Урок№ 13
01.12.2022г.
5классе
Изобразительноеискусство
Тема урока:«Искусство Гжели».
Цель:познакомить учащихся с гжельской керамикой, разнообразием её форм, особенностьюросписи.
Планируемыерезультаты:
Предметные:обучающиесяпознакомятся с основами создания керамической посуды и гжельской роспичи.
Метапредметные:развитие творческой активности учащихся, навыков работы кистевой росписи.
Личностные:Воспитание любви и уважения к истории и культуреРоссии.
Оборудованиеи материалы:
Для учителя:
- Иллюстрации с изображением Гжельской керамики.
- Схемы – таблицы последовательного выполнения гжельского мазка, изображения гжельских узоров.
- Презентация «Гжель», для демонстрации с помощью проектора.
- Акварель, гуашь, кисти, лист акварельной бумаги.
Для учащихся:
1.Акварельная бумага А-4.
2.Акварель, гуашь, кисти,баночки для воды.
3.Палитра.
4.Салфетка
Типурока: изучение нового материала.
Ходурока:
1.Организационныймомент.
Проверкаготовности к уроку.
Сегоднямы продолжаем разговор о русских народных промыслах, о том, что создавалимастера России, чьи традиции мы бережно храним.
2.Вводная беседа.
Запись на доске: Искусство Гжели.
Сегодня мы познакомимся с удивительной и неповторимой росписью гжельскойкерамики. ГЖЕЛЬ (гжельская керамика) — изделия керамических промысловМосковской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящеевремя изделия производят в тридцати селах и деревнях в 60 км от Москвы (нынеРаменский район).
Демонстрацияпрезентации «Гжель»
Чтоже изготавливают гжельские мастера? Глиняные чайники, квасники, блюда, чашки,подсвечники, часы, фигурки людей, животных. Изделия обжигают в специальнойпечи при определенной температуре, расписывают только вручную и покрываютбелоснежной глазурью. Каждое изделие уникально и неповторимо.
Итак хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельскомискусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.
Зачто гжель нравится всем? Чем она отличается?
Дапрежде всего — своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любятговорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали ониперенести эту синеву на белый фарфор.
Демонстрацияиллюстраций с изображением гжельской керамики
Всегоодна краска… а какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самобытныйстиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков:от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Нооттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтомвыглядит серо-черным.
Самыйизлюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображается крупно, широкимимазками, иногда — тонкой кистью. То мы видим букет из нескольких роз, то цветыразбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только еёлепестки.
Демонстрациятаблиц с изображением «гжельской розы»
МастераГжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазоктенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Учительпоэтапно демонстрирует на доске акварелью технику гжельского мазка.
3.Физкультминутка.
Давайтедадим отдых нашим глазам и потом будем работать дальше.
Крепкозажмурьте глаза, откройте. Снова закройте и попробуйте представить, что у васна кончике носа карандаш. Нарисуйте этим карандашом, не открывая глаз, завитокиз гжельской росписи.
4.Постановкахудожественной задачи.
Нуа сейчас вам предстоит самим стать чудо – мастерами и создать свой эскизгжельской посуды с использованием основных элементов росписи.
Элементыросписи перед вами на доске (технологическая карта «Элементы росписи»).Вам нужно собрать из них свой неповторимый узор.
5.Выполнение практического задания.
Используя акварельную (гуашь) краску кобальт синий и палитру для разведенияучащиеся создают узор по мотивам Гжели для своей формы посуды.
6.Подведениеитогов.
Готовыеработы демонстрируются на доске. Оценка и комментарии.
Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.
Выставлениеоценок.
Всемспасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
ое место на карточке. егодняшнего урока. гиваем в нужное место).
лых ножк
