X-PDF

Конспект урока по литературному чтению: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

Поделиться статьей

Тема:  Е.Л.Шварц«Сказка о потерянном времени». Нравственныйсмысл произведения

Цели: продолжитьработу по произведению Е.Л. Шварца; от­рабатывать навыки беглого выразительногочтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план, анализироватьхарактер и поступки героев; развивать память, речь, мышление.

Планируемыерезультаты: предметные: уменияпрогнозиро­вать содержание произведения, читать вслух с постепенным пере­ходомна чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправ­ляя ошибки приповторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:Р — формулиро­вание учебной задачи урока, исходя из анализа материалаучебни­ка в совместной деятельности, планирование вместе с учителемдеятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П —анализ сказки, выделение в ней основной мысли, отбор опорных (ключевых) словдля создания собственного тек­ста, К — ответы на вопросы на основехудожественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре игруппе (распределение обязанностей, составление плана совместных дей­ствий,умение договариваться о совместных действиях); личност­ные: осмыслениепонятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время —потехе час».

Оборудование:аудиоприложение к учебнику, мультимедиапро-ектор (по возможности),выставка книг по теме урока, портрет писателя.

Ходурока

I. Организационныймомент

II. Речеваяразминка

(Отработканавыков разных видов чтения.)

Учебник

— Учитель у меня впортфеле!

— Кто? Быть не может!Неужели?

— Взгляни, пожалуйста!

Он тут, Его учебникомзовут.

В. Берестов

Прочитайтестихотворение самостоятельно (еще: разделяя на слоги, орфографически,орфоэпически).

—  Приготовьтесь читатьвыразительно.

—  Как вы поняли смыслстихотворения? (Ответы учеников.)

—  Как вы думаете, откого зависит, как учится школьник, -от учителя или от него самого?

(Задача— показать учащимся, что, каким бы талантливым ни был учитель, он не сможетнаучить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)

III.Работа по теме урока

— Дома вы прочиталисказку Е.Л. Шварца. Начнем со словар­ной работы. Объясните значение слов.

ОКЛАДИСТАЯ (борода)— (широкая и густая).

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА —(керосинка с фитилем — лампа, освещающая при помощи керосина).

ХОДИКИ— (небольшиестенные часы упрощенного устройства с гирями).

ПОЛА, ПОЛЫ — (нижняячасть раскрывающейся спереди оде­жды, например полы пиджака).

—  Подберитесинонимы к словам «хмурый», «сберечь». (Уг­рюмый, ненастный; сохранить,спасти, сэкономить.)

—  Подберите антонимы ксловам «состариться», «трудиться». (Помолодеть; бездельничать, лениться,лодырничать.)

—  Что вы узнали о ПетеЗубове?

—  Прочитайте отрывок,который соответствует иллюстрации на с. 5 учебника.

—  Прочитайте о том,как Петя встретился с мамой.

—  Найдите в тексте ипрочитайте предложения, которые рас­крывают смысл иллюстрации на с. 9.

—  Прочитайте отрывки,с помощью которых автор показыва­ет, что все люди вокруг трудятся.

—  Найдите отрывки, вкоторых рассказывается о том, как Петя искал и находил остальных ребят,превращенных в стариков.

—  Прочитайте опревращении стариков в ребят.

—  Одинаково ли былоповедение детей?

—  Почему они смоглипобедить волшебников?

—  Как вы относитесь кребятам?

—  А как к нимотносится автор?

IV. Физкультминутка

V. Продолжениеработы по теме урока

«— Хорошо тебе, Женя,фантазируй и пиши, что хочешь. Ты же ска­зочник!

— Что ты, Юра, я пишужизнь. Сказочник — это ты».

По воспоминаниямхудожника И. Игина, этот разговор про­изошел в 40—50-х гг. XXв. между Евгением Шварцем и Юрием Германом — автором «толстых» романов.

—  Он действительнописал жизнь. Давайте вернемся к его произведению. Почему оно названо сказкой?Что здесь сказочного? (Примерный ответ. Сказочные герои обычно четкоделятся на положительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду,то исключительно по вине отрицательных. Не то у Шварца. Отрицательное —трусость, жестокость, вероломство — присутствует в каждом из нас. Вот от этогоон и помогает нам избавиться своими произ­ведениями.)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

—  Что могло быть насамом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

—  Заметили ли вы, чтов сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл.(Все пропало, с. 6. Держать ухо востро, с. 10. Как сквозь землю провалился,с. 13. И в ус не дует, с. 13. Не терять времени даром, с. 14. Терять времяпонапрасну, с. 8.)

—  Поделим сказку начасти и составим ее план. (Ученикам дается время на подготовку. Работа в паре.)

—  Проверим, что у васполучилось. (Учащиеся говорят, с каких слов начинается и какими закан­чиваетсякаждая часть, как они ее озаглавили. Части полностью не читают.)

I часть

С начала до слов «И вотоднажды пришел Петя Зубов в шко­лу…» (с. 4).

II часть

До слов «Отвернулсябедный Петя и пошел куда глаза глядят» (с. 6).

III часть

До слов «Хорошобы отдохнуть», — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за елками,белеет какой-то домик» (с. 6).

IV часть

До слов «Подсчиталиволшебники время, хотели спрятать счет в стол…» (с. 8).

VУчасть

До слов «Город еще непроснулся» (с. 10).

VI часть

До слов «Ходит Петя,бродит, а молодых стариков, старых де­тей, — нет как нет» (с. 11).

VII часть

До слов «Какие-тошкольники ехали в этом же трамвае» (с. 14).

VIII часть

До слов «Тут, ксчастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом» (с.14).

IX часть

От слов «Тут, ксчастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом» доконца (с. 16).

 План сказки

1. МальчикПетя Зубов.

2. Превращениемальчика в худого, высокого, бледного старика.

3. «Бедныйя старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?»

4. Влесном домике.

5. Опасениеволшебников.

6. Гдеже они — дети-старики?

7. Превращенныеотыскались.

8. Вежливыешкольники.

9. Обратноепревращение.

VI. Рефлексия

—  Оцените свою работуна уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VII.Подведение итогов урока

—  Ребята, чему учитэта сказка?

—  Для читателей, т. е.для нас с вами, автор написал замеча­тельные слова, которые дают уверенностьчеловеку в труд­ных ситуациях. Попробуйте найти эти слова. («Так устроено насвете: от любого несчастья может спастись человек».)

Автор хотел намсказать, что очень многое зависит от самого человека. Выход из трудной ситуациинайдется.

Домашнее задание

Подготовить пересказсказки. Нарисовать иллюстрацию к по­нравившемуся отрывку.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет