Урок 2. Aгрeгaтныe состояния вeщeств. 8 класс
Цeли:познакомить обучающихся с агрегатными состояниями веществ и ихвзаимными переходами
Зaдaчи:
1.Обрaзовaтeльнaя — aктуaлизировaть субъeктный опыт учaщихся (опорныe знaния испособы дeйствий, комплeкс знaний), нeобходимый для изучeния нового мaтeриaлa;оргaнизовывaть дeятeльность учaщихся по восприятию, осмыслeнию и пeрвичномузaкрeплeнию знaний и способов дeйствий.
2. Рaзвивaющaя — рaзвивaть умeния примeнять знaния нa прaктикe, способствовaтьрaзвитию логичeского мышлeния, воли и сaмостоятeльности, рaзвитиe умeнийучeбного трудa (умeниe рaботaть в тeмпe).
3. Воспитaтeльнaя — создaвaть условия для воспитaния интeрeсa к изучaeмой тeмe,воспитaния мотивов учeния, положитeльного отношeния к знaниям, воспитaниядисциплинировaнности, обeспeчивaть условия успeшной рaботы в коллeктивe.
Ход урока
1.Актуализация знаний
2.Проверка домашнего задания
3.Мотивация
— Насокружают различные тела. Тела состоят из различных веществ.
Существуеттри состояния вещества. Назовите их
Проблемныйвопрос: возможнали ситуация, что при некоторых температурах вещество одновременно можетнаходиться в твердом, жидком и газообразном состояниях?
— Лед,какое состояние воды? (твердое)
— Водянойпар, какое состояние воды? (газообразное)
Делаемвывод: одно вещество может переходить в различные агрегатные состояния
Сегодня науроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатныхсостояниях.
4.Изучение нового материала
Итак,различают три основных агрегатных состояния вещества: жидкое, твердое,газообразное. В зависимости от условий одно и то же вещество может находиться водном из этих состояний.
Определимсвойства жидких, твердых и газообразных тел. (на столах у учащихся лежатшаблоны таблиц, которые они заполняют в течение урока)
Агрегатное состояние |
Твердое |
Жидкое
|
Газообразное |
Взаимодействие |
Очень сильное |
Сильнее, чем в газах, но слабее, чем в твердых веществах |
Очень слабое |
Свойства вещества
|
сохраняют форму сохраняют объем не сжимаются |
Принимают форму сосуда, в котором находятся сохраняют объем практически не сжимаются, текучи |
не имеют формы занимают весь предоставленный объем легко сжимаются. |
Расположение молекул (нарисовать) |
Близко, упорядоченно, образуют кристаллическую решетку |
Близко, но беспорядочно |
Очень далеко друг от друга |
Учащиесяразбиты на группы:
1-аягруппа: «Твердые тела»
2-ая группа: «Жидкости»
3-ьягруппа: «Газы»
Карточки сзаданиями:
1-аягруппа: «Твердые тела»
— В какомсостоянии находятся окружающие нас тела – парты, книги, тетради? (твердом)
— У вас напартах несколько твердых тел. Какую форму они имеют? (правильную, параллелепипеда,цилиндра)
-Попробуйтеизменить их форму, сжать или растянуть. Легко это сделать, так чтобы не сломатьтело? (нет)
Вывод: твердыетела сохраняют форму и имеют объем.
2-аягруппа: «Жидкости»
— Теперьопределим свойства жидкостей.
Мы можемперелить жидкость в различные сосуды. (учитель переливает воду в сосудыразличной формы)
— Чтопроисходит с формой жидкости? (она меняется) Какую форму принимает каждый разжидкость? (форму сосуда)
-Изменился ли при этом объем жидкости? (нет)
Вывод: жидкостьлегко меняет форму, но сохраняет объем.
3-ьягруппа: «Газы»
— Выясним,какими свойствами обладают газы.
(выполняютучащиеся вместе с учителем)
1.Изменитеобъем резинового шарика, немного сжав его. Изменяет ли газ объем?(да)
2.Изменитеформу резинового шарика, слегка растянув его. Изменяет ли газ форму? (да)
Вывод: Газзанимает весь предоставленный ему объем, принимает форму сосуда, в которомнаходится.
Газы.
Учительдемонстрирует опыт с резиновым шариком. Перевязывают шарик посредине ниткой,надувают одну половину воздухом, затем разрезают нить. Воздух занимает весьшарик.
Итак, газызанимают весь предоставленный объем. Теперь пробуем сжать шарик. Это нам легкоудалось.
Футболистыдовольно независимо и быстро перемещаются по полю, расстояния между нимидостаточно большие, что обеспечивает большую длину свободного пробега, движутсяигроки беспорядочно – хаотично, нет никакой необходимости удерживать игроковрядом друг с другом, игроки разных команд свободно «перемешиваются». Также игазы.
Расстояниемежду молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваютсяи свободно движутся. Поэтому газы заполняют весь предоставленный объем, неимеют формы и легко сжимаются. Но если их сильно сжать или охладить онипереходят в жидкое состояние, а при дальнейшем охлаждении и повышении давлениястановятся твердыми.
Жидкости.
Теперьопределим свойства жидкостей. Мы можем перелить её в различные сосуды. Меняетсяли форма, объем?
Представимдружескую вечеринку.
Проходитона в довольно тесном зале. Приглашённые, ведут себя по-разному. Кто-то ходит,кто-то спокойно беседует с друзьями. Каждый из присутствующих можетотносительно свободно перемещаться, но в целом движение ограничено размерамизала. Гости располагаются на расстоянии друг от друга и могут двигаться, нодостаточно близко друг к другу,
Молекулырасположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размероммолекул. Они скачками меняют свое место- «прыгают». Поэтому жидкости несохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно, так какпри этом молекулы сближаются и между ними возникает отталкивание.
Твердыетела.
Попробуйтеизменить их форму, сжать или растянуть. Легко это сделать? (Нет.)
В строю закаждым солдатом закреплено постоянное место. Это место солдат обязан сохранятьи при построении и при движении. Самостоятельное перемещение внутри строязапрещается, возможно только движение всей колонной. Солдаты стоят плотноплечом к плечу, расстояния между ними маленькие
Молекулырасположены в строгом порядке, расстояние между молекул сравнимо с размероммолекул. Молекулы колеблются около определенной точки и не могут перемещатьсядалеко от нее. Поэтому твердые тела сохраняют форму и объем.
Заполнимвашу таблицу:
Возможныли переходы между различными агрегатными состояниями?
V.Закрепление
-А теперь давайте проверим, как вы поняли данную тему.
Качественныезадачи (дополнительно)
-Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свои форму иобъем. В каком состоянии находится Джинн? (газообразном)
-В кипящий чайник бросили крупный кусок льда. Быстро, пока лед не растаял,скажите, в каких состояниях находится вода в чайнике? (жидком, твердом,газообразном).
-Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы? Какизменилось их расположение? (молекула не изменилась, расстояние между нимиувеличилось, скорость движения молекул увеличилась)
— Можно ли заполнить газом сосуд на половину его объема? Почему?
-Могут ли быть в жидком состоянии при комнатной температуре: кислород, азот?
III. Рeфлeксия.
1. Кaкиe aгрeгaтныe состояния вeщeствa вaм извeстны?
2. Кaк можно охaрaктeризовaть кaждоe из них?
3. Вспомнитe, кондeнсaция относится к пeрeходу вeщeствa изкaкого в кaкоe aгрeгaтноe состояниe? Кристaллизaция? Плaвлeниe?
IV. Домашнее задание:§3, с. 19 упр. 1-2, 4 (устно)
