Урок №5-6 «Периодическаясистема химических элементов. Знаки химических элементов» Химия8 класс
Цель: Датьпредставление учащимся о Периодическом законе и Периодической системехимических элементов Д. И. Менделеева. Работы с химическими элементами.
Задачи:
Образовательные: Сформировать знания опериодическом законе и периодической системе Д.И.Менделеева. Научить учащихсяработать с периодической системой (уметь определять положение элемента впериодической системе, свойства элемента в зависимости от положения его впериодической системе).
Воспитательные:Патриотическое воспитание, формирование естественно – научной картины мира,экологическое воспитание, способствование осознанию роли химических знаний вразвитии личности, преодоление трудностей.
Развивающие: Развивать наблюдательность,память (при изучении физического смысла периодического закона и графическогоего отображения). Развивать умение сравнивать. Научить учащихся обобщать иделать выводы, анализировать, составлять, систематизировать.
Ходработы:
I Организационныйпериод
Здравствуйте,садитесь. Для начала отметим отсутствующих. Сегодня на уроке мы познакомимся стемой: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».
II Актуализациязнаний
III Объяснениенового материала
1)Знакомство с деятельностью Д. И. Менделеева.
2) Периодическаясистема.
3)Знаки химических элементов.
1) Д.И. Менделеева часто называли гением, но он этого не любил и, как правило,сердился: «Ну какой же я гений? Трудился всю жизнь, вот и стал гением». Д. И.Менделеев – гениальный русский химик (1834 – 1907 г.). «Сам удивляюсь, чего ятолько не делывал в своей научной жизни» — писал о себе Д.И.Менделеев. Завсю свою жизнь он написал и опубликовал 431 работу. Ученик Менделеева Г. Г. Густавсон(1842-1908) отмечал: «К какому бы делу он ни прикасался, он всегда оставлял нанем глубокие и поучительные следы». Он любил читать, обожал шахматы и редкопроигрывал. Был большим знатоком живописи, «так же дышал искусством,как и наукой, которые считал двумя сторонами единого нашего устремления ккрасоте, к вечной гармонии, к высшей правде» (из воспоминаний Д. И.Менделеева). Много путешествовал.
2) Существуетболее 400 вариантов Периодической системы химических элементов. ДмитрийИванович хорошо знал свойства каждого химического элемента и расположил их так,что выделил группы элементов сходных по химическим свойствам, и даже оставилместа в таблице ещё не изученным химическим элементам. Дмитрий Ивановичпредугадал свойства некоторых ещё не открытых элементов и указал пути открытияэтих элементов. В любой периодической таблице изображены одни и те жехимические элементы, в одинаковой последовательности. Гениальность этоготворения заключается в том, что она таит в себе очень много информации охимических элементах, о закономерностях их расположения, о строении атомовхимических элементов,… Поэтому изображая периодические системы стараютсявыделить цветом разные смысловые категории элементов. В нашей таблице (нафорзаце учебника) цветом выделены зелёным цветом выделения элементы–неметаллы,а голубым – элементы-металлы.
Примерыэлементов-неметаллов. Приведите примеры элементов-металлов.
Всеизвестные химические элементы расположены в периодической таблице Д. И. Менделеева,известно 118 элементов. По горизонтали эта таблица состоит из периодов. Периоды– это горизонтальные ряды в периодической таблице химическихэлементов. Периоды делятся на малые и большие, малые периоды имеюттолько 1 ряд элементов, а большие периоды – по 2ряда элементов. 6-й и 7-й периоды очень большие их называют лантаноиды (6,строение схоже с лантаном) и актиноиды (7, строение схоже с актинием)
Повертикали периодическая система состоит из 8 групп. Группа – этовертикальный ряд элементов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Каждаягруппа, в свою очередь, подразделяется на две подгруппы: главную и побочную.Элементы главной подгруппы располагаются в малых и больших периодах,а элементы побочной подгруппы находятся только в большихпериодах. Подгруппа — это совокупность элементов, являющихсябезусловными химическими аналогами; часто элементы подгруппы обладают высшейстепенью окисления, отвечающей номеру группы. Главная подгруппа (А) -совокупность химических элементов, расположенных по вертикали и имеющиходинаковое число электронов на внешнем энергетическом уровне.
3) Мыс вами будем говорить особым, химическим языком. В нем, как и в нашем родном,русском, мы выучим вначале буквы — химические символы, затем научимся писать наих основе слова — формулы и далее, с помощью последних, — предложения —уравнения химических реакций. А кто является автором славянскойписьменности-алфавита?
Болгарскиепросветители Кирилл и Мефодий являются авторами славянскойписьменности-алфавита. А вот отцом химической письменности является шведскийученый Й. Я. Берцелиус, который предложил в качестве букв — символов химическихэлементов использовать начальные буквы их латинских названий, или, если с этойбуквы начинаются названия нескольких элементов, то — добавлять к начальнойбукве еще одну из последующих букв названия.Например, водород обозначаетсябуквой Н (аш), то следущий элемент гелий будет обозначен – Не. Названияэлементов имеют различные происхождения, я зачитаю, а вы запишите химическиеэлементы названные в честь России и в честь города в России. Например:
— Втаблице есть элементы получившие названия в честь мифических героев. Такиеэлементы как: Кадмий — открыт в 1818 г, Греческим словом „кадмейа“с древних времён называли карбонатные цинковые руды. Название восходит кмифическому Кадму (Кадмосу) – герою греческой мифологии, брату Европы, царюКадмейской земли, основателю Фив, победителю дракона, из зубов которого выросливоины. Торий — в 1828 году Й.Я. Берцелиус обнаружил в редкомминерале, присланном ему из Норвегии, соединение нового элемента, который онназвал торием – в честь древнескандинавского бога Тора. Прометий — в1947 году американские исследователи Дж. Маринский, Л. Гленденин и Ч. Кориэлл,разделив хроматографически продукты деления урана в ядерном реакторе. ЖенаКориэлла предложила назвать открытый элемент прометием, по имени Прометея,похитившего у богов огонь и передавшего его людям. Этим подчеркивалась грознаясила, заключенная в ядерном „огне“.
-Элементы, названные в честь государств и географических объектов .Рутений— Этот металл платиновой группы открыт К. К. Клаусом в Казани в 1844 г. прианализе им, так называемых заводских платиновых осадков. Клаус выделил новыйметалл в виде сульфида и предложил назвать его рутением в честь России. Германий –в честь Германии Галлий, франций – в честь Франции, Скандий –в честь Скандинавского полуострова, Европий – в честь Европы, Америций –в честь Америки, Полоний – в честь Польши.
-Элементы, названные в честь городов: Гафний –в честь Копенгагена, Лютеций – в честь Парижа ( Лютеция), Берклий –в честь города в США, Дубний – в честь города Дубна в России, Иттрий,тербий, эрбий, иттербий – в честь города Иттерби в Швеции, гдебыл обнаружен минерал, содержащий эти элементы, Гольмий – вчесть Стокгольма (егостаринное латинское
название Holmia).
-Элементы, названные в честь исследователей: Гадолиний- в 1794 году финский химик и минералог Юхан Гадолин открыл в минерале,найденном вблизи Иттербю, оксид неизвестного металла. Фермий и Эйнштейний— в 1953 году в продуктах термоядерного взрыва, который американцыпроизвели в 1952 году, были обнаружены изотопы двух новых элементов, которыеназвали фермием и эйнштейнием – в честь физиков Энрико Ферми и Альберта.Эйнштейна. Кюрий — элемент был получен в 1944 году группойамериканских физиков во главе с Гленном Сиборгом путём бомбардировки плутонияядрами гелия. Его назвали в честь Пьера и Марии Кюри. Менделевий -впервые о его получении заявила в 1955 году группа Сиборга, но лишь в 1958 годув Беркли были получены надёжные данные. Назван в честь Д. И. Менделеева.
Изучение и запись в тетрадь основных элементов из ПСХЭ Д.И.Менделеева
Порядковый номер |
Элемент |
Название элемента |
Атомная масса |
1 |
Н |
Водород |
1 |
3 |
Li |
Литий |
7 |
4 |
Be |
Берилий |
9 |
5 |
B |
Бор |
11 |
6 |
C |
Углерод |
12 |
7 |
N |
Азот |
14 |
8 |
O |
Кислород |
16 |
9 |
F |
Фтор |
19 |
11 |
Na |
Натрий |
23 |
12 |
Mg |
Магний |
24 |
13 |
Al |
Алюминий |
27 |
14 |
Si |
Кремний (силициум) |
28 |
15 |
P |
Фосфор |
31 |
16 |
S Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1346 |
Сера |
32 |
17 |
Cl |
Хлор |
35,5 |
19 |
K |
Калий |
39 |
20 |
Ca |
Кальций |
40 |
24 |
Cr |
Хром |
52 |
25 |
Mn |
Марганец |
55 |
26 |
Fe |
Железо (Феррум) |
56 |
27 |
Co |
Кобальт |
59 |
28 |
Ni |
Никель |
59 |
29 |
Cu |
Медь (Купрум) |
64 |
30 |
Zn |
Цинк |
65 |
33 |
As |
Мышьяк (Арсеникум) |
75 |
35 |
Br |
Бром |
80 |
47 |
Ag |
Серебро (Аргентум) |
108 |
50 |
Sn |
Олово(Станум) |
119 |
56 |
Ba |
Барий |
137 |
79 |
Au |
Золото (аурум) |
197 |
80 |
Hg |
Ртуть (Гидраргирум) |
201 |
В начале XIX в. Дж. Дальтон ввел понятиеотносительной атомной массы, приняв за единицу сравнения массу самого легкогоатома — водорода.
Относительная атомная масса элемента — этофизическая величина, которая показывает, во сколько раз масса атома данногохимического элемента больше 1/12 части массы атома углерода.
Относительная атомная масса обозначаетсясимволами Ar (А — первая буква английского слова «atomic» —атомный, r — перваябуква английского слова «relative», что значит относительный).
В таблице Менделеева приведеныотносительные атомные массы всех элементов. В расчетах при решении задач мыбудем пользоваться округленными до целых значениями этих величин.
IV Закрепление
1) Что за тему мы сегодня изучили?
2) В каком году открыта Периодическаясистема? Кто открыл?
3) Что такое период? Какие бывают?
4) Дайте определение группы.
5) Расчитайте Arследующих элементов C, Na, P, S, Li, Ca, Zn, Cl, Fe и т. д.
V. Домашнее задание параграф6, выучить химические элементы, №1-3 (устно), 8 (письменно)
