Тема: Конкретный смысл умножения.
2 класс.
Тип урока: урок открытия новыхзнаний.
Цель урока: Формирование интереса ксовместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимостипонятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.
Задачи урока:
- Предметные: познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
- Развивающая: развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.
УУД
Личностные:
- формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
- высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
Познавательные:
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения;
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
Коммуникативные: контролировать своидействия в коллективной и индивидуальной работе.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики входе урока.
- В ходе урока обучающиеся приобретут знания об умножении как новой форме записи сложения одинаковых слагаемых, осознают значимость понятия «умножение», научатся заменять умножением сумму одинаковых слагаемых.
- Продолжат формировать вычислительные навыки, понимать учебную задачу и действовать в соответствии с ней, осуществлять пошаговый контроль своих действий.
Планируемый результат: уметьзаменить сумму одинаковых слагаемых произведением.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Все готово? Все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись,
И друг другу улыбнулись.
Пожелаю вам удачи! –
За работу! В добрый час!
— Какое у вас настроение?
— Пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
— Итак, за работу
2. Активизация познавательной деятельности.
Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!
1. Минутка чистописания.
2. Повторение зтапов и шагов урока открытия нового знания.
3. Устный счёт
— Вычисли суммы удобным способом.
— Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбитьвыражения на группы?
(Среди различных вариантов предлагаю выделить на группы, одна изкоторых объединяет выражения — сумму одинаковых слагаемых).
9+4+1+4+4 |
5+5+5+5+5 |
7+7+7+20 |
8+7+5+8 |
2+2+2+2+2 |
32+32+32 |
4. Пробное действие.
— Можно ли данные выражения (сумму одинаковых слагаемых)записать как-либо иначе?
(Не знаем) (Проблема!)
3. Выявление причины затруднения.
— Так в чём затруднение?
— Почему вы не можете данные выражения записать иначе? (мы незнаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можноиспользовать при записи сокращённого выражения, этого ещё не изучали)
— Значит, что вы не знаете? (мы не умеем записывать по другомусумму одинаковых слагаемых)
4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода иззатруднения.
— Попробуем выполнить ещё одно задание.
Игра « Веришь, не веришь»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
— Я буду говорить высказывания если вы верите, то пишите «+ », если не верите, то пишите « – », если не знаете, что ответить, тооставляете пустую клетку.
Верите ли вы,
1. …что в математике 10цифр? (ДА)
2. …что при сложении числа называются слагаемые, значение суммы?(ДА)
3. …что 5 дм 1 см = 15 см? (НЕТ)
4. …что 24 час – это сутки ? (ДА)
5. …что сложение одинаковых слагаемые называется умножение?
6. …что плюс – это знак действия вычитания? (НЕТ)
Проверка
— Что вызвало у вас затруднение?
— Какая тема урока?
— Чему будем учится на уроке?
— Что знаете? Что хотели бы узнать?
(Что такое умножение? Какой знак у действия умножения?)
— Итак, как вы думаете, какая у нас тема урока? Умножение!Правильно!
А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока.
Для надо продолжить мысль:
- Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие……….(умножение)
- Я узнаю, как оно……………(обозначается)
- Я узнаю, для чего оно мне ………… (пригодиться)
План выхода из затруднения.
- Провести исследование
- Узнать какую сумму можно заменить другим действием.
- Сделать вывод.
5. Реализация построенного проекта.
— Попробуем выполнить задание.
У каждого на столе лежит лист с печатными заданиями. Нанём вы будете делать расчёты. Что изображено на листе? (На листе изображеныточки)
— Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)
— Сосчитаем число групп, объединяя их по 5. Сделаемотметку на листе.
— Сколько групп получилось? (Получилось 8 групп)
— Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять? (По пятьсосчитать быстрее)
(Открытие!)
— При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта -вести счёт по 5.
— Какое выражение получается?
- 5+5+5+5+5+5+5+5=40.
(Выражение из восьми слагаемых, каждое из которых 5. Значит,сумма та же самая 40)
— Удобно ли так записывать? (Нет)
— Вернёмся уже к поставленной проблеме: придумать новый способзаписи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. Самый главный наш помощник –это учебник.
— Откройте учебники. Прочитайте правило.
— Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе? (Можнозаписать умножением.)
— Как обозначается знак умножение на письме? (На письме знакумножения обозначается точкой, при печати может использоваться крестик.)
— Попробуем заменить выражение, которые мы рассматривали подругому.
— Посмотрите на свои листочки и запись на них.
- 5+5+5+5+5+5+5+5=40
— Запишем иначе. Какое число запишем сначала? (Слагаемое 5)
— Какой знак поставим вместо знака + ? (Знак умножения)
— Какое число запишем потом? (8)
— Почему? (Оно обозначает то, сколько раз по 5 мы сложили)
— Итак, мы по5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 x 8=40.
— Что показывает первое число при умножении?
— Что показывает второе число?
Физкультминутка
6. Первичное закрепление.
— А сейчас опираясь на новые знания заменим суммы слагаемыхумножением.
Решение задач (фронтальная работа)
1. На одном кусте — 8 помидоров, на другом столько же. Сколькопомидоров на двух кустах?
- 8+8 =16(п.)
- 8х2=16(п.)
2. В одном стручке — 10 горошин. Сколько горошин в трёх таких жестручках?
- 10+10+10=30(г.)
- 10 х 3 = 30(г.)
3. Сосчитайте, сколько лапок у 7 утят?
- 2 + 2 + 2 + 2 + 2 +2 + 2 = 14 (л.)
- 2 х 7 = 14 (л.)
4. Сколько всего рыбок в 6 аквариумах, если в каждом 3 рыбки?
- 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 18 (р.)
- 3 х 6 = 18 (р.)
Соедините выражение слева с выражением справа.
2+2+2 5×2
1+1+1+1 6×4
3+3+3+3+3 1×4
5+5 3×5
6+6+6+6 2×3
– Какие выражения составили пары?
Задачи решают в парах.
1. Сколько огурцов в 4-х кучках, если в каждой 3 огурца?
3 + 3 + 3 + 3 = 12 (ог.)
3 х 4 = 12 (ог.)
2. Сколько редисок в 6-ти пучках, если в каждом 5 редисок?
5+5+5+5+5+5 = 30 (р.)
5 х 6 = 30 (р.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
— Следующее задание будете выполнять самостоятельно в печатныхлистах.
— Поставьте себе плюс, если вы справились без ошибок, вопрос,если были ошибки.
— Ребята, вы хорошо справились с заданием.
8. Включение в систему знаний.
— С каким новым действием вы сегодня познакомились?
— Что обозначает действие умножения?
— Зачем нам нужно это новое действие? Когда его удобноиспользовать?
— Какую сумму можно заменить действием умножением?
9. Рефлексия.
– Какое задание вам показалось особенно интересным?
– Ребята, я предлагаю вам игру «да-нет», если вы согласныс утверждением пишем +, если нет пишем –.
– Умножение – это математическое действие?
– Разность можно заменить умножением?
– + – знак умножения?
– Сумму разных слагаемых можно заменить умножением?
– Если все слагаемые одинаковые сложение можно заменитьумножением?
– Сравните свои ответы, с теми, что на доске (Учитель вывешиваетобразец).
– Встаньте те кто выполнил это задание так же.
На доске дан образец: +, –, –, –,+.