Лавуазье.

Пустой сосуд для перегонки был тщательно взвешен, затемзаполнен дистиллированной водой, герметически закупорен и вновь тщательновзвешен на точных весах его собственного изготовления. После этого сосуд с водойбыл помешен в коробку с песком, непрерывно нагреваемую масляной лампой. Водаперегонялась 101 день. На 25-й день после начала опыта в воде стали заметны«пластинки или листочки сероватой земли». Когда их скопилось достаточно много,Лавуазье погасил лампу. Затем он взвесил сосуд, заполненный водой. Его весоказался таким же, как и 100 дней назад, перед началом опыта. Затем колба былавзвешена без воды: ее вес уменьшился на 1г. Потом вода была выпарена, весполученного при этом «землистого» осадка оказался равен также 1г.

В итоге Лавуазье записывает: «…земля, которую Бойль,Эллер и Маркграф получили из воды, представляла собой не что иное, как стекло,выделившееся обратно при выпаривании; таким образом, опыты, на которыхосновывались эти физики, будучи далеки от того, чтобы доказать возможностьпревращения воды в землю, заставляют скорее думать, что она остаетсянеизменной».

Так был положен конец долгим спорам о возможности превращенияводы в землю и перевёрнута еще одна страница в истории изучения природы.

 

 Какие компоненты участвуют в процессе почвообразования?     [Слайд 6, 7, 8, 9, 10]

Ответы: Горные породы, климат, растительность, животныймир, грунтовые воды, деятельность человека, время.

Начало образования — почвы- это процесс выветривания (разрушения)горных пород, на которых поселяются мхи и лишайники. Из-за их отмиранияобразуется  первый гумусовый слой. Это уже юная почва.

В тетради запись:  Гумус – этоорганическая масса, полученная из остатков растений и животных.
    Почвы  образуются в результате длительного взаимодействия горных пород срастительным и животным миром при достаточном количестве тепла и увлажнения.
    Растительность, опадая  и попадая  в почву, при оптимальных климатическихусловиях преобразуется в перегной и окрашивает верхний горизонт почвы в темныйцвет. Плодородию способствуют: солнечное тепло, поглощенное поверхностью;годовое количество осадков; режим и виды осадков; увлажнение местности; продолжительностьлетнего периода.

Животные разрыхляют, удобряют почву, размельчаюторганические остатки и перемешивают их с минеральной частью. Это способствуетпроникновению воздуха, влаги, лучшему нагреванию. Червь перерабатывает втечение года 0,5 га почвы, количество их на площади 1 га составляет 75 тыс.Осуществляется биологический круговорот. 

Из рисунка 1 мыможем найти ответ -из каких основных частей состоит почва [Слайд 11]:

Надпись:
   

Минеральная часть состоит из песка и глины. В разныхпочвах она различна. Соотношение различных по размеру минеральных частиц пескаи глины называется – механический состав почв.

 

Физкультминутка (1,5 мин.)

 

Учитель: — Почвы такой большойи разнообразной по природным условиям территории как наша страна, чрезвычайномногообразны. Учащимся предлагается самостоятельно изучить различия почв помеханическому составу, структуре, а также разобрать строение почвенногопрофиля. [Слайд12]:

  Работа в группах . Каждая группасамостоятельно изучает свой раздел текста учебника, дополнительного материала,рассматривает раздаточный материал, и заполняет предложенную схему (см. нижелист-модуль для работы в тетради, распечатана на каждую парту. Затем каждаягруппа отчитывается перед классом (все продолжают оформлять в тетради опорнуюсхему).

 

Надпись:  1 группа- Механический состав.  Лист-модуль для работыв тетради по данному образцу.)  [Слайд 13]

Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде?(Из увлажненной почвы скатать жгут  и сделать из него кольцо. Если кольцоразвалилось, то почва легкая – песчаная. Если в кольце глубокие трещины – почвасупесчаная. Если трещины неглубокие по внешнему краю – почва суглинистая. Аесли трещин нет – то почва глинистая).


2 группа — Строение почвы (структура). Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух,необходимый для дыхания корней, и через комочки свободно проходит влага. Этоесть структура почвы. Только структурная (рыхлая) почва может бытьплодородной. По структуре почвы бывают:

         

            Структурные                                                                                                         Бесструктурные

-Хорошо разрыхленыкорнями растений             -Недостаточно разрыхлены;

и животными-землероями;

-Имеют комковатую структуру;                          -Состоят измелких пылеватых частиц;

-В порах таких почв имеется в достатке            -Впитывая воду,образуют вязкую массу, которая

вода и воздух, поэтому они плодородны.           препятствуетпроникновению влаги и воздуха,

                                                                                 поэтому они не плодородны.

 

В почвах очень важна их структура, т.е. строение. Хорошоразрыхленная корнями растений и различными животными-землероями почва имееткомковатую или зернистую структуру. Такие почвы называются структурными. Структурныепочвы плодородны, т.е. способны производить хорошие урожаи растений. В порах вдостатке вода и воздух.

Почвы, состоящие из мелких пылеватых частиц размеромот 0,001 до 0,005 мм в диаметре, относят к бесструктурным почвам. Впитывая воду, такие почвы образуют сплошную вязкую, липкую массу. Этопрепятствует проникновению воздуха и влаги и задерживает рост растений. Такиепочвы не плодородны  [Слайд 14,15]

 

  • Как можно улучшить структуру почвы? (рыхление)
  • Какие почвы будут бесструктурными? (песчаные)
  • Почему рыхление называют сухим поливом? (по капиллярам поднимается вода из нижних горизонтов вверх)

 

3 группа — Ребята! Кроме верхнего слоя,который обычно виден на свежевспаханном поле, почва состоит из многих болееглубоких слоёв, т.е. в процессе образования почвы возникают почвенныегоризонты. Анализ почвенного разреза по рис.54 на стр.96 учебника.

 

А1    А1

 

А2    А2

 

ВВ    В

 

С С   С

 

 

Перед вами почвенные горизонты:

 

1. Верхний горизонт – гумусовый (А1), он густо пронизан корнями, здесьмного микроорганизмов, червей, личинок. Здесь происходит накоплениеорганического вещества и образование гумуса, цвет темный, мощность от несколькосм до 1 м, чем больше мощность, тем плодороднее почва. Такие горизонты есть вовсех типах почв, но они отличаются по мощности.

2. Следующий горизонт – вымывания (А2). При выпадении осадков изгумусового горизонта влага выносит часть органических и минеральных соединений,которые и образуют горизонт вымывания. По цвету, он напоминает золу, в немпочти нет боковых корней растений. Особенно он хорошо виден в подзолистых,дерново-подзолистых, серых лесных почвах.

3. Ниже лежит горизонт вмывания (В), здесь тоже сравнительно малокорней, но зато много мельчайших минеральных частиц, в нем могут накапливатьсяоксиды железа, алюминия, карбонаты или гипс, этот горизонт – своеобразныйфильтр.

4. Ниже –материнская погода (С), на которой образуется почва. Нет гумуса, нет корней.Между горизонтами происходит обмен веществ, благодаря почвенному раствору [Слайд 16, 17]

 

        — Послушайте стихотворение.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1498

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет