X-PDF

Конспект урока по истории на тему: Образование СССР

Поделиться статьей

Тема:Образование СССР.
Национальная политика в 1920-е гг.

Цели:показать причины объединения формально независимых советских республик в единоегосударство; познакомить с основными чертами национальной политики СССР в1920-е гг.

Планируемыерезультаты: предметные: описывать предпосылкисоздания и укрепления союзного советского государства; познакомить сдискуссиями в руководстве большевистской пар­тии по вопросу о принципахобразования единого государства; показать результаты политики «коренизации» внациональных республиках; метапредметные УУД:1)коммуникативные:организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находитьв тексте необходимую информацию; 2)регулятивные: составлять пландействий; соотносить свои действия с планируемым результатом; самостоятельно об­наруживатьи формулировать учебную проблему; 3)познавательные: устанавливатьпричинно-следственные связи, использовать таблицы и схемы для полученияинформации; анализировать материал учебника; личностные УУД:формировать и развивать познавательный интерес к изучению прошлого своейстраны, уважительное отношение к историческому наследию.

Оборудование:учебник; карта, схемы, таблицы и документы к уроку.

Типурока: урок открытия нового знания.

Ходурока

I.                  Мотивационно-целевой этап

Набольшей части бывшей Российской империи в декабре 1922 г. возникло новое государство— Союз Советских Социалистических Республик. В декларации об его образованиипод­черкивалось, что СССР является не преемником Российской империи, а «новымрешительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую СоветскуюСоциалистическую Республику». Об этом свидетельствовал и герб новогогосударства с изображением земного шара. Однако фактически СССР стал преемникомРоссийской империи, и впоследствии именно так воспринимался как мировымсообществом, так и собственными гражданами.

Планурока

1.Предпосылки и значение образования СССР.

2.Дискуссии о принципах создания единого советского государства.

3.Образование СССР.

4.Политика «коренизации» и национально-государственноестроительство.

II. Актуализация знаний

Вопросык группе

1.Каковы были основные принципы национальной политики большевиковво время Гражданской войны?

2.Какие национальные окраины бывшей Российской империи к 1922 г.стали независимыми «буржуазными» государствами, а на каких установиласьсоветская власть?

(Ответыучеников.)

III. Введение в новый материал

Провозгласивлозунг «Право наций на самоопределение вплоть до образования самостоятельногогосударства!», большевики смогли одержать победу над «буржуазными» национальнымидвижениями и утвердить свою власть на большей части бывшей Российской империи.Множество народов России получили автономии в составе РСФСР, а частьнациональных окраин стали формально независимыми советскими республиками.

IV. Работа по теме урока

1.Предпосылки и значение образования СССР

(Демонстрациятаблицы.)

Советскиереспублики, существовавшие к концу 1922 г.

Республика

Дата об­разования

Обстоятельства образования

РСФСР

1918 г.

Провозглашена на III Всероссийском съезде Советов

Украинская ССР

1918 г.

Создана как противовес «буржуазной» Украинской народной республике

Белорусская ССР

1919 г.

После вывода германских войск из Белоруссии и занятия ее Красной армией

Армянская ССР

1920 г.

После ликвидации Красной армией «буржуазных» Армянской, Азербайджанской и Грузинской республик

  Азербайджанская ССР

1920 г.

Грузинская ССР

1921 г.

Бухарская народная республика

1920 г.

После ликвидации Красной армией Бухарского эмирата

Хорезмская народная республика

1920 г.

После ликвидации Красной армией Хивинского ханства

-Работая с п. 1 § 11 учебника, перечислите основные причины, по которым к 1922г. на повестке дня встал вопрос об объединении советских республик в единоегосударство.

Записьв тетради

Предпосылкии причины образования СССР:

1)необходимость восстановления хозяйственного единства советскихреспублик для успешного экономического развития;

2)память о недавней принадлежности к единому государству, имевшаяположительную окраску в глазах значительной части населения советских республик;

3)необходимость координации действий республик в дипломатическойсфере — на международной арене никто не воспринимал советские республики какнезависимые от РСФСР государства.

2. Дискуссии о принципах создания единогосоветского государства

Проектобъединения советских республик в единое государство было поручено разработатьнаркому по делам национальностей РСФСР Иосифу Виссарионовичу Сталину. Согласноего плану все независимые советские республики должны были войти в состав РСФСРна правах автономий. Этот проект вызвал про­тесты со стороны руководствакомпартии Грузии, желающего сохранить максимально широкую независимость своейреспублики и обвинившего Сталина в «великодержавном шовинизме». Тем не менее всентябре 1922 г. специальная комиссия Политбюро ЦК РКП(б) одобрила сталинскийплан.

Однакопротив данного проекта резко выступил В.И. Ленин. В это время лидер большевиковбыл уже тяжело болен, отошел от непосредственного исполнения обязанностей главыгосудар­ства, но сохранял непререкаемый авторитет в партии.

Дополнительныйматериал

Из письма В.И. Ленина в ЦК РКП(б) «К вопросу
о национальностях или об автономизации»

Я уже писал в своих произведениях по национальному вопросу, чтоникуда не годится абстрактная постановка вопроса о национализме вообще.Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нацииугнетенной, национализм большой нации и национализм нации маленькой.

Поэтому интернационализм со стороны угнетающей или так называемой«великой» нации должен состоять не только в соблюдении формального равенстванаций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нацииугнетающей, нации большой, то неравенство, ко­торое складывается в жизнифактически.

Я думаю, что для большевиков, для коммунистов разъяснять этодальше и подробно не приходится. И я думаю, что в данном случае, по отношению кгрузинской нации, мы имеем типичный пример того, где сугубая осторожность,предупредительность и уступчивость требуются с нашей стороны поистинепролетарским отношением к делу.

Вопроск документу

-Почему Ленин выступил против проекта автономизации и чего опасался в случае егопринятия?

(Ответыучеников.)

Сталинбыл вынужден признать ошибочность своего плана. В декабре 1922 г. ЦК РКП(б)одобрил новый проект создания со­юзного государства, основанный на следующихпринципах.

1.Образование федерации равноправных союзных республик, обладающихвсеми атрибутами государственности.

2.Право союзных республик на выход из состава федерации.

3.В названии федерации отсутствовало слово «Российская», чтоподчеркивало ее статус основы для создания будущей всемирной социалистическойфедерации.

Темне менее в противостоянии с руководством КП(б) Грузии в конечном итоге победуодержали Сталин и его сторонники. Еще до подписания договора об образованииСССР возник новый конфликт, на этот раз по вопросу о том, следует ли Грузиивойти в состав СССР как отдельной республике или объединиться с Арменией иАзербайджаном в единую Закавказскую Федерацию. Сталину удалось настоять на второмварианте, а лидеры грузинских коммунистов были обвинены в «национал- уклонизме»и отправлены в отставку. Таким образом, уже в самом начале истории СССР сталоочевидно, что фактически он стал не феде­рацией равноправных республик, ажестко централизованным государством.

Вопроск классу

—Какие черты советской политической системы делали неизбежным превращение вфикцию принципов равноправия и суверенитета союзных республик?

(Ответыучеников.)

3.Образование СССР

30декабря 1922 г. в Москве представителями четырех советских республик — РСФСР,Украины, Белоруссии и Закавказской СФСР — были подписаны Договор и Декларацияоб образовании СССР. В тот же день открылся I Всесоюзный съезд Советов, ратифицировавшийэти документы. Спустя год, в январе 1924 г., II Всесоюзный съезд Советов принялКонституцию нового государства.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.62%
НЕТ
40.38%
Проголосовало: 1211

-Работая с п. 2 § 11 учебника, составьте схему, иллюстрирующую структуру высшихорганов власти согласно первой Конституции СССР.

https://documents.infourok.ru/1ad70c0f-964f-461d-b29f-626e749de258/0/image001.jpg

Полномочиясоюзных и республиканских органов власти

Союзные органы власти

Республиканские органы власти

1.Внешняя политика.

2.Внешняя торговля.

3.Руководство вооруженными силами.

4.Общее руководство и планирование экономического развития.

5. Разработка основ общесоюзного законодательства

1. Социальное обеспечение и здравоохранение.

2.Просвещение.

3.Республиканское законодательство

Вопрос

-Изменились ли принципы избирательной системы в Конституции СССР 1924 г. посравнению с Конституцией РСФСР 1918 г.?

(Ответыучеников.)

4. Политика «коренизации» инационально-государственное строительство

Впервое десятилетие после создания СССР происходил процесснационально-территориального размежевания — создания новых союзных республик иавтономий. В наибольшей степени этот процесс затронул Среднюю Азию, натерритории которой к концу 1930-х гг. возникло пять новых союзных республик.

—Работая с п. 3 § 11 учебника и картой, заполните следующую таблицу (см. с.114).

В1920-е гг. основой советской политики в национальном вопросестал курс на «коренизацию»—учет национальной специфики. Он выражался вподготовке и выдвижении на руководящие должности представителей местныхнациональностей и внедрении языков на­циональных меньшинств в делопроизводствои образование.

Образованиеновых союзных республик СССР в 1924—1936 гг.

Дата

Республика

В результате чего была создана

1924 г

Узбекская ССР

Присоединение к СССР Бухарской и Хорезмской народных республик, национально-государственное размежевание их территорий и территории Туркестанской АССР

Туркменская ССР

1929 г.

Таджикская ССР

Таджикская АССР в составе Узбекской ССР стала союзной республикой

1936 г.

Казахская ССР

Казахская и Киргизская АССР в составе РСФСР стали союзными республиками

Киргизская ССР

Азербайджанская ССР

Разделение ЗСФСР на три союзные республики

Армянская ССР

Грузинская ССР

Дополнительныйматериал

Извыступления И.В. Сталина на X съезде РКП(б)

Здесья имею записку о том, что мы, коммунисты, будто бы насаждаем белорусскуюнациональность искусственно. Это неверно, потому что существует белорусскаянациональность, у которой имеется свой язык, отличный от русского, ввиду чегоподнять культуру белорусского народа можно лишь на родном его языке. Такие жеречи раздавались лет пять тому назад об Украине, об украинской национальности.А недавно еще говорилось, что Украинская республика и украинская национальность- выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская национальность существует, иразвитие ее культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя идти противистории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор еще преобладают русскиеэлементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы. Тоже можно сказать о тех городах Украины, которые носят русский характер икоторые будут украинизированы, потому что города растут за счет деревни.Деревня — это хранительница украинского языка, и он войдет во все украинскиегорода как господствующий элемент. То же самое будет с Белоруссией.

Из воспоминаний Л.М. Кагановича об участии в заседании
съезда Советов Туркестанской АССР

Собраниебыло в саду, вот и получалось так, что во второй половине моего докладасобрание начало понемногу таять, т. е. некоторые начали потихоньку подыматься иуходить. Естественно, я был в недоумении, не понимая, в чем дело. Очень сконфуженыбыли и руководители собрания, которые смущенно мне сказали: «Дело в том, чтокак раз солнце заходит, и часть верующих пошла помолиться Аллаху, после чегосразу же вернутся, но мы им скажем, как следует». Я их успокоил, предложилобъявить перерыв и в перерыве рассказал им, как Ленин нам наказывал считатьсядаже с предрассудками, в том числе и религиозными, преодолевая их некомандованием и принуждением, а глубокой длительной идейно-пропагандистскойработой среди масс, особенно среди тех коммунистов и им сочувствующих, укоторых все еще сохранились нити, соединяющие веру в Аллаха с верой вкоммунистические идеи.

Вопросык документам

1.Каковы положительные и отрицательные последствиях политики«коренизации»? (При ответе используйте материал п. 4 § 11 учебника.)

2.Сравните отрывок из воспоминаний Л.М. Кагановича с проводившейсяв это же время политикой в отношении Русской православной церкви. Каковапричина данных противоречий в религиозной политике советской власти?

(Ответыучеников. Учитель может организовать мини-дискуссию по последнему вопросу.)

V.Подведение итогов урока

(Обсуждениерезультатов работы на уроке. Формулирование основных выводов приконсультативной помощи учителя.)

Записьв тетради

1.Гибкая политика большевиков в национальном вопросе позволила имсобрать большую часть территории бывшей Российской империи в единое государство- Союз Советских Социалистических Республик.

2.СССР был основан как федерация равноправных суверенныхреспублик, хотя советская политическая система (однопартийная диктатура)превращала этот суверенитет в фикцию.

3.В 1920-е гг. советское руководство провозглашало «великодержавныйшовинизм» первостепенной угрозой по сравнению с национализмом «угнетенных»наций и проводило в национальных республиках политику «коренизации».

4.Результатом политики «коренизации» стал как расцвет национальныхкультур, так и рост межнациональных противоречий.

VI. Домашнеезадание

1.Прочитать § 11.

2.Выполнить задания 1, 3 и 4 рубрики «Думаем, сравниваем,размышляем».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автономия(от греч. autos — сам и nomos — закон) —самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов, касающихсяуправления какой-либо организацией (например, университетом) или каким-либорегионом страны; особый статус территории в государстве. Под культурнойавтономией понимается самостоятельность обособленной этнической группы врешении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни.

Кооперация(от лат. cooperatio — сотрудничество) — 1)форма организации труда, при которой значительное число людей совместноучаствует в одном и том же или разных, но связанных между собой процессахтруда; 2) совокупность организационно оформленных самодеятельных добровольныхобъединений взаимопомощи рабочих, мелких производителей (в том числе крестьян),служащих для достижения общих целей в различных областях экономическойдеятельности.

Трест 1)одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряютпроизводственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность; 2)в период нэпа — государственное промышленное предприятие, которомупредоставлена самостоятельность в производстве операций согласно утверждённомудля него уставу, действующее на началах коммерческого расчёта с цельюизвлечения прибыли.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.62%
НЕТ
40.38%
Проголосовало: 1211

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет