ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОЕЧТЕНИЕ
НАРОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ) 2-Б КЛАСС _____________г.
Тема: Л.Ф.Воронкова«Подснежники»
Цель: пробудить интерес к личности и творчеству Л.Ф.Воронковой.
Планируемые результаты:
Предметные:
-расширить литературный кругозор детей;
-показать многогранность творчества Л.Ф.Воронковой;
-способствовать приобщению детей к творчеству.
Метапредметные:
— способствовать развитию связной речи;
-способность принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, находить средства и способы её осуществления.
Личностные:
-на примере героев воспитывать у детей такие качества, кактоварищество, трудолюбие, уважение к старшим.
Оборудование: книгаЛ.Ф.Воронковой «Подснежники», презентация, проектор.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания. Стр. 114 выразительное чтение, либо чтение наизусть.
2.Самоопределение к деятельности
-На нашей встрече сегодня мы познакомимся с жизнью итворчеством прекрасной детской писательницы Любови Федоровны Воронковой.
3.Введение в тему
-Любовь Федоровна Воронкова родилась в Москве в семьебедных крестьян. Образование будущая писательница получила по тем временамхорошее: сначала окончила начальное городское училище, а после революции –школу- семилетку.
-Позднее ее семья переселилась в небольшую подмосковнуюдеревушку. Там, в деревне у нее выработалась привычка к постоянному,терпеливому труду. Перед ней открылась красота русской природы. И онапотянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле, людямтруда. Много ездила по стране, писала о жизни на селе. В 1020 году занималасьжурналистикой, работала в детском журнале «Пионер» и, в то же время сталасочинять рассказы, повести. В 1940 году вышли две ее книги – маленькие повести«Летом» и «Шурка», которые и открыли писательнице путь в детскую литературу.
-Любовь Федоровна много писала о деревенских детишках и ихжизни. Героями целого цикла рассказов стали деревенские ребята Таня, Аленка иДемушка.
-Ребята, вы все прочитали рассказы Воронковой. Какаяосновная тема красной нитью проходит через все произведения ? (ответы детей)
-Вы правы. Произведения Любовь Федоровны действительно учатценить такие замечательные качества как товарищество, взаимопомощь. Учаттрудолюбию, уважению к старшим, любви к родному краю, ко всему живому.
4.Изучение нового материала
А сейчас мы познакомимся с одним произведением Л.Ф.Воронковой. – «Подснежники»
-Ребята, много лет прошло со дня окончания ВеликойОтечественной войны. Но сколько бы не прошло лет в памяти благодарногочеловечества никогда не померкнет подвиг, совершенным нашим народом.
-История человечества изобилует войнами. Но войны, подобнойвторой мировой, мир не знал никогда. Более 56 миллионов человеческих жизнейунесла эта война, сотни тысяч городов и сел сравняла с землей, тысячи детейостались сиротами.
-Повесть Л.Ф. Воронковой «Девочка из города» была написанаво время войны и вышла в 1943 году посвящена теме войны.
5.Чтение отрывка «Подснежники» из повести «Девочка из города»
— Откройте учебники на с. 116.
Совсем недавно мы читали главу из книгиЛ.Ф. Воронковой «Девочка из города». Глава называлась «Праздник весны».
— Захотелось ли вам узнать о том, что рассказываетданная повесть?
(Текст читает учитель и хорошо читающиеученики.) .
Работа над содержанием текста
(Групповая работа.)
— Рассмотрите фотографии на с. 118. Ккаждому цветку подберите описание из текста.
— Подготовьтесь и выразительнопрочитайте друг другу эти описания. (Дети выполняют задание.)
— Прочитайте первое задание подизображениями цветов. Найдите нужное предложение в тексте. («А дедрассказывал. Лесные цветы — это первые весенние цветы. Другие только ещё всеменах просыпаются, а у этих под чёрной листвой уже и почки и бутоны готовы.Чуть снег посторонился — они и выскочили!»)
— Рядом с какими цветами Валентинкаостановилась, «полная восхищения»? Почему Валентинка так восхищалась? (Онаостановилась около медуницы. На одной веточке разные цветы! Среди лёгкойзелени обильно цвели яркие цветы, голубые, как весеннее небо, и такие жечистые, как оно. Они словно светились и сияли в сумраке леса. Валентинка стояланад ними, полная восхищения. Это — подснежники.)
— Почему Валентинка таквосхищалась? (Она впервые видела такое чудо: кругом лежит снег, а цветыцветут!)
— Почему Валентинка не захотела рватьподснежники? («Но… оборвёт Валентинка всю голубизну, и станетпрогалинка пустой, измятой и тёмной. Нет, пусть цветут! Они здесь, в лесу,гораздо красивее».
6.Физминутка
Раз–налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
7. Словарнаяработа
— Что такое прогалинки? Сможетели вы объяснить значение этого слова? (Высказывания детей.)
— Сверим наши предположения со словарём.(Дети находят определение в словаре учебника.)
Прогалики –это не заросшее деревьями мсто, полянка или лужайка в лесу.
8.Закрепление и обобщение материала
Учитель: Ребята, какое впечатление на вас произвела повесть«Девочка из города»
-Какие качества людей помогли девочке выжить в годы войны?
-Сложилась бы судьба девочки лучше, если бы она не осталасьв семье Шалихиных? (Ответы детей.)
9.Рефлексия
— Расскажите, что у вас сегодняполучилось.
— В чём вы испытывали затруднения?
— Что нового для себя вы вынесли из урока? (Мыувидели, как авторы отображают красоту природы в своих произведениях, какиеони выбирают сюжеты и художественные средства.)
11.Домашнее задание
Стр.116-118 читать, отвечать на вопросы.
