X-PDF

Конспект урока по химии на тему Массовая доля растворенного вещества

Поделиться статьей

Дата:20.01.23г.

Класс-8

Предмет: Химия

Тема: Массоваядоля растворенного вещества.

Цель урока: Сформироватьумение выражать состав раствора через массовую долю растворенного вещества иопределять состав раствора по массовой доле растворенного вещества. Научитьприменять полученные знания на практике, отработать навыки химическогоэксперимента.  

Задачи.

Образовательные: Закрепить понятия:“растворы”, “растворитель”, “растворенное вещество”, “массовая доля растворенноговещества”. Обобщить имеющиеся знания.

Воспитательные:

Воспитывать внимание и самостоятельность при повторении изакреплении материала, способность рассуждать объективно и логично, с учетомсвоей точки зрения. Совершенствовать навыки химическогоэкспериментирования, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьномуимуществу;

Развивающие:

Развиватьсамостоятельность, творческую активность, логическое мышление, умениеанализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные  воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к химиикак науки

Метапредметные  развитиеречи; формирование умений сравнивать,  наблюдать, делать выводы,формирование навыков химического эксперимента при строгом соблюдении правилтехники безопасности; развитие у учащихся самостоятельности; внимательности.

Предметные  сформировать у учащихся осознанноепонимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научитьприменять полученные знания на практике.

Формы организации познавательнойдеятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, этикеткаот 9% р-ра уксусной кислоты, капли назальные 0,1 %, раствор йода 5%, растворбриллиантового зеленого 1%, раствор перекиси водорода 25%.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

II. Проверка усвоения предыдущего материала.

Проводится фронтальный опрос.

Чтотакое растворы?

Растворы –это гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества,растворителя и продуктов их взаимодействия.

Чтотакое суспензия? эмульсия?  Приведите примеры.

Чтотакое растворимость?

Какиерастворы называют насыщенными, а какие ненасыщенными?

Морскаявода – это раствор, эмульсия или суспензия?

 

 

 

 

 

III.Актуализация знаний.

Растворы имеют большое практическое значение. В растворахпротекают химические реакции, лежащие в основе обмена веществ в живыхорганизмах, растворы широко применяются в медицине, промышленности, в различныхлабораториях. Значимость растворов диктует необходимость умения ихприготавливать.

Мы изучаем химию,чтобы полученные на уроках знания могли применять на практике.

Как приготовитьраствор для засолки огурцов?

Как приготовитьраствор для промывания горла при ангине?

В какомсоотношении брать воду и соль?

На сегодняшнемуроке мы научимся готовить эти и другие растворы.

IV. Изучение нового материала

В зависимости от того, сколько растворенного вещества содержитраствор, растворы делят на концентрированные и разбавленные.Если в определенном объеме раствора содержится мало растворенного вещества,такой раствор называется разбавленным,если много – концентрированным.

Мы можем видеть, что раствор —  этосистема (гомогенная), которая состоит из молекул растворителя  и частицрастворенного вещества. Масса  всего раствора складывается из суммы масс егокомпонентов.

Отношение массы растворенного вещества кмассе всего раствора называют массовой долей растворенного вещества.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1197

Массовая доля растворенного вещества обозначается W:

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338969/zvonok-na-urok/8-klass/urok-no28-massovaa-dola-rastvoreennogo-vesestva/j.jpg?height=93&width=320

где
ω – массовая доля растворённого вещества
m (в-ва) – масса растворённого вещества (г, кг)
m (р-ра) – масса раствора (г, кг)


Массовая доля выражается в процентах или в долях от единицы.

«Массоваядоля растворенного вещества» — это один из способов выражения концентрациирастворов.

Если массовая доля растворенного вещества, напримерсахара, равна 2%, то это означает, что в 100 г раствора содержится 2 г сахара и98 г воды.

На этикетках некоторыхрастворов написано процентное содержание растворенного вещества. Например: 9%раствор уксуса (это значит, что в 100 г этого раствора содержится 9 гуксусной кислоты и 91 г воды), 5% спиртовый раствор йода (это значит,что в 100 г этого раствора содержится 5 грамм йода и 95 г воды).

На практике часто требуется приготовить раствор вещества сзаданной массовой долей.

Пример: Я предлагаю вам произвести всетеоретические расчеты, и подготовиться, таким образом, к практической работе. Ужена следующем уроке вы будите самостоятельно готовить такие растворы.

Для того, чтобы приготовить 250 г 2% раствора соды, вам необходимо вычислить массу растворённого вещества в данномрастворе и массу воды.

(На доске учитель записывает условие задачи,формулу нахождения массовой доли растворенного вещества и решение. Особыйакцент делается на том, что мы по формуле находим массу воды, которую затемдолжны перевести в объм)

Дано:                               ω %= m  в-ва / m р-ра .  100%

ω%=2%        

m (р-ра)=250г      

m(соли)=?                           m(соли)= m(р-ра) • ω /100%    

m (воды)=?                        m(соли)=2%•250г/100%=5г

                                             m(воды)=250г-5г=245г

Изкурса физики мы знаем, что плотность воды 1г/мл . Значит поформуле V=m/ ρ,мы можем определить объем воды:
V=245г/1г/мл= 245 мл.

Вывод: чтобы приготовить 250 г 2 % растворасоды, необходимо на весах взвесить 5 г пищевой соды и с помощью мерногоцилиндра отмерить 245 мл воды. Все соединить в колбе.

V.Закрепление знаний

Задача 1. Для промывания носа при насморке применяют раствор хлориданатрия – 10 г соли растворяют в 100 мл воды. Вычислите массовую долюрастворенного вещества.

100 мл воды*1 г/мл=100 г

m раствора = m воды + m вещества=100+10=110 г

w NaCl=m NaCl/ m раствора *100%=10/110 *100%=9.09%

 

Задача 2. Для засолки огурцов применяют раствор поваренной соли – 4 гна 50 г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества.

50 мл=50 г воды

m(р-ра)=50+4=54 г

w(соли)=4/54х100=7,4%

 

Задача 3. Для дезинфекции раниспользуют 5% раствор марганцовки (KMnO4). Какую массу марганцовки и воды надовзять для приготовления 200 г раствора.

Найдем массу марганца необходимую для приготовления 5%-ногораствора, используя формулу для расчета процентной концентрации:

 

W(в-ва) = m(в-ва) / m(р-ра) • 100%.

m(KMnO4) = W(KMnO4) •  m(р-ра) / 100% = 5 • 200 / 100 = 10 г.

Масса воды для приготовления раствора:

m(H2O) = m(р-ра) — m(в-ва) = 200 — 10 = 190 г.

 

VI. Подведение итогов урока. Оцениваниеработы учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание. п. 34,стр 114-116,  № 6 стр 116.

 

Проверила зам. директора поУР:                Салманиева Я.Н.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1197

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет