Технологическаякарта урока
АвторБалабко А.К.
Целевой блок |
|||||||||||||||||
Тема |
«Площадь. Сравнение фигур по площади. Единицы площади» |
||||||||||||||||
Действия обучающихся |
Ход урока. 1. Оргмомент. Положительный настрой. 2. Устный счет.
3) Арифметический диктант. 1. 4 увеличить на 20 24 2. 4 увеличить в 5. 20 3. 40 уменьшить на 20 20 4. 40 разделить на 5. 8 5. Умножьте 7 на 5 35 6. При умножении этого числа на само себя получается 25. О каком числе идет речь? 5 Проверка. 2) Задание на карточках «Расшифруй слово». 30 + 25 = П 4 · 6 = Ь 10 : 5 = О 100 – 1 = Д 40 – 11 = Щ 5 · 3 = Л 15 : 3 = А
— Какое слово вы расшифровали? (Площадь) (Слайд №1)
3. Изучение нового материала. — Что вы представляете себе, когда слышите слово площадь? — Названия каких площадей вы знаете? — Как выглядит Красная площадь? (Слайд №2) — Красная площадь — это центральная площадь Москвы. Возникновение Красной площади относится к концу 15 века, когда по приказу царя Ивана III были снесены деревянные постройки вокруг Кремля, угрожавшие царской резиденции постоянными пожарами. На их месте была организована площадь для мелкой торговли. Первоначально она так и называлась – Торговая. Красной площадь стали называть только в 17 веке. — Кто знает, откуда произошло слово «площадь?» — Слово «площадь» произошло от слова «плоский» (Слайд №3) 2. Изучение нового материала. — Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним значением слова «площадь». Это слово часто будет звучать сегодня на уроке. — Кто уже догадался, какова тема нашего урока? (Слайд №5) — Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать, чему научиться? (Будем учиться сравнивать площади разных фигур) — А для того, чтобы лучше понять новую тему, нам понадобятся старые знания. Блиц-опрос. Слайд №6 – 7. — У какого четырёхугольника противоположные стороны равны? — У какого четырёхугольника все углы прямые? — Какая фигура имеет 4 стороны? — Какая фигура имеет 3 стороны? — Про какую фигуру можно сказать, что у нее нет углов? — У какого четырехугольника все стороны равны? Сторона квадрата равна 3 см. Чему равен периметр квадрата? — Молодцы. Физминутка Слайд №8. — Чем похожи эти фигуры? (Квадраты) — Чем отличаются? (Цветом, размером) — Какая фигура занимает меньше места на плоскости? (Красный квадрат) — Как вы это установили? («На глаз») — Подумайте, как еще можно узнать, какая фигура занимает меньше места на плоскости? — Меньше места на плоскости занимает красный квадрат, так как он полностью помещается внутри синего квадрата. В математике говорят так: «Площадь красного квадрата меньше, чем площадь синего квадрата, или площадь синего квадрата больше, чем площадь красного квадрата». — Какими же способами можно измерить площади фигур? — Давайте выясним, какое же еще значение имеет слово «площадь»? Для этого обратимся к толковому словарю Владимира Даля (Слайд №8 – читает 1 ученик, затем хором читаем определение). В математике площадь обозначают латинской буквой S. 3. Практическая работа. — У вас на партах лежат разноцветные геометрические фигуры. Положите перед собой желтый круг, красный треугольник, синий квадрат и зеленый прямоугольник. — Фигуры с одинаковой площадью положите слева от себя, а фигуры с наименьшей площадью – справа от себя. — А теперь проверяем (Слайд №9) — У кого получилось так же, поднимите руки. — Какими способами вы пользовались? (на «глаз») — А теперь скажите, что больше – площадь стены или классной доски, площадь тетрадного листа или площадь учебника? Что можно сказать о площади окон в нашем классе? (Одинаковая площадь). Возьмите синий квадрат и желтый круг. Что мы можем сказать о их площадях? (слайд 10) Вывод: Так как круг полностью поместился в квадрат, площадь квадрата больше площади круга, а соответственно площадь круга меньше площади квадрата. -Как вы это определили? (способом наложения фигур друг на друга) 4. Проблемная ситуация. Слайд №11. — Золушка и Белоснежка – соседи. У Золушки – участок сиреневого цвета, у Белоснежка – розового. Ваша задача – определить, у кого из них участок больше. — У вас на партах есть еще 2 фигуры – это модели участков наших героев. Попробуйте сравнить площади этих фигур. — Можно ли определить «на глаз» — площадь какой фигуры больше? — Давайте попробуем наложить одну фигуру на другую. Получается? — С какой проблемой мы столкнулись? — Для этого существует еще один способ. Нужна единица измерения. Пусть это будет вот такой квадрат. — Разобьем наши участки на одинаковые квадраты. Как измерить площадь? Нет задачи проще! Поглядите-ка сюда – Встали мерки в три ряда. Будто бы солдатики – Ровные квадратики! Чтобы площадь нам узнать, Надо их пересчитать! Сколько квадратов вмещает участок Золушки? (7) Участок Белоснежки? (8) — К какому выводу мы пришли? (Площади этих фигур неодинаковые) — Посмотрите, что получается. Площадь фигуры – это величина, значит ее можно измерить. Одинаковые квадраты – это единицы измерения (мерки). Полученные числа – меры величины. Их можно сравнивать.
4. Закрепление. С.57 №1 – коллективно. Надо пользоваться одинаковой единицей площади. Это КЛЕТКА (МЕРКА). (Посчитать количество клеток в каждой фигуре, сравнить) Вывод: в первой, второй, третьей, четвертой фигуре 4 одинаковых клеток. Значит, площади всех четырех фигур равны. 5. Обобщение и систематизация знаний. С.57 №2 (выборочные столбики) с взаимопроверкой. С.57 №5 (по вариантам). Проверка . С.57 задание под чертой. —Какой из изученных способов подойдет для измерения площадей? (С помощью подсчета клеток (одинаковых мерок). 6. Итог урока. — С каким новым понятием мы сегодня познакомились? (площадь, «S») — Как можно разными способами измерить площади фигур? — С помощью слов подсказок составьте схему-памятку «Площадь. Способы сравнения площадей», «На глаз», «Наложения фигур», «Единица измерения площади (мерка)» АМО «Кисть винограда». Способы сравнения площади «на глаз» «наложение фигур» «использование единицы измерения площади (мерка)» 7. Рефлексия. Самооценка. — Предлагаю вам поработать со шкалой самооценки.
-Что вам особенно понравилось на уроке? |
||||||||||||||||
Домашнее задание |
С.57 №3, №4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|