X-PDF

Конспект урока по литературе на тему «И.А. Крылов «Осёл и Соловей».

Поделиться статьей

Класс:6

Литература

Тема:«И.А. Крылов «Осёл и Соловей».

Цель:Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова.

Задачи:1.формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре ипрактическое применение этих знаний в процессе интерпретации басни.

2.Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст.

3.Воспитывать стремление  к расширению кругозора  учащихся.

Оборудование:компьютер, презентация, портрет И.А.Крылова, фонохрестоматия к учебнику«Литература 6 класс», иллюстрации (на случай выключения света).

Ходурока:

1.Организация класса.

a)(Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель)

Ктоне слыхал его живого слова?

Ктов жизни с ним не встретился своей?

Бессмертныетворения Крылова

Мыс каждым годом любим все сильней.

Сошкольной парты с ними мы сживались,

Вте дни букварь постигшие едва.

Ив памяти навеки оставались

Крылатыекрыловские слова.

Сокровищницамудрости народной

Вних людям открывалась до конца,

Иголос их, прямой и благородный,

Кдобру и правде призывал сердца.

Всезнал и видел ум певца пытливый,

Всегосильней желая одного,

Чтобжили жизнью вольной и счастливой

Народего и родина его. (М. Исаковский)

— О ком эти слова М. Исаковского. (О И.А. Крылове.)

-Знакомы ли Вам эти иллюстрации? (Да, знакомы. Эти иллюстрации к басням Крылова)

-А знакома ли вам эта иллюстрация? (Нет, не знакома. Вероятно, это тоже басня.Это басня «Осел и Соловей».)

-Попробуйте сформулировать из вышесказанного и показанного тему урока. (И.АКрылов. Басня «Осёл и Соловей».)

-Совершенно верно. Тема сегодняшнего нашего урока: Иван Андреевич Крылов. Басня«Осёл и Соловей». Откроем тетради и запишем тему урока в тетрадь.

-Попытайтесь поставить для себя цели  урока.

*Познакомитьсяс жизнью и творчеством И.А. Крылова.

*Познакомиться с басней «Осёл и Соловей».

*Научитьсявыразительному чтению басни. Найти в тексте средства выразительности речи.

3.Изучение нового материала:

— Прошло более 240 лет со дня рождения И.А. Крылова, а его басни актуальны и внаши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться снедостатками, учат любить свою Родину. Ни один литератор не пользовался такойславой, как И.А. Крылов и его басни.

-Какими были детские годы И.А. Крылова?

-О том, как складывался творческий путь И.А. Крылова

-Какие способности проявил в детстве Крылов?

-Почему учение далось ему дорого?

-Какова была роль матери в получении Крыловым образования?

-Как относился Крылов к матери?

-Благодаря каким качествам Крылов стал одним из самых образованных людей своеговремени?

ФИЗМИНУТКА.

-Что было основным в творчестве И.А. Крылова? (Басня.)

-Вспомним, что такое басня?  Посмотрим определение басни по словарю. Запишем втетрадь.

Басня– это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительногохарактера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

-Акакие две части включает в себя басня? (Повествование и мораль.)

-Что такое мораль?

 Моральэто поучительный вывод из основного повествования, который даётся в началеили в конце басни.

-Назовите основные компоненты басни.

Аллегория— иносказание — изображение отвлечённого понятия черезконкретный образ.

Сатира— злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы ихисправить.

Олицетворение—наделениечеловеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Эзоповязык—умение замаскировать главную мысль .

-Откуда берет свои строки басня?

Знакомствос басней И.А. Крылова «Осёл и Соловей»

Прослушиваниебасни

-выразительное чтение самими учащимися

-Какой жанр этого произведения? (Басня.)

-А сейчас вам нужно постараться доказать, что это произведение – басня. По ходурассуждения вы построите домик из признаков жанра и выясните, что же являетсяфундаментом.

— Аллитерацию – повторение согласных Р,Д , которые передают звуки мелодииСоловья; повторение гласных А, Е, И, которые передают очарование пения;

Метафора:тянул, переливался, отдавался, мелкой дробью рассыпался, которые показываютживость, разнообразие, музыкальность пения;

Сравнениесо свирелью.

Эпитет: «томной» свирелью.

Находятповествование, мораль.

-Что же явилось фундаментом в нашем домике? (мораль.)

-Какова мораль этой басни? («Избави Бог и нас от этаких судей».)

-А если этот признак убрать? Что произойдет с жанром? (Это будет уже не басня, астихотворение или сказка. Значит, главным признаком басни является мораль.)

-И.А. Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. Вконце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучилсяпереводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, гдеизобразил в аллегорической форме героев.

-сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведем тест.

1.Баснейназывается:

 А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

 Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специальновыделенная автором главная мысль;

 В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группулиц или общественное явление.

 2.Средствахудожественной выразительности, используемые автором в басне:

 А)аллегория;

 Б)сравнение;

 В)метафора.

3.Мораль басни служит для раскрытия:

 А)характера героя;

 Б)главной мысли произведения;

 В)темы произведения.

 4.Моралью басни «Осёл и Соловей» является:

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

 А)сожаление об утраченном сыре;

 Б)осуждение глупости и тупости;

 В)поощрение хитрости.

5.Гденаходится мораль в басне «Осёл и Соловей»:

 А)в начале басни;

 Б)в конце басни;

 В)вообще её нет.

-Домашнее задание:

-Нарисовать иллюстрацию к басне.

-Выразительное чтение (наизусть)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И. А. Крылов. «Осёл и Соловей».

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;

«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.

 

И. А. Крылов. «Осёл и Соловей».

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;

«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет