X-PDF

Конспект урока по литературному чтению А.И. Куприн Барбос и Жулька.

Поделиться статьей

Предмет: Литературное чтение

Класс 4-Б   

Учитель  Аметова Зейнеп Нуриевна

№урока 68

Дата:21.02.23

Тема: А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Цельурока: способствоватьразвитию умения работать с текстом рассказа: находить описание героев,сравнения; содействовать воспитанию любви к животным, бережного отношения кним.

Планируемыерезультаты:

Предметные: Умения прогнозировать содержание рассказа, увеличиватьтемп чтения вслух.

Метапредметные:

РегулятивныеУУД  — формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе сучителем деятельности по изучению темы урока, высказывать свои предположения,оценивать свою работу на уроке.

КоммуникативныеУУД – отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника,выражать свои мысли, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

ПознавательныеУУД – осуществлять анализ художественного текста, выделять в немосновную мысль, отбирать  опорные слова  для создания собственноготекста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге.

Личностные: Пониматьпонятия «автор — рассказчик». Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: портретавтора, карточки, компьютер.

                                                                              

                                                                    Ход урока:

I. Организационныймомент. Мотивация к учебной деятельности.

— Ребята, сегодняу нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их.

-Тихо садитесь.

-Ребята,чему мы учимся на уроках литературного чтения?

II. Упражнения дляразвития техники чтения.

Кошка Крошкана окошке кашку кушала по крошке.

III. Проверкадомашнего задания. Tест.

                                             А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

1. К какой породесобак относился Барбос?

А. овчарка    Б. такса     В. дворняга

2. Как выгляделБарбос?

А. Невелик ростом,но приземист и широкогруд

Б.Некрупногоразмера, умильной внешности

В. Выше среднегороста, с крепким телосложением и развитой мускулатурой

3. Как выгляделаЖулька?

А. Маленькая, стонкими ногами, с гладкой чёрной шерстью  

Б. С мордочкойобезьянки и с сердцем льва

В. Среднегоразмера, с большой головой и маленькими ушками

4. Какиевзаимоотношения были у Барбоса и Жульки?

А. Между нимивсегда возникало соперничество

Б. Дружба исимпатия

В. Редкое согласиеи самая нежная любовь.

5. Как Барбоспрощался с Жулькой?

А. Сел рядом с Жулькой и никого неподпускал

Б. Стал лизать Жульку в глаза, в морду, вуши.

В. Лёг рядом с Жулькой и плакал

IVТема.Целеполагание

-Отгадайте загадку:

Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков — 
Дом хранить от чужаков.  (собака)

1. Беседа по содержаниюстихотворения.

-Как вы думаете, о компойдёт речь сегодня на уроке?

-О собаках, их жизни. И сегодня мы продолжим работу над произведением«Барбос и Жулька».

— А как вы думаете, когоназывают друзьями?

— Какими качествами должныобладать друзья?

-А могут ли животные бытьдрузьями человека?

-Ребята , скажите почемуслова Барбос и Жулька пишуться с заглавной буквой?

V. Работа с текстом вовремя чтения.

Проблемный вопрос сзатруднением.

— Ребята, как вы думаете,какую мысль хотел выразить А.И.Куприн в своём произведении? (пытаютсяответить)

 Трудно, давайте поработаем более подробно стекстом.

— Поработав над текстом, мыдолжны ответить на ряд вопросов:

Можно ли назватьдрузьями героев этого произведения?

Могут ли дружитьживотные так же как люди?

Способны ли собакисовершить «подвиг» во имя друг друга?

Можно ли Барбоса назватьдругом?

Зависит ли смелостьсобаки от её внешнего облика?

Работа над композициейпроизведения

1.

— К какому жанру относитсяпроизведение «Барбос и Жулька»?

Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либоэпизоде из жизни героя. В рассказе малое число действующих лиц.

— Любое произведениесостоит из определенных частей:

Вступление

Завязка

Кульминация (самый напряженный момент)

Развязка

Заключение

— Я уже разбила рассказ напункты, но они в нарушенном порядке. Нам надо отнести их к определенным частямкомпозиции произведения.

— Читаем рассказ,делим на смысловые части и озаглавливаем каждую часть.

Смысловые части могутсостоять из нескольких абзацев.

Чтение 1 абзаца.

— К какому виду текстаотносится эта часть? (Описание) Кого описывает автор? Как озаглавим?(№1Барбос).         Карточка на доске) Выходит 1 ученик и крепит на доске под №1

— Кто у нас главные героирассказа?

—  Как выглядел Барбос.

—Каким представили Барбоса?

— С чем сравнивается егошерсть?

— А его уши?

Чтение 2(3) абзаца

— Найдите описание Жульки.

— К какому виду текстаотносится эта часть? (Описание и повествование. Здесь не только даётсяописание внешнего вида, но и её черты характера).

— Расскажите, какой выпредставили Жульку.

— Почему описаниеЖульки занимает 1 предложение, а описание Барбоса целый абзац? (Авторнастраивает нас на необычность Барбоса и заурядность Жульки.

— Как озаглавим 2 пункт(№2 Жулька).- Выходит ученик и крепит нужную карточку.

— Эти собаки отличаютсятолько внешностью? (Нет, и характером тоже.)

— Вывод: внешность ихарактер собак различны!

Чтение 4,5 абзац.(см.чтение)

— О чём прочитали?

—Как к нему относилисьдети?( Можно прочитать).

— За что изгонялиБарбоса во двор? (за неаккуратность и наглость)

— Чего ждал Барбослёжа на подоконнике? (не появится ли какая-нибудь собака против дома, где онжил- защищал свою территорию).

Как озаглавим этотпункт  (№ 3 Характер собак)-Выходит ученик и крепит нужную карточку.

Чтение 6 абзаца.

— Как относились друг кдругу собаки? Как озоглавить?

( № 4Согласие междуЖулькой и Барбосом, дружба собак))

-Ребята ,как вы думаете эти4 пункта рассказа к какой части композиции относятся?  (К доске выходит ребеноки крепит табличку)

1. Описание Барбоса

2. Описание Жульки

3. Характер собак

4. Дружба собак

— Что же связывало такихразных собак? (Дружба)

— Почему Куприн вначалерассказывает о разной внешности собак, а затем снова большое внимание уделяетописанию разности характеров?

— К какому выводу он насподталкивает?( Что дружба не зависит от внешности)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы с текстом

— Кто ворвался во двор? Каквел себя?

— Найдите этот эпизод,зачитайте его. Чтение 7 абзаца самостоятельное чтение, затем обсуждение впарах   какая карточка подойдет.

Как озаглавим?  №5.Появление бешеной собаки.

 -Ккакой части композиции отнесем?  ( К завязки):       

___________________________________________________

— Какой был самыйнапряженный момент рассказа? Найдите его, зачитайте. Чтение 8 абзаца

-Как озаглавим?   № 6Подвиг Жульки

— Какая из композицийподходит к этому пункту?

— Это называется кульминация. .     

— Вывод: маленькаяЖулька совершила необычный поступок

— Выберите пункты планадля развязки.

Чтение 9 абзаца

№ 7 Болезнь Жульки

№ 8 Прощание собак

— Как автор описываетболезнь собаки?

— Чем она болела?

— В чем это проявлялось?

— Изменило ли Жулькупоявление бешеной собаки?

— Чувствовал ли Барбос себявиноватым?

— В чем это проявлялось?

— Найдите описание прощаниясобак.

— Заканчивая работу надкомпозицией, найдем заключение.

№ 9   Смерть Жульки

— Прочитаем последнийабзац.

— Что же произошло?

— Как все узнали о смертиЖульки?

— Что же у нас получилосьна доске? (План)

— Где его можноиспользовать? (При подготовке пересказа)

VIII. Работа стекстом после составления плана. Определение главных мыслей произведения.

— Итак, ответим на вопросы,которые стояли перед нами вначале урока.

Можно ли назватьдрузьями героев этого произведения?

Могут ли дружитьживотные так же как люди?

Способны ли собакисовершить «подвиг» во имя друг друга?

Можно ли Барбоса назватьдругом?

Смелость собаки зависитот её внешнего облика?

Вывод: смелость собаки не зависит от её внешнего облика.Большая собака может быть трусливой, а маленькая – смелой. Главное не внешнийвид, а поступок.

IX. Работа в парах.

-А сейчас я предлагаю вампоработать в паре. У вас на партах лежат карточки с пословицами.  Надо ихсобрать .Посоветуйтесь друг с другом и скажите, какая из предложенных пословицраскрывает главный смысл нашего произведения?

«Один за всех  /и всеза одного».

«Легко подружиться,/тяжело разлучиться».

— Легко подружиться, тяжело разлучиться.

-Почему вы выбрали этупословицу? (Когда с кем-то дружишь, тяжело расставаться с этимчеловеком или ещё кем-то).

-Правильно, молодцы!

— Почему не подходитпословица «Один за всех и все за одного»?

X. Подведение итогов урока

— С каким произведением мыпознакомились?

— Можно ли по названиюопределить тему? (о животных)

Ответим на наш ключевойвопрос

Какуюмысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

Куприн в этом рассказехотел показать нам образец дружбы, на примере Жульки, её отношение к Барбосу.Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может бытьтрусливой, а маленькая может быть смелой. Судить нужно не по внешности, а по поступкам.(Купринв этом рассказе хотел показать читателям, что и животные могут испытыватьчеловеческие чувства — дружить, сочувствовать, быть верными исамоотверженными.)

Чему учит нас этотрассказ?

— А какие ещё рассказы одружбе между животными вы читали?

— «Приёмыш», «Сераяшейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого.

XI. Домашнеезадание.

–Чтомы с вами составили? (План)

— Вотэто и будет вашим домашним заданием – пересказ по плану.

 

XII. Рефлексия.

— Продолжите предложение«Сегодня на уроке я…»

— Кому на уроке былоинтересно? —  Что у вас получилось?

— Кто начал разбираться вкомпозиции произведения?

— Поднимите руку укого дома  есть собака? Какие породы собак вам известны? (Ответы детей)

— В настоящее времяизвестны около 400 пород собак, чаще всего породы группируются по характеру ихприменения. Борцовские,служебные,декоративные,дворняшки,

Иногда эта дружба, ребята,гораздо крепче, чем у людей. Автор показал, что люди берут животных идолжны нести за них ответственность. Есть случаи ,когда животные спасали людей.(Фото)  ( Настоящий характер проявляется всложных ситуациях)

Рассказ был написан в 1897 г.(19век) Актуально ли это  проиведениев наши дни?….


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей