X-PDF

Конспект урока по литературе. И.С.Тургенев Муму

Поделиться статьей

 Герасим и Муму. Счастливый год. 5-й класс


Цель урока: работая над образомГерасима, показать его умение заботиться о слабом существе — Муму; осмыслитьизменения в душе главного героя, способность протестовать противнесправедливости; показать уродливость общественных отношений, основанных наличной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.

Задачи:

a)      обучающие: обучать сопоставлениютекстовой информации и художественного образа, формировать навыки выразительногочтения, художественного пересказа, лексической работы,

b)      развивающие: формировать умениеоценивать поступки героя через эмоциональное восприятие; развивать логическоемышление обучающихся через проблемные вопросы; развивать умение учащихся соотноситьпоступок с художественным образом героя; научить навыкам исследовательскойдеятельности и работе с текстом, развивать устную речь учащихся, развиватьумения обобщать изученное.

c)      воспитательные: воспитывать чувствосопереживания герою, формировать чувство сострадания; формирование коммуникативной компетенции.

Личностные УУД: формирование уважительногоотношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха;развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности,доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предположение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые(побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом,наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог,комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос,художественный пересказ, синквейн.

Средства обучения: компьютер,проектор, презентация, учебник, Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная,фронтальная, групповая

Техническое оборудование: компьютер,мультимедийный проектор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком, 
как ухаживал Герасим за своей питомицей.
И.С.Тургенев “Муму”

1. Слово учителя.

Здравствуйте. Проверьте, все ли вы готовы к уроку.Присаживайтесь.

Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите имсвои улыбки, свою активную работу. Начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшнийурок принес вам только радость открытий.

I этап.  Побуждение. Аквариум.

Учитель: Чтобыпонять, о чем мы будем говорить на уроке, я попрошу выйти следующих учащихся. Работапо вопросам:

-Есть ли у вас домашние питомцы? Как вы кним относитесь?

-Хочется ли вам о них заботиться и почему?

-Были ли у вас ситуации, когда вынаблюдали жестокое отношение к животным?

-Приходилось ли вам вмешиваться в ситуациюжестокого отношения к   животным?

Учитель: Домашниеживотные есть почти в каждом доме, в каждой семье. И мало того, они становятсячастью той семьи,  где их любят, где о них заботятся. Муму тоже стала частьюсемьи глухонемого Герасима.

Как мы можем сформулировать тему урока?(Герасим и Муму. Счастливый год)

Давайте выясним смысл эпиграфа?

 

Исходя из темы и разобрав эпиграф,какие цели мы можем поставить перед собой на данном уроке?

— Что мы должны знать (художественныйтекст).

— Что мы должны уметь (работать стекстом, вычленять главное, систематизировать материал).

Весь урок мы будем работать над проблемнымвопросом: Какова роль Муму в жизни Герасима? Прежде чем перейти креализации целей урока, вспомним с помощью кроссворда  персонажей повести.

Кроссворд.

1)Вот зашла однажды о немречь у барыни с ее главным дворецким, …человеком, которому, судя по одним егожелтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующимлицом (Гаврила)

2) …Герасим находился вотношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: онсчитал их за своих (челядь)

3) В одной из отдаленныхулиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимсябалконом, жила некогда…, вдова, окруженная многочисленною дворней (барыня)

4)… состоявшая, как мысказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке,поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая,худая, белокурая, с родинками на левой щеке (Татьяна)

5)… дюжий парень,состоявший в должности лакея (Степан)

6) Старая барыня… во всемследовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную; …был, наконец,один башмачник… пьяница горький (Капитон)

7) Бедной собачонке быловсего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казалсянемножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала ищурилась (Муму)

— А кто является главнымгероем этого рассказа?(Герасим).

Учитель: И.С. Тургеневназвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оногерою? Докажите примерами из текста (значение имени Герасим произошло отгреческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный»)

Учитель: Кто же он такой? Что вы узнали оего судьбе?( Немойдворник. Тяжелая, трудная судьба).

Учитель:  Сегодня вот этот образ будетприсутствовать вместе с нами на уроке. (вывешиваю силуэт на доску)

А для того, чтобы лучше, понять его,проникнуться к нему , нам необходимо поработать с текстом. Обратим свои взорына экран. Кто-то один зачитает сейчас текст.

Переселенный в город, он не понимал, что сним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык,которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли,поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом сискрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а кудамчат — бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткойпосле тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опятьто останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, какбы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходилкуда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицоми целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь.  Но ко всемупривыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью.

Учитель: С кем жесравнивает Герасима автор?

(С пойманным зверем)

-Нам нужно данный силуэтв какой-то степени очеловечить.

— Что происходит с ним вдоме барыни?( Влюбляется в Татьяну, но барыня лишилаего этого счастья. Сердце Герасима изранено, но появляется новая любовь.

К кому эта любовь?) ( Ксобачке)

— Несмотря наразлуку с Татьяной, Герасим ещё раз становится счастливым. Что же приносит емусчастье?

(Возможностьзаботиться о беззащитном существе, испытывать радость от его привязанности).

 

IIэтап. Осмысление. Направленное чтение.

Учитель: Вспомнитепервую встречу Герасима и Муму. Как это произошло? Для этого вам необходимовыполнить задания:

Работа в группах.

Первая группа. (К классу: при ответепервой группы вы должны на сердечках записать те чувства, которые испытываетГерасим и обосновать свой ответ).

Работа с текстом.

Подчеркните глаголы в словосочетаниях, называющиедействия Герасима по отношению к Муму, и выстройте смысловую цепочку (у всех втетради одна запись).

Стр.203-204.

(Нашёл:поглядел на её, подхватил одной рукой, сунул за пазуху, пустился домой.

Занес в каморку:прикрыл армяком, поставил молоко, возился с ней , укладывал её, обтирал отмолока.

Окрепла Муму:

Ухаживал за питомицей,любил без памяти, боялся за нее, ревновал.)

— Как автор рисуетвзаимоотношения Герасима к Муму, как он к ней относится? Она платила ему темже?

(стр. 204. «Она будилаего по утрам…»)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

Вывод:до этого одинокий человек наконец-то приобрел семью, Муму стала ему семьей.

Учащиеся прикрепляютсердечки на силуэт человека)

(Счастье – потомучто спас щенка

Дружба– Герасим не только спас щенка, но и приобрел себе друга

Взаимопомощь –Муму помогала Герасиму

Привязанность –он привязался к собачке, заботился о ней

Радость –он радовался, потому что мог заботиться о другом живом существе

Забота –прорезал отверстие в своей двери, и она как будто чувствовала, что только вГерасимовой каморке она была полная хозяйка

Любовь –Герасим сам любил ее без памяти, и ему было неприятно, когда другие ее гладили

Ласка -Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима.

( Учащиеся прикрепляютсердечки на ватман)

Вывод: Посмотрите,сколько сердечек вмещает огромное сердце Герасима. Если все сложить, то можноувидеть, как оно умеет любить.

Физкультминутка

 

Учитель: Ноописание счастливого года занимает крохотную часть в повести. Недолгое счастьедружбы с живым и благодарным существом, которое чудом вошло в жизнь Герасима,внезапно обрывается. Почему?

(Потомучто вмешалась барыня)

Вторая группа.( К классу:при ответе второй группы вы берете прямоугольники того цвета и записываете теслова, которыми можно заполнить туловище(тело) Герасима. Что сейчас с нимпроисходит).

 

— Найти и зачитать, какавтор описывает барыню.

— Как автор говорит о старости барыни?

—  Что в жизни можетгреть так же как солнце? Что способно осветить нашу жизнь?( Находят в учебникеи зачитывают)

БАРЫНЯ  В одной изотдаленных  улиц Москвы,  в сером доме  с  белыми колоннами, антресолью и покривившимсябалконом(Почему балкон покривился?)жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочеривышли замуж; она  выезжала  редко  и уединенно  доживала(Какой оттенок имеетэто слово?)последние  годы  своей  скупой и скучающей старости.  (Почемуавтор говорит о её старости именно так?)День ее,  нерадостный и ненастный,давно  прошел;  но и вечер ее был чернее ночи. (Найдите развёрнутую метафору.Что означает эта метафора?)//Утром человека называют его детство и юность, день—это зрелость, вечер —старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщиныбыла безрадостной, и старость совсем мрачной.//День -это зрелые годы,весна-юность, ночь –старость. Скажите, когда день для нас  нерадостный иненастный/когда нет солнца/. А что в жизни может греть так же как солнце? Чтоспособно осветить нашу жизнь?/дружба, любовь/. Не было в жизни барыни нидружбы, ни любви. Почему же? Ведь у неё были дети, рядом были слуги/была оначёрствая, капризная и злая/

(Негодование, но в то жевремя покорность, смелость и т.п)

Вывод:Мы видим какая огромная любящая душа у Герасима, нов то же время все егоестество начинает бунтовать, сопротивляться всему тому, что происходит в домебарыни)

 

Третья группа.

_Подумать над вопросом: ПочемуГерасим решает сам исполнить приказ барыни?

— Чтение по ролям.

(Стр.206 «Перед окном былразбит палисадник..» заканчивается на стр.207 –Скорей ,Степан..» продолжаетсястр.207 «Муму отроду еще не бывшая…» стр.208)

— Символамиизобразите ваше отношение к услышанному (смысловой рисунок).

-Во второй сцене(Голос ее меняется, она нахмурилась, разозлилась, потому что Муму единственная,кто не подчинился ее требованиям, не подстроился под ее настроение).

-Почему Герасимрешает сам исполнить приказ барыни? (Силы неравны, все против него, он несможет уберечь Муму от людей барыни. Единственное, что он может сделать –спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания потомучто понимает, что это приказ барыни).

-Что сейчасиспытывает Герасим?( Страх, мучение, безысходность ситуации)

Прикрепляютсяглаза к силуэту.

-Кем же являетсядля него Муму? (Близким другом, любящим существом, которое никогда не предаст)

Он принимаетудивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить еесам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла).

— А сейчас перейдем к финалу рассказы. Чтоже происходит дальше с Герасимом?

 

Четвёртая группа.

 Подчеркнитепредложения, которые вы считаете главным в завершении образа Герасима. Что сним происходит после того, как не стало Муму?

(стр.221. « Утопивбедную Муму, он прибежал в свою каморку…как лев выступал сильно и бодро…»)

Вывод: Тактрагически заканчивается человеческое счастье Герасима.

Муму не стало.Оказала ли она влияние на дальнейшую судьбу Герасима?

-Что добавляетзаключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?

( Вывод: Он уже непойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогаетощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Развечеловек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-тособственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом вдеревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с темположением, в котором оказался.)

 

Сейчас послушайтепритчу о собаке и скажите, что хотел до слушателя , читателя донести автор? (Собака является преданным существом своему хозяину…Жизнь Муму оказаласькороткой, но в сердце Герасима она будет жить вечно)

(Играет музыкаШопена релакс)

Притча о Собаке и Человеке

 

Человек и Собака подходятк Создателю вместе. 

– Вот вам любовь и рассудок, – говорит им Создатель. – Поделите их между собой,взяв себе меру того и меру другого…

– А можно я заберу всё? – спрашивает Человек.
– Имей совесть, – укоряет его Создатель, – уступи что-то и тому, кто станеттвоим вечным другом. 
И тогда Человек забирает себе весь рассудок. Но, наткнувшись на строгий взглядСоздателя, уступает небольшую часть рассудка Собаке, заменив, отданное ей, налюбовь. 
А Собаке уже и выбирать нечего – она получает почти всю любовь и ту небольшуючасть рассудка, которую человек всё же устыдился присвоить. 
Но чрезмерная любовь схожа с наказанием…
Если Человек куда-то уходит, то Собаке кажется, будто он бросает её навсегда.Сердце её разрывается от любви и ощущения смертельной потери. Не мучиться онапросто не может, ведь ей всегда не хватает рассудка понять, что уже вечеромЧеловек вернётся. Вечером же, когда Человек открывает дверь, Собака не можетсовладать со своим беспредельным счастьем. Она кругами носится вокруг Человека,она лижет его ботинки, ладони и лицо. Она наверху блаженства, уверенная в том,что позади целая вечность, а Человек вернулся навсегда… И снова Собаке нехватает рассудка понять, что постоянно вместе не бывает никто… 
Если же кто-то уходит от Человека, то он, рассудительный, понимает, чтоуходящий рано или поздно вернётся. С работы он вернётся вечером, из отпускачерез месяц, из путешествия через несколько лет. И когда ожидаемыйвозвращается, Человек, конечно, тоже бывает счастлив, только счастье егоникогда не бывает отчаянным. 
…Недоволен оказался Создатель тем, что вышло: нет, не должен один страдатьбольше другого…
Но как поправить дело? Поразмыслил он и …сократил собачий век. С однойстороны это уменьшает страдания собаки, а с другой – становится укоромЧеловеку. Ведь теряя друга непростительно рано, Человек, наконец-то, начинает ипо-настоящему ценить его, и по-настоящему страдать от потери искренне ибезрассудно любящего существа…
Правда, вот правильно ли то, что у Человека и Собаки разные сроки жизни? Но,поразмышляв об этом, Создатель оставляет всё как есть. Не справедливо это лишьвнешне. Но по сути, большого неравенства здесь нет. Пусть человек живёт дольше,да только собака живёт больше. Как и всякий, кто живёт чувствами.

— Итак , данную  притчукак , каким образом можно соотнести с нашим рассказом?

 

Обобщение.

Что автор хотел показать даннымпроизведением?

Вывод: Всем ходом повествования Тургеневдоказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколькосуществующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е.крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика:благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувствособственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости.

Учитель: Посмотрите на доску. Сейчас нашобраз является завершенным. Он ожил. Какой получился образ?

Синквейн. «Преображение»

1 строчка: 1 словосуществительное(главное, основное)

2 строчка.2 прилагательных, которыеописывают существительное.

3 строчка.3 глагола, рассказывающие опредмете.

4 строчка. Предложение, выражающее личноеотношение к теме.

5 строчка. Одно слово (любая часть речи),выражающее суть темы.

Герасим

Добродушный, преданный, сильный.

Работал, любил, заботился

Собачку назвал Муму.

Глухонемой.

Рефлексия.

Чемодан, мясорубка, корзина.

На доске вывешиваются рисунки чемодана,мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится вдальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как онипоступят с информацией, полученной на уроке и установить магнит на определенномрисунке.

Чемодан, корзина, мясорубка: Предлагаетсятри листа, на одном из которых нарисован чемодан, на втором– мясорубка и на третьем–мусорная корзина. Необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент,который он вынес от работы и готов забрать с собой, положить в чемодан, или то,что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в мусорную корзину,или то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своейработе, т.е. надо докрутить в мясорубке. Листочки пишутся анонимно и по мереготовности приклеиваются учениками самостоятельно. Можно написать только 1листок

Оценивание.

Домашнее задание

Задание на выбор

2.Написать сочинение – миниатюру «Как бы япоступил на месте Герасима?»

3.Сочинение – размышление «Если бы Герасимумел говорить, чтобы он сказал барыне?»


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет