МАТЕМАТИКА 2-Б класс __________ г.
Тема. Десяток.Счет десятками до 100.
Целидеятельности учителя: создать условия для ознакомления справилами чтения и записи двузначных чисел, оканчивающихся нулём;способствовать развитию умения решать задачи; развивать логическое мышление;воспитывать интерес к изучению математики.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся читатьи записывать двузначныечисла, которые оканчиваются нулём, называть числа от 10 до 100 в прямом иобратном порядке, использовать для счёта в пределах 100 новую счётную единицу -десяток выполнятьнесложные устные вычисления в пределах ста.
Метапредметные:
познавательные – воспроизводить по памятиинформацию необходимую для решения учебной задачи, использовать математическуютерминологию при записи и выполнении арифметических действий;
коммуникативные – умеют слушатьсобеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают вречевое общение;
регулятивные – прогнозируютрезультаты уровня усвоения изучаемого материала; под руководством учителяопределяют план выполнения заданий на уроках, соотносят выполненное задание собразцом, предложенным учителем.
Личностные: выражатьположительное отношение к учебному процессу, проявлять внимание, желание узнатьбольше.
Местоурока: урок№3 в теме «Числа от 1 до 100. Нумерация.» (1 четверть, 2 класс, Школа России)
Ходурока.
- Организационный момент.
Долгожданныйдан звонок-
Начинаетсяурок.
Тутзатеи и задачи,
Игры,шутки- все для вас.
Пожелаемвам удачи-
Заработу, в добрый час!
- I. Минутка чистописания
Ручки в руки надовзять,
Будем числа мы писать.
Что за числа? Выузнайте
Поскорей их называйте.
— Какое число состоитиз десяти единиц? (10)
— Запишитестрочку: 10 10 10 10 10 10 10 10 10
— Что вы можете сказатьоб этом числе? (это число 10, или 1десяток, оно двузначное; состоит из десятиединиц; «соседи» 9 и 11; можно представить в виде суммы 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4и 6, 5 и 5;)
- Актуализация знаний.
- – Готовы ли начать считать устно? Будьте внимательны. Посмотрите на доску.
На доске записанычисла: 10 11 13 15 16 17 20.
– Что заметили?Вставьте пропущенные числа.
– Прочитайтехором записанные числа.
– Составляют лиданные числа отрезок числового ряда? Почему так считаете?
2. – У вас на партахлежат карточки вставьте пропущенные числа и знаки арифметических действий.
Приложение 1
5 * c = 9 10 * c = 9 7 * c = 5
6 * c = 4 9 * c = 3 8 * c = 8
3. Задание насмекалку.
Оле 6 лет, ее брат Витястарше сестры на 4 года.
На сколько лет Витябудет старше Оли через
2 года?
- Сообщение темы урока.
— Рассмотрите рядычисел, записанные на доске:
а) 12, 10,19, 12, 15.
б) 16, 14,18, 30, 11.
— Назовите вкаждом ряду лишнее число.
— Докажите.
— Чем похожи числа10 и 30?
— Прочитайте темуурока. ( Запись на доске.)
— Определите темуурока, используя слова:
Мы познакомимся с…
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы сможемпоразмышлять…
Вывод. Сегодня мынаучимся читать и записывать двузначные числа, которые оканчиваются нулём.
- Изучение нового материала.
1. — Вы уже умеетечитать и записывать числа от 1 до 20. Сегодня мы научимся читать и записыватьдвузначные числа, которые оканчиваются нулём.
1) – Вспомните,как называется это число (на карточке): 10. (Десять, или один десяток.)
— Когда мыиспользуем это слово в жизни? (Десяток яиц, десяток пуговиц; «ни один десяток»,«добрый десяток»)
— Отсчитайте 10палочек и свяжите их в пучок.
На доскепоявляется запись: 1 десяток (1дес.) – десять: 10.
1дес. = 10
— Найдите число 10на числовой прямой, подчеркните его.
2) — Отсчитайтеещё 10 палочек и свяжите их в другой пучок. Сколько сейчас десятков?
На доскепоявляется запись: 2 десяток (2дес.) – двадцать: 20.
2дес. = 20
Словарнаяработа:Название числа двадцать образовалось из двух слов «два» и «дцать».
Слово «дцать»означает «десять». Два десятка – двадцать.
Сначала называетсяколичество десятков, а затем добавляется слово «дцать».
— Найдите число20 на числовой прямой, подчеркните его.
3) — Отсчитайтеещё 10 палочек и свяжите их в другой пучок. Сколько сейчас десятков?
На доскепоявляется запись: 3 десяток (3дес.) –тридцать: 30.
3 дес. = 30
— Найдите число30 на числовой прямой, подчеркните его.
(Далее проводитсяаналогичная работа до 100)
10 дес. –сто, или 1 сотня
10 дес. =100
4) – Мы заметили,что названия всех вышеперечисленных чисел, кроме трёх из них (сорок, девяностои сто) образуются одинаково. Сначала называется количество десятков, а затемдобавляется слово «дцать». Названия чисел сорок, девяносто и сто нужно простозапомнить.
2. – А теперьвернёмся к числовой прямой.
1) — Давайтепрочтём слева направо все подчёркнутые числа: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80,90, 100.
— Запишите их.
— Как записанычисла? (В порядке возрастания.)
2) — Давайтепрочтём эти числа в порядке убывания.
— Запишите их.
3. – Какие числамы научились сегодня читать и записывать? (Двузначные числа, которые оканчиваютсянулём.)
— Назовите их впорядке возрастания. (10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.)
— Числа, которыеоканчиваются нулём в математике принято называть круглыми.
10, 20, 30, 40,50, 60, 70, 80, 90, 100 – это круглые числа.
- Физкультминутка
Подтянитесь наносочках столько раз,
Ровно столько,сколько пальцев на руке у вас.
Раз, два, три,четыре, пять- топаем ногами,
Раз, два, три,четыре, пять – хлопаем руками.
- Первичное осмысление и закрепление.
1. — Рассмотритерисунки, у каждого лежащие на парте.
— Что на нихизображено? (Яблоки в маленьком ящике и в большом ящике.
1) — Сколько яблокв маленьком ящике? (Десять, или один десяток.)
— Как считали?(Пересчитывали по одному яблоку: один, два…)
2) – Сколько яблокв большом ящике? (Пересчитывают: один, два…)
— Удобнопересчитывать по одному яблоку? (Нет, это долго и можно сбиться со счёта.)
— Как же удобнеепосчитать?
— На что обратиливнимание? (Яблоки красиво разложены в ряды, в каждом ряду одинаковое количествояблок.)
— Сколько яблок впервом ряду? (Десять.) Как по-другому сказать? (Один десяток.)
— Сколько десятковяблок в двух рядах? (Два десятка)
— Сколько десятковяблок в трёх рядах, в четырёх, в пяти? (Три десятка, четыре десятка, пятьдесятков.)
— Итак, в пятирядах пять десятков яблок? Как сказать по-другому? (Пятьдесят.)
— А теперь ещё разпосчитаем все яблоки, используя слово десяток.
— Какойсделаем вывод? (Можно пересчитывать предметы, используя счётную единицу«десяток»)
3) – Итак, сколькоже яблок в большом ящике? (5 десятков, или 50)
50 дес. = 50
— Сколько яблок вдвух ящиках? (6 десятков, или 60)
60 дес. = 60
— Что вы можетесказать о числе 50? (Это число двузначное, круглое, состоит из 5 десятков.)
— Что вы можетесказать о числе 60?
2. Работа по учебнику.(с.6)
1)Задание 1(с.6)(Устное выполнение.)
2) Задание 2 (с6.) (Письменное выполнение с опорой на рисунок.)
3) Задача 3(с.6)
— Прочитайтеусловие задачи. (У Васи было 3 десятка марок. Он подарил 10 марок другу.)
— Можно ли этузапись назвать задачей? (Нет, не хватает вопроса.)
— Поставьте кзадаче вопрос. (Сколько марок осталось у Васи?)
— Посмотрите начисловые данные. Что вы заметили? (Разные единицы измерения, задачу решитьнельзя.
— Что нужносделать, чтобы можно было решить задачу? (Перевести в одинаковые единицы.)
— Как это можносделать?
3 дес. = 30 или10=1 дес.
— Составьтекраткую запись и решите задачу.
Проверка. Одинученик выходит к доске. Выполняет рисунок и записывает решение.
— Оцените свою работу с помощью«Светофора»
- Итоги урока.
— Чтонового узнали на уроке?
— Как записатьчислами 3дес., 8 дес., 10 дес.?
— Чтение какихдвузначных круглых чисел надо запомнить?
- Рефлексия.
— У вас на партахсмайлики. Изобразите с помощью смайлика, какое у вас настроение.
- Домашнее задание.
с.6 №4, №3
