Конспектурока по литературе, 10 класс.
«РоманФ. М. Достоевского
“Преступлениеи наказание”».
Выполнил:учитель
русскогоязыка и литературы
МБОУ«СОШ №13
с.Многоудобное»
ДжиквасК.С.
с.Многоудобное
2023
Урокизучения нового учебного материала.
«РоманФ. М. Достоевского “Преступление и наказание”».
Учебник: Литература. 10класс. Учеб. для ообщеобразоват. Учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч.Ч. 2 / Ю. В. Лебедев. — 14-е изд. — М. : Просвещение, 2013. — 383 с.
Класс: 10.
Тема: «Роман Ф. М. Достоевского“Преступление и наказание”».
Тип занятия: урок изучения нового учебного материала.
Время: 45 мин.
Цель занятия: побудитьк внимательному, вдумчивому чтению произведения.
Задачи занятия:
1) Обучающая:организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения,формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решенияпредставленных в нем проблем.
2) Развивающая:способствовать развитию навыка анализа художественного произведения.
3) Воспитательная:способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом.
Технологии:технология дифференцированного подхода, коммуникационные технологии,
приёмы теории решения изобретательскихзадач, технология РКМЧП, развивающее, проблемное обучение, создание ситуацииуспеха на уроке, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающаятехнология, диагностики и самодиагностики результатов.
Социализация: развитиепроцессуальных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных) качествличности учащихся, активизация творческой самостоятельности.
Оборудование: проектор,компьютер, презентация, учебник, раздаточный материал, карточки, портрет Ф. М.Достоевского, критиков, иллюстрации к роману.
УУД:
1) Личностные: самоопределение,смыслообразование, нравственно- этическая ориентация.
2) Регулятивные: целеполагание,саморегуляция, оценка, коррекция, прогнозирование.
3) Познавательные: самостоятельнаяформулировка познавательной цели, формулирование проблемы, осознанноепостроение речевого высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимойинформации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости отконкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценкапроцесса и результатов деятельности.
4) Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определениецелей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способовразрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведениемпартнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточнойполнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиямикоммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствиис грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
2 мин. |
Здравствуйте, ребята! Тема занятия — «Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»». Сегодня мы начнём изучать одно из самых известных произведений, рассматривая и анализируя его особенности. |
Учащиеся записывают число и тему урока. |
Подготовка к восприятию |
3 мин. Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250 |
Добролюбов писал: «В произведениях г. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всём, что он писал: это боль о человеке…». Отчего же боль возникает у Достоевского? Почему каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать? Что за этим стоит? «Бессмысленная жестокость» автора, как утверждает некоторые исследователи? Какая у автора цель: показать, как ничтожен, низок и гадок человек? Или иная, высокая? Прав ли Раскольников, утверждая, что «страдания и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди… должны ощущать на свете великую грусть»? |
Размышляют над заданными вопросами, мотивируя тот или иной ответ комментарием. |
Основная часть. История создания романа. |
5 мин. |
Сперва хотелось бы поговорить об истории создания романа. Круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, ещё с каторги. Записки из подполья, написанные непосредственно перед этим- этюд к Преступлению и наказанию. Первоначально писатель задумал роман Пьяненькие.Видимо, Достоевский решил сосредоточиться на судьбах членов семьи Мармеладовых и их окружении, но мысль о каком-либо центральном герое — преступнике еще не отложилась в сознании писателя. Однако тема Пьяненьких, надо думать, быстро была им оценена как узковатая, лишенная не столько социальной, сколько философской остроты, — он ощутил сравнительную бедность своего замысла, его идеи. В журнале Время часто публиковались сообщения об уголовных процессах на Западе. Именно Достоевским и был опубликован отчет об одном уголовном деле во Франции. Некий Пьер Ласенер — преступник, не брезгавший воровством и убивший в конце концов какую-то старуху, объявил себя в мемуарах, стихах и т. д. идейным убийцей, жертвой своего века.
|
Учащиеся пассивны |
Сюжет |
4 мин. |
Составим схему №1. Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на 2 неравные части, которые и составляют основу сюжета: 1. Преступление и его причины. 2. Влияние преступления на душу преступника. |
Записывают и составляют схему № 1 |
Композиция |
4 мин. |
Составим схему № 2.Особенности композиции романа также связаны с содержанием:1. Преступление: занимает 1 часть повествования, в которой рассказывается о замысле и совершении преступления. 2. Наказание: описывается в 5 частях, в которых рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию. |
Записывают и составляют схему № 2 |
Жанр |
5 мин. |
А как вы думаете, в чём заключается жанровое своеобразие романа?… Да, но роман о преступлении отнести к криминальному и детективному жанру нельзя, его называют романом- трагедией, романом- исповедью, одним из величайших философско-психологических романов. В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всём его протяжении мы напряжённо следим за каждым движением мысли Раскольникова, за заблудшей его душой и больной, лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков. |
В том, что этот роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в РЛ жанрам. Его можно назвать и психологическим, и философским, и речь идёт тут о силе любви… |
Анализ 1 главы |
13 мин. |
1)В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, 2) один молодой человек 3) вышел из своей каморки, 4) которую нанимал от жильцов 5) в С-м переулке, на улицу и 6) медленно, как бы в нерешимости, отправился 5) к К-ну мосту. 1. Бедность: богатые старались выехать из города на лето, т. к. невыносимая грязь, вонь от “канав” делали жизнь невыносимой. Это атмосфера преступления. 2. Герой молод. 3. Жильё его даже не комната – каморка. 4. Символ крайней неустроенности, неукоренённости героя: даже каморку нанимал “от жильцов”. 5. Точное указание места действия (для людей, знающих город). 6. Нерешимость (и однокоренные слова) – одно из ключевых слов романа. “Преступление и наказание” – роман неразрешимых ситуаций и роковых решений. Итак, герой молод, крайне беден и явно что-то задумал, но не решается исполнить. Какое ключевое слово 1 главы? Безобразная мечта. 1. Что же за мечта занимала мысли героя? Что он задумал? 2. Зачитайте портрет героя. Что же подтолкнуло такого обаятельного человека решиться на убийство? Назовите причины. 3. Чего не договаривает герой? В тексте масса многоточий, умолчаний (теория наполеонизма) 4. С какой целью Раскольников вышел из дому? Почему он шёл нерешительно? 5. Кто должен стать его жертвой? Зачитайте портрет старухи. Какое впечатление произвела на вас процентщица? – Почему автор сталкивает героя с такой безобразной, жалкой старухой? Таким образом, мы убедились, что понять автора и его героев можно только внимательно читая роман, не пропуская детали и подробности. |
Ключевое слово 1 главы, пожалуй, безобразный и его синонимы.
1. Убить старуху и на эти деньги продолжить образование и помочь потом всем обездоленным; срочно нужны деньги, чтобы помочь сестре и матери. 2. Ответ в 1 главе (3-й абзац). 3. 4-й абзац, о трусости 4. Шёл “делать пробу” (стр. 8) 5. Заповедь “не убий” распространяется на каждого человека, даже на такого мерзкого, как эта старуха. В этом и гуманизм писателя, и его предупреждение всем.
|
Критика |
5 мин. |
Запишите фрагмент из критической статьи Писарева о романе Преступление и наказание под названием Борьба за жизнь. Критика Писарева о Преступлении и наказании это невероятно глубокий анализ романа. Писарев блестяще проанализировал как личность Раскольникова, так и его теорию, причины преступления и его состояние после преступления. «Он хотел убить и ограбить, но так, чтобы на него не брызнула ни одна капелька прОлитой крОви, чтобы ни один живой человек не мог проникнуть в его тайну, чтобы все прежние друзья и товарищи жали ему руку с прежним сочувствием и уважением и чтобы мать и сестра более, чем когда бы то ни было, считали его своим ангелом-хранителем, сокровищем и утешением….. Раскольников вынужден сознаться, что все это дело было сделано по-дурацки. Он даже сам не понимал, зачем он его сделал. Он видит только, что ему приходится, так или иначе, нести на себе все последствия этого дурацкого дела…».Согласны ли вы с высказыванием критика? |
Записывают высказывание, обсуждают его, мотивируя свой ответ |
Рефлексия |
4 мин. |
А теперь подведём итог урока, для этого каждый из вас выскажется одним предложением: сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… |
Учащиеся подводят итог с помощью приведённых фраз |
Домашнее задание. |
4 мин. |
Ваше домашнее задание заключается в тщательном прочтении первой части романа, ориентиром вам послужат следующие вопросы: 1. Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа? Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу. 2. Символы в первой части. 3. Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (ч.1, гл.5). 4. Психологический и внешний портрет героев. 5. Каково ваше впечатление, когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, Мармеладовых? |
Учащиеся записывают домашнее задание |