X-PDF

Конспект урока по географии Почвы — 7 класс

Поделиться статьей

Тема: Почвы

Цели: выявитьпричины почвенного разнообразия; познакомить с факторами почвообразования; сформироватьзнания об основных зональных типах почв мира; оценить вклад В. В. Докучаева вразвитие науки о почвах; раскрыть значение охраны почв. развивать речь,логическое мышление и любознательность учащихся. содействоватьформированию у учащихся чувства патриотизма, национального самосознания,воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.

Планируемыерезультаты обучения:

Предметные:формирование представлений и знаний о причинах разнообразия почв, об основныхзональных типах почв Земли, о хозяйственной деятельности человека, ведущей квозникновению и развитию или решению экологических проблем, связанных спочвами; формирование умений и навыков использования знаний о почвах вповседневной жизни.

Метапредметные:формирование умений: 1) работать с разными источниками географическойинформации — текстом параграфа, почвенной картой мира, схемой и профилем; 2)самостоятельно решать учебные задачи; 3) устанавливать причинно-следственныесвязи и делать выводы; 4) создавать таблицы.

Личностные:формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию исамообразованию на основе выполнения самостоятельных заданий; формированиеоснов экологической культуры и убеждений в необходимости бережного ирационального использования почвенных ресурсов, охраны почв.

Основноесодержание:почвенное разнообразие, В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности,типы почв и закономерности их распространения, охрана почв.

Деятельностьобучающихся:объяснять причины разнообразия почв на Земле; выявлять по карте основныезональные типы почв мира; сравнивать мощность гумусового горизонта почв напрофиле; оценивать вклад В. В. Докучаева в развитие науки о почвах; делатьвыводы о необходимости бережного отношения к почвам. Ценностный компонентурока: значение разнообразия почв; охрана почв.

Оборудование: схемы«Факторы почвообразования» и «Почвы природных зон Земли», «Почвенная картамира».

Тип урока:комбинированный.

 

Ходработы.

I.     Орг.Момент.

II. Актуализация  опорных знаний.

Альтернативныеварианты

 Прием«Экспресс-тест»

1.Полностью заселена живыми организмами:

а)атмосфера; б) гидросфера; в) литосфера.

2.Наиболее разнообразны представители органического мира:

а)тропических широт; б) умеренных широт; в) экваториальных широт.

3.«Фабрикой» по производству продуктов питания считаются:

а)бактерии; б) животные; в) растения.

4Наивысшую способность выживать в самых тяжелых условиях имеют:

а) грибы;б) растения; в) бактерии.

 

III. Формированиеновых знаний.

1.   Мотивационный момент.

Рассказ о почве.

Увсех народов мира с давних времен развита огромное уважение к земле.«Земля-матушка», «земля-кормилица» — так ее называли наши предки. Земледелие -древнейшее занятие человека. Опыт человеческих поколений доказал, что землябывает разной по качеству. Не случайно появились такие пословицы и поговорки:«Какая земля, такой и хлеб», «На добрую землю что посеешь, то и родит», «Надобрую землю хлеб родит, а на неплодородную навоз возят», «На черной землебелый хлеб родит ».

Географ,почвовед В. В. Докучаев, который впервые разработал классификацию почв,установил, что почва представляет собой особое, самостоятельное природноеобразование. Она формируется в результате взаимодействия различных факторов,которые получили название факторы почвообразования.

Определение темы урока и этап целеполагания.

Чтоже такое земля, с научной точки зрения — почва? Как он образовался? От чегозависит его плодородие? Какое значение имеет почву для человека? Какое влияниена почвы имеет человек? На эти многочисленные вопросы вы сможете ответитьсегодня на уроке.

 

2.   Изложение нового материала.

В начале урока учащиесявспоминают, что такое почва и плодородие, кто такой В. В. Докучаев, называютизвест­ные им типы почв.

Далее учитель рассказываетобучающимся, какие фак­торы и как влияют на формирование почв, обращает ихвнимание на схему «Факторы почвообразования» на с. 70 учебника.

Учитель сообщает школьникам,что в размещении почв на Земле существуют определённые закономер­ности. Этизакономерности выявил на основе изучения факторов почвообразования нашсоотечественник, учё­ный-естествоиспытатель В. В. Докучаев. Он установил, чтопочвы тесно связаны с природными условиями тер­ритории: климатом,растительностью, животным миром и рядом других факторов. Это позволило В. В.Докучаеву выделить генетические типы почв, а также установить, что зональностьпочвенного покрова совпадает с геогра­фическими зонами.

Учитель предлагает,обратившись к рисунку 52 на с. 72—73 учебника, убедиться в существовании законамировой почвенной зональности, открытого В. В. Докуча­евым. Он даёт задание:проследить по рисунку 52, какие типы почв характерны для природных зон мира. Взавер­шение учитель подчёркивает, что широтное положение почвенных зоннарушается природными особенностями континентов и их отдельных частей:разнообразием ре­льефа, особенностями почвообразующих горных пород, близостьюокеанов.

Почва -это природное тело, образовавшееся в поверхностном слое зем­ной коры,обладающее плодородием.

Почва —верхний плодородный слой земли. Органическое ве­щество почвы — гумус —образуется из растительных и животных остатков на протяжении многихтысячелетий. Гумус очень богат ве­ществами, в которых нуждаются растения.Черноземные, богатые гумусом почвы известны во всем мире своим плодородием.Органические вещества гумуса содержат разные химические эле­менты, в частностинитроген, необходимый растениям для роста и развития. В почве естьразнообразные микроорганизмы, помогаю­щие превратить органический азот вминеральный, доступный для питания растений. Кроме гумуса, в состав почвывходит вода, воз­дух, песок, глина и гравий.

Формируетсяпочва в результате взаимодействия всех природных компонентов. Все факторы,влияю­щие на формирование почв, называются почвообразующими. Важнейшимипочвообразующими фак­торами являются:

Выветривание — в егорезультате происходит разрушение и измельчение горных пород, эта раз­дробленнаямасса составляет нижний слой почвы.

Рельеф — в зависимостиот характера земной поверхности происходит накопление материала гор­ных пород(на равнинных участках), смещение разрушенного материала (в горных районах).

Микроорганизмы -перерабатывают поступающие в почву останки растений и животных. Благодаря переработкеорганических останков образуется гумус — перегной. Гумус — основа плодородияпочвы. Чем мощнее слой гумуса, тем плодороднее почва.

Животныепочвы— разрыхляют и перемешивают почву, благодаря чему она приобретает высокуюпористость. Это способствует накоплению в ней осадков и воздуха.

Климат — отколичества тепла и влаги зависит количество гумуса, солей. А это влияет накачество почвы.

Формированиепочв — процесс очень длительный. За 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5-2 м. Под действием почвообразующих факторов формируются разные типы почв.Каждый тип почвы различается по внутреннему строению. Внутреннее строение почвыназывают профилем. Про­филь почвы состоит из нескольких связанных между собойслоев — почвенных горизонтов. Каждый почвенный горизонт имеетсоответствующий буквенный индекс.

 

Почвыразличаются не только по строению, но и по механическому составу — посоотношению различных минеральных частиц (песка и глины). По величине ониизменяются от мельчайших частиц до крупных песчинок.

Затем обучающимся предстоитвыяснить, какие типы почв распространены на Земле. С этой целью они ана­лизируютрисунок 52, почвенную карту мира и текст на с. 71—72 учебника, раскрываяособенности почв каждой природной зоны. Результаты своей работы они оформляют ввиде таблицы.

Названиетипа почвы обусловлена цветом его верхнего слоя, зависит от содержания гумуса инекоторых солей.

Почвыраспространены на земной поверхности зонально, зависит от климатических условийи типов растительности.

Типыпочв

Природная зона

Почва

Климатические условия

Растительный покров

Особенности почвы

арктические

(антарктические)

пустыни

арктических

пустынь

 

Холодно и сухо

мох, лишайник,

водоросли

маломощны,

недоразвиты

тундра

тундро-глеевые

Чрезмерное увлажнение, недостаток тепла

осока, мох, кустарник

Малоплодородные

тайга

подзолистые,

мерзлотно-таежные

Чрезмерное увлажнение

пихта, сосна, береза,

ель, осина

Относительно плодородные

смешанные леса

дерново-

подзолистые

Умеренное увлажнение

дуб, клен, сосна,

липа, ель

Относительно плодородные

широколиственные

леса

серые и бурые лесные

Умеренное увлажнение

дуб, бук, граб,

клен, липа

Относительно плодородные

лесостепь

серые лесные,

Умеренное увлажнение

лиственница,

липа, клен

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

Относительно плодородные

степь

черноземы,

Умеренно сухой климат

ковыль, типчак,

разнотравье

Мощный гумусовый горизонт, высокое плодородие

степь

каштановые

Умеренно сухой климат

ковыль, типчак,

разнотравье

Высокая мощность гумусового горизонта, относительно плодородные

полупустыни

и пустыни

сероземы, серо-бурые

Высокие температуры, низкая влажность воздуха

солянка, акация

Неплодородные, часто засоленны

саванны

красно-бурые

 

Недостаточное увлажнение

пальма, молочай,

алоэ, баобаб

Относительно плодородные

жестколиственные

(вечноз.)

леса

коричневые

 

Умеренное увлажнение

маслина, кипарис,

пробковый дуб

Относительно плодородные

экваториальные

леса

красно-желтые,

ферралитовые

Высокие температуры и высокая влажность воздуха

лиана, пальма,

гевея

Низкое плодородие, значительное содержание железа и алюминия

Учителю следует подвестиобучающихся к выводу, что несмотря на многообразие почв, плодородие у них неоди­наково.

 

IV. Формированиезнаний, умений и навыков.

В завершение урока учительдолжен рассказать о зна­чении почв для человека и важности их охраны.

1.    Чемобъясняется разнообразие почв на Земле?

2.    Что влияетна образование различных типов почв?

3.    Установитесоответствие между перечисленными природными зонами и ти­пами почв.

1.    Влажныеэкваториальные леса.          А. Красно-бурые.

2.    Степнаязона.                                        Б. Красно-жёлтые ферраллитные.

3.    Саванны.                                               В. Чернозёмы.

4.    Широколиственныелеса.                    Г. Подзолистые.

5.    Тайга.                                                    Д. Серые лесные.

4.    Выберитеверный ответ. Кто из учёных открыл закон мировой почвенной зо­нальности: а) В.И. Вернадский; б) М. В. Ломоносов; в) В. В. Докучаев?

5.    Какаясуществует связь между почвой и растительностью? Приведите при­меры, используяимеющиеся знания.

6.    По рисунку52 сравните, как проходят границы гумусового горизонта и поч­венного слоя в целом.Определите, в каких природных зонах наиболее мощный поч­венный слой. Сравнитемощность гумусового горизонта этих почв. Объясните раз­личия.

7.    Используяпочвенную карту в атласе, нанесите на контурную карту области распространениясамых плодородных почв Земли — чернозёмов.

 

V. Домашнеезадание

1) изучить§ 19; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа

 

VI. Итогурока.

Рефлексия

Насталчеред подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока дляформирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразноиспользование памятки):

Ø Мнебольше всего удалось …

Ø Я могу себя похвалить за…

Ø Я могу похвалить одноклассников за…

Ø Меняудивило…

Ø Дляменя было открытием то, что …

Ø Намой взгляд, не удалось…, потому что…

Ø Набудущее я учту…

 

Учительсамостоятельно или вместе с учащимися формулирует определение почвы, ее составаи плодородия.

Например:

Почва —верхний плодородный слой земли. В состав почвы вхо­дят: гумус, вода,минеральные соли, воздух, песок, глина и гра­вий. Существует много видов почв,среди которых самая лучшая — чернозем. Почва образуется на определенной горнойпороде или смеси пород.

Плодородиепочв — способность давать урожай. Оно зависит от состава почвы, особенно отколичества гумуса.

Плодородиепочвы можно повысить с помощью минеральных и органических удобрений, которыеследует вносить только в необ­ходимом количестве. Использование перегноя изеленых удобрений не имеет отрицательных последствий.

 

Дополнительныйматериал к уроку

• Вся растительностьземного шара в течение года забирает из атмосферы около 550 млрд углекислогогаза и возвращает 440 млрд т кислорода.

• Одингектар хвойного леса в течение дня выделяет до 30 кг эфирного масла, котороеуничтожает все вредные микроорганизмы в атмосфере, очищая таким образом воздух.За год гектар леса очищает 18 млн. м3 воздуха. К тому же он, как гигантскийпылесос, каждый впитывает из воздуха 36 тонн пыли.

• Наиболееразнообразны на Земле породы деревьев растут в области верхнего течения Амазонкив Перу, где ученые насчитали 300 видов на одном гектаре. Считают, чтоперуанский лес является также самым богатым в мире на виды птиц, бабочек иземноводных.

• Навтором месте по разнообразию — леса Юго-Восточной Азии. Здесь произрастаетоколо 200 видов деревьев на одном гектаре, а в лесах Центральной Африки — около120 видов.

• Зеленоецарство растений Земли насчитывает до 500 тыс. видов, из которых около 50 тыс.растет в нашей стране.

• Самаярастение в мире — лианоподобных пальма, растет в горной области Индии. Длина еествола может достигать 354 г.

• Большелистья имеют пальма, которая растет в бассейне Амазонки. Длина ее листадостигает 22 м, а ширина — около 12 м. Один такой «лист» может послужитьодеялом для десяти человек одновременно.

• Вюжноамериканских лесах Парагвая и Аргентины растет «железное дерево» изчрезвычайно прочной и тяжелой древесиной. Это — квебрачо, что в переводе сиспанского означает «сломай топор». А тяжелую древесину имеет южноафриканскоедерево «Олега лоурифолис». Один кубический метр ее весит около 1,5 т.

•Интересные так называемые «динамитные деревья» растут в Мексике. Их плодыдостигают размера большой тыквы, которые, созрев, «взрываются» и разбрасываютпо сторонам острое семя.

• Недавноученые обнаружили чрезвычайное вид деревьев также растут в Мексике. Онимоментально выпускают струю неприятного липкой жидкости у каждого, кто «обидит»растение, сорвет с нее хоть листок. Такое оружие отпугивает животных, которыехотели бы полакомиться его листьями.

• Всемизвестный жучок «солнышко» лишь за день съедает до 200 вредных насекомых, аличинки солнышка бьют рекорд, уничтожая за день до 400 вредителей растений! ВСША этих жуков разводят на специальных фермах, а потом продают в специальныхемкостях на 3,785 л, куда помещается 135000 жучков, по цене 15-20 долларов.Весной жучков выпускают в сады, огороды, поля.

• Толькопо 100 жители одного лесного муравейника уничтожают около 100 тыс. экземпляровтли и 2000 гусениц.

• Для тогочтобы образовался слой почвы толщиной 2,5 см, должно пройти от 1 до 25 веков.

•Подсчитано, что в результате разрушения ежегодно теряется 75 млрд т почвы.

• На одномквадратном метре плодородной почвы может жить более 1 млрд существ.Микроскопические организмы (грибки и бактерии), разлагающих остатки отмерших растенийи животных, наверное, является важнейшей составляющей почвы. Без этих грибков ибактерий погибшие растения и животные просто накапливались бы на земле.

• Каждыйтип почвы имеет свои разновидности в зависимости от основы, климата,растительного покрова и других почвообразующих факторов.

Натерритории Украины этих разновидностей очень много. При картографировании почввыявлено 650 видов почв, а различий гораздо больше.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет