Класс:6
Литература
Тема:«И.А. Крылов «Осёл и Соловей».
Цель:Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова.
Задачи:1.формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре ипрактическое применение этих знаний в процессе интерпретации басни.
2.Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст.
3.Воспитывать стремление к расширению кругозора учащихся.
Оборудование:компьютер, презентация, портрет И.А.Крылова, фонохрестоматия к учебнику«Литература 6 класс», иллюстрации (на случай выключения света).
Ходурока:
1.Организация класса.
a)(Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель)
Ктоне слыхал его живого слова?
Ктов жизни с ним не встретился своей?
Бессмертныетворения Крылова
Мыс каждым годом любим все сильней.
Сошкольной парты с ними мы сживались,
Вте дни букварь постигшие едва.
Ив памяти навеки оставались
Крылатыекрыловские слова.
Сокровищницамудрости народной
Вних людям открывалась до конца,
Иголос их, прямой и благородный,
Кдобру и правде призывал сердца.
Всезнал и видел ум певца пытливый,
Всегосильней желая одного,
Чтобжили жизнью вольной и счастливой
Народего и родина его. (М. Исаковский)
— О ком эти слова М. Исаковского. (О И.А. Крылове.)
-Знакомы ли Вам эти иллюстрации? (Да, знакомы. Эти иллюстрации к басням Крылова)
-А знакома ли вам эта иллюстрация? (Нет, не знакома. Вероятно, это тоже басня.Это басня «Осел и Соловей».)
-Попробуйте сформулировать из вышесказанного и показанного тему урока. (И.АКрылов. Басня «Осёл и Соловей».)
-Совершенно верно. Тема сегодняшнего нашего урока: Иван Андреевич Крылов. Басня«Осёл и Соловей». Откроем тетради и запишем тему урока в тетрадь.
-Попытайтесь поставить для себя цели урока.
*Познакомитьсяс жизнью и творчеством И.А. Крылова.
*Познакомиться с басней «Осёл и Соловей».
*Научитьсявыразительному чтению басни. Найти в тексте средства выразительности речи.
3.Изучение нового материала:
— Прошло более 240 лет со дня рождения И.А. Крылова, а его басни актуальны и внаши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться снедостатками, учат любить свою Родину. Ни один литератор не пользовался такойславой, как И.А. Крылов и его басни.
-Какими были детские годы И.А. Крылова?
-О том, как складывался творческий путь И.А. Крылова
-Какие способности проявил в детстве Крылов?
-Почему учение далось ему дорого?
-Какова была роль матери в получении Крыловым образования?
-Как относился Крылов к матери?
-Благодаря каким качествам Крылов стал одним из самых образованных людей своеговремени?
ФИЗМИНУТКА.
-Что было основным в творчестве И.А. Крылова? (Басня.)
-Вспомним, что такое басня? Посмотрим определение басни по словарю. Запишем втетрадь.
Басня– это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительногохарактера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
-Акакие две части включает в себя басня? (Повествование и мораль.)
-Что такое мораль?
Мораль– это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в началеили в конце басни.
-Назовите основные компоненты басни.
Аллегория— иносказание — изображение отвлечённого понятия черезконкретный образ.
Сатира— злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы ихисправить.
Олицетворение—наделениечеловеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
Эзоповязык—умение замаскировать главную мысль .
-Откуда берет свои строки басня?
Знакомствос басней И.А. Крылова «Осёл и Соловей»
Прослушиваниебасни
-выразительное чтение самими учащимися
-Какой жанр этого произведения? (Басня.)
-А сейчас вам нужно постараться доказать, что это произведение – басня. По ходурассуждения вы построите домик из признаков жанра и выясните, что же являетсяфундаментом.
— Аллитерацию – повторение согласных Р,Д , которые передают звуки мелодииСоловья; повторение гласных А, Е, И, которые передают очарование пения;
Метафора:тянул, переливался, отдавался, мелкой дробью рассыпался, которые показываютживость, разнообразие, музыкальность пения;
Сравнениесо свирелью.
Эпитет: «томной» свирелью.
Находятповествование, мораль.
-Что же явилось фундаментом в нашем домике? (мораль.)
-Какова мораль этой басни? («Избави Бог и нас от этаких судей».)
-А если этот признак убрать? Что произойдет с жанром? (Это будет уже не басня, астихотворение или сказка. Значит, главным признаком басни является мораль.)
-И.А. Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. Вконце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучилсяпереводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, гдеизобразил в аллегорической форме героев.
-сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведем тест.
1.Баснейназывается:
А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специальновыделенная автором главная мысль;
В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группулиц или общественное явление.
2.Средствахудожественной выразительности, используемые автором в басне:
А)аллегория;
Б)сравнение;
В)метафора.
3.Мораль басни служит для раскрытия:
А)характера героя;
Б)главной мысли произведения;
В)темы произведения.
4.Моралью басни «Осёл и Соловей» является:
А)сожаление об утраченном сыре;
Б)осуждение глупости и тупости;
В)поощрение хитрости.
5.Гденаходится мораль в басне «Осёл и Соловей»:
А)в начале басни;
Б)в конце басни;
В)вообще её нет.
-Домашнее задание:
-Нарисовать иллюстрацию к басне.
-Выразительное чтение (наизусть)
И. А. Крылов. «Осёл и Соловей». Осел увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?» Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом; «Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился». Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и — полетел за тридевять полей. Избави, Бог, и нас от этаких судей.
|
И. А. Крылов. «Осёл и Соловей». Осел увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?» Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом; «Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился». Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и — полетел за тридевять полей. Избави, Бог, и нас от этаких судей.
|
