КОНСПЕКТУРОКА МАТЕМАТИКИ
Тема урока:Угол. Прямой угол.
Тип урока:Урок открытия новых знаний
Целевыеустановки урока:
1.Предметныерезультаты:
— знакомятсяс понятиями «угол», «прямой угол», выделяютосновные элементыугла – вершину,стороны;
— учатсяразличать углы, находить их в различных геометрических фигурах, строить их при помощиугольника, обозначать и читать углы;
2.Метапредметные:
ПознавательныеУУД
Общеучебные:
— развиваемумение распознавать и изображать новую геометрическую фигуру угол, прямой угол;
— развиваемумения применять полученные математические знания для решения учебно-практическихзадач;
— развиваемвычислительные навыки, выполняем мыслительные операции анализа и синтеза,делаем умозаключения, развиваемпространственное воображение, математическуюречь, интерес к математике.
Коммуникативные:
-развиваем умение работать в команде разного наполнения: в паре, целым классом;
Личностные:
-нравственно-этическая ориентация;
-воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
— учебник;тетрадь;
— треугольники;линейка
— лист сокруглыми краями;
— цветные карандаши;
— набор геометрическихфигур (многоугольники);
— тесты длякаждого ученика;
— дополнительныйматериал к уроку;
-мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер);
-индивидуальные карточки самоанализа деятельности на уроке для учащихся(рефлексия).
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Методические приемы (Н.Б. Истомина) |
|||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся |
Настроить на работу, мотивация на познавательный процесс. |
Здравствуйте, ребята! Прошу вас занять свои места.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску посмотрели. [слайд 1]
— Сегодня на урок математики к нам в гости прилетели птицы.
— Каких птиц мы можем встретить зимой?
— Птички принесли нам интересные задания и постараются нам помочь с ними справиться. — При выполнении заданий вы будите сами оценивать свою работу. Перед вами лист — самооценки. Если вы хорошо справитесь с заданием — обведёте улыбающийся смайлик, если задание вызвало затруднение, было сложно выполнить его, то обведёте грустный. Поднимите руки, кто понял как мы будем работать с этим листком? |
Настраиваются на урок.
Говорят, что зимующие птицы – синички, воробьи, снегири, сороки и т.д.
Поднимают руки. |
Познавательные УУД (Общеучебные)
Коммуникативные УУД (Умение слушать и слышать)
Познавательные УУД (Логические)
Коммуникативные (Умение слушать и слышать)
|
Цель: настроить на работу, мотивация на познавательный процесс.
|
|||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний |
Развитие умения работать с математическими понятиями, терминами, классификацией математических записей, развитие умения решать задачи, формирование развития внимания, речи. |
Математический диктант
Я читаю задачи, которые нам принес воробей, а вы внимательно слушаете, решаете и записываете только ответы в тетрадь через запятую в строку.[слайд 2] (Пишут в строку ответы в тетрадь) v У школы висит 8 кормушек, а в парке на 6 больше. Сколько кормушек в парке? (14) v А сколько в вашем классе учащихся сделали кормушки? v А сколько всего учащихся в классе? v А на сколько больше кормушек сделали учащиеся, чем не сделали? (Ответы детей, ведется запись на доске, затем проверка) — Прочитаем числа в порядке увеличения. — Молодцы. Предлагаю вам оценить себя, как вы поработали. (Лист самооценки, обводят знак) |
Фронтальная работа. Решают устно задачи, записывают ответы, читают их в порядке увеличения.
Самооценка работы. |
Познавательные УУД (Логические)
Регулятивные УУД (Самооценка) |
||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка целей урока.
4. Открытие нового знания |
Целеполагание, знакомство с новыми понятиями
Знакомство с новыми математическими понятиями, выполнение практической работы по построению прямого угла
Выполнение практической работы по построению прямого угла, нахождение прямого угла в геометрических фигурах. |
А вот к нам и следующий гость пожаловал. Загадка: Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют: Не боится он простуды — С первым снегом тут как тут! (Снегирь) [слайд 3,4]
-Ребята, а какое время года сейчас? (Зима) Легко ли птицам найти корм, там, где много снега? Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. Как мы можем им помочь? (Построить кормушки) — Правильно. Я тоже сделала несколько кормушек и хочу вам их продемонстрировать. [Появляются кормушки] — Прошу вас внимательно рассмотреть кормушки и ответить на вопрос: «Какие геометрические фигуры использовали для построения кормушки?»
(
— Какую кормушку нам легче всего построить? (Выбираем) — Посмотрите на экран. Назовите номера геометрических фигур, которые не использованы при строительстве кормушки. (2, 4) [слайд 5]
-А что интересного мы можем выделить в этих фигурах? (углы) -Как можно назвать все эти геометрические фигуры (1, 3 ,5) одним словом? (Многоугольники)
— Сегодня на уроке мы и познакомимся с новой геометрической фигурой. Как вы думаете, с какой? (Угол) Правильно. Тема нашего урока: Угол. Прямой угол. [слайд 6] — Мы с вами сегодня познакомимся с понятиями «угол» и «прямой угол», а какие виды углов вы знаете?(острый, прямой и тупой) И сегодня мы научимся выделять элементы(части) угла, обозначать и читать углы, находить их в различных геометрических фигурах, строить углы при помощи угольника. — Углы окружают нас и в повседневной жизни. Приведите примеры, где можно найти углы вокруг нас? Посмотрите, где вы увидели углы в нашем классе?
— Как вы думаете, люди каких профессий чаще всего встречаются с углами?
— А в изготовлении кормушки нам понадобятся знания об углах? — Сейчас мы с вами сделаем модель угла.
Практическая работа
Возьмите лист бумаги, который лежит на краю стола. Сложите его пополам, а потом ещё раз пополам.
(на доске план работы) [слайд 7]
Обведите линии сгиба красным карандашом.
— На сколько частей прямые разделили плоскость? (на четыре) — Сколько углов образовали эти прямые? (четыре) — Это особенные углы. Как они называются, вы догадались? (ответы детей)
— Это прямые углы. Сколько прямых углов образовали эти две прямые? (четыре)
— Заштрихуйте один прямой угол. — Если две прямые пересекаются и образуют прямой угол, то они называются по-особенному.
— Обратимся к учебнику стр. 38. Работаем с правилом. — Самостоятельно прочитайте и найдите, как называются эти прямые. Название сложное запомните его.
Эти прямые — Перпендикулярные.
— Попробуйте произнести это слова друг другу.
(Открываю название) [слайд 8]
Оцените себя. -Давайте научимся строить эту геометрическую фигуру, т.е. угол.
Практическая работа в тетради (У каждого ученика на парте тетрадь, цветные карандаши, линейка-угольник.) [показываю на доске] — Отметьте на листе бумаги точку Ои проведите два луча из точки О.
А
О
В — Какая геометрическая фигура получилась? (Угол)
Сколько лучей образовал угол? (Два)
Из одной ли точки берут они начало? (Да) Значит у лучей общее начало.
Посмотрите, у нас 2 луча с общим началом разбили плоскость на две части. Каждая из этих частей называется угол.
-Угол, с которым мы будем работать, будем отмечать дугой. В математике используют в записи угла знак ‹. — Каждый угол имеет своё имя, название. — Прочитайте его название.
Называть угол можно по-разному. (Показываю угол и называю его)
Это уголАОВ, ВОА или угол О.
Записывают угол так:
При обозначении угла тремя латинскими буквами вершина записывается в середине. [слайд 9] Прочитайте, как называется точка О?
Прочитайте, как называются лучи ОА и ОВ? Покажите вершину угла. Покажите и назовите стороны угла. — Прочитайте его название. Оцените себя, как вы справились с заданием. |
Предполагают тему урока и цели. Классифицируют фигуры, находят неизученную геометрическую фигуру, выполняют практическую работу по построению угла, знакомятся с понятием «угол».
(Прямоугольник, многоугольник, треугольник, квадрат)
Отвечают на вопросы.
(конструктор, инженер, дизайнер, строитель, архитектор, моряк, астроном, портной и т. д.)
Выполняют практическую работу. Знакомятся с понятием «прямой угол», «перпендикулярные прямые»
Прямые углы.
Самооценка работы.
Определяют названия углов, знакомятся с вершиной и сторонами угла, учатся записывать название угла.
ТочкаО – вершина угла. Лучи ОА и ОВ- стороны угла.
Это уголАОВ, ВОА или угол О.
|
Познавательные УУД (Общепознаватель ные)
Личностные УУД (Нравственно-этическая ориентация).
Коммуникативные (Умение слушать и слышать, выражать свои мысли)
Познавательные УУД (Общеучебные)
Познавательные УУД (Логические)
Познавательные УУД (Логические)
Познавательные УУД (Общеучебные)
Регулятивные УУД (Целеполагание)
Познавательные УУД (Общепознаватель ные, общеучебные)
Познавательные УУД (Знаково-символические, моделирование)
Познавательные УУД (Общеучебные)
Регулятивные УУД (Самооценка)
Познавательные УУД (Знаково-символические, моделирование)
Коммуникативные УУД (Умение выражать свои мысли, умение слушать и слышать)
Познавательные Общеучебные УУД (Общепознаватель ные)
Познавательные УУД (Общепознаватель ные, Общеучебные)
Коммуникативные (Умение слушать и слышать)
Коммуникативные УУД (Умение слушать и слышать) Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157
Регулятивные УУД (Самооценка) |
Используется прием классификации различных геометрических фигур. Нахождение неизвестной фигуры. Задача на построение геометрической фигуры – углабез учета размеров.
Прием выделения геометрических фигур в объектах окружающей действительности. Задача на выяснение геометрической формы предметов и их частей.
Прием сравнения различных геометрических фигур. Придумываем название. Задача на классификацию геометрических фигур. Поиск данной геометрической фигуры в окружающей действительности.
Прием моделирования. Задача на создание модели прямого угла.
Практическая работа с использованием чертежных инструментов. Задача на построение геометрической фигуры на бумаге.
Практическая работа с использованием чертежных инструментов. Прием черчения геометрических фигур. Задача на построение геометрической фигуры на бумаге.
Обозначение фигур буквами, чтение, запись. Задача на формирование основных навыков чтения геометрических чертежей, использование буквенных обозначений.
|
|||||||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Учатся обозначать углы, объясняют происхождение названий геометрических фигур. |
(На доске изображения углов). Посмотрите, прилетел…(свиристель) [слайд 10]У него для вас задание.
М К
О В О К — Запиши обозначения каждого угла разными способами. (Прочитай эти обозначения) — А какие эти углы? (острый, тупой) (Выходят к доске показывают и записывают названия углов, а учащиеся в тетрадях) Оцените свою работу на листочке. Ребята, отгадайте:
Ей на месте не сидится Это бойкая(синица). [слайд 11] Синичка предлагает нам игру [слайд 12]:
«Им угол имя подарил»(на экране рисунки многоугольников).
Четырёхугольник
Треугольник Многоугольник
Прямоугольник
Шестиугольник Пятиугольник — Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры. — Что общего в названиях фигур? Почему первая часть у слов разная? Обратим внимание на прямоугольник. Как его ещё можно назвать? — Углы бывают разные. Сейчас мы познакомимся с самым главным из углов.
Оцените свою работу на листочке. |
Определяют названия углов, учатся записывать название угла. (Угол КОВ, ВОК, О) (Угол ОМК, КМО, М)
Работают с геометрическими фигурами, объясняют названия фигур.
Многоугольник
|
Познавательные УУД (Знаково-символические)
Регулятивные УУД (Самооценка)
Познавательные УУД
(Общеучебные, логические)
Регулятивные УУД (Самооценка |
Знакомство с обозначением геометрических фигур (углов). Задача на формирование основных навыков чтения геометрических чертежей, использование буквенных обозначений.
Использование дидактической игры «Им угол Имя подарил», направленной на узнавание и называние фигур. Задача на сравнение и классификацию геометрических фигур. |
|||||||||||||||||||||||||
6. Физкультминутка.
|
Снятие напряжения |
Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парты сесть опять. |
Выполняют движения. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||
7. Открытие нового знания (продолжение). |
Выполнение практической работы по нахождению прямого угла, построению прямого угла с помощью треугольника. |
— Посмотрите, где в классе мы увидим прямые углы? — Как вы определяли это? (На глаз)
— Измеряя на глаз, мы можем ошибаться. — Раньше прямые углы определяли с помощью специального приспособления.
Страничка «Это интересно» (На доске иллюстрация прибора астролябия, который использовали для измерения углов) [слайд 13] — Подумайте, какой инструмент может нам поможет найти или построить прямой угол? (угольник) -Сейчас для этого используют линейку-угольник. — Возьмите угольник. Найдите на нём прямой угол. Покажите его. Попробуйте вложить прямой угол угольника в заштрихованный вами угол. (Покажу как это надо сделать)
Чтобы определить прямой угол или нет, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике. Учитель показывает. — С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной или тремя буквами. Практическая работа
Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка в парах. Оцените, как вы справилисьс заданием. |
Определяют прямые углы с помощью треугольника.
Строят прямые углы. Взаимопроверка в парах.
Самооценка выполненной работы |
Познавательные УУД (Общепознавательные) Коммуникативные УУД (Умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли)
Познавательные УУД (Знаково-символические, моделирование)
Познавательные УУД (моделирование)
Регулятивные УУД (Самооценка) |
Задача на выяснение геометрической формы предметов их частей. Прием сравнения.
Сведения о приборах, который использовались в древности.
Использование модели угла и чертежного инструмента (линейки-угольника). Прием наложения, сравнения. Задача на формирование измерительных навыков.
Практическая работа на построение изученной геометрической фигуры. Задача на построение. |
|||||||||||||||||||||||||
8. Повторение, включение новых знаний в систему знаний |
Применение полученных знаний на практике, развитие самостоятельности. |
Работа в парах Найдём прямые углы с помощью угольника.
Карточка 1
Найдите прямые углы с помощью угольника. Отметьте знаком).
Карточка 2
Найдите в геометрических фигурах прямые углы. Обведите номера.
— Давайте сделаем взаимопроверку.
Оцените свою работу.
— Давайте вернемся к кормушкам и побеседуем с вами о них. — Посмотрите! На какую геометрическую фигуру будет похоже дно нашей кормушки? (На прямоугольник) — Сколько прямых углов у прямоугольника? — Почему такое название получил прямоугольник? (У него все углы прямые) |
Работают по группам с заданиями на карточках, находят прямые углы.
Взаимопроверка выполненных заданий. Самооценка выполненной работы. |
Коммуникативные УУД (Планирование сотрудничества, умение слушать и слышать, управление поведением партнёра, разрешение конфликтов) Познавательные УУД (Общеучебные)
Регулятивные УУД (Контроль, самооценка)
Познавательные УУД (Общеучебные) Коммуникативные УУД (Умение слушать и слышать) |
Использование линейки-угольника для нахождения прямого угла в данных. Прием наложения. Задача на формирование измерительных навыков.
Задача на выяснение геом. формы предметов и их частей. Поиск изученной геометрической фигуры на объекте окружающей действительности. |
|||||||||||||||||||||||||
|
|
Молодцы! Справились с заданием. Оцените себя за такую трудную работу. |
|
Регулятивные УУД (Самооценка) |
|
|||||||||||||||||||||||||
10. Самостоятельная работа (тест) |
Проверить себя, как усвоены новые знания. |
А вот и голубь к нам пожаловал, принёс письмо, а в нём — тест. [слайд 13] Вам надо выбрать только один правильный ответ на вопрос и обвести в кружок букву с ответом. (Читаю задание, дети обводят правильный ответ). — Обведите правильный ответ. ТЕСТ Геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом: а) угол; б) ломаная; в) отрезок. 2. Стороны угла – это … а) отрезки; б) лучи; в) прямые. 3. Обведи номера фигур, в которых есть прямые углы.
1 2 3 4 Оцените себя. — Наши птички благодарят вас за заботу о них, им уже пора улетать… Оцените себя, как вы работали с тестом. |
Выполняют задания тестового характера индивидуально.
|
Познавательные УУД
(Общеучебные)
Регулятивные УУД (Контроль, самооценка) |
Самостоятельная работа. Используется прием наложения. Задача на формирование измерительных навыков. |
|||||||||||||||||||||||||
11. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
Способствовать формированию рефлексии. Самооценка своей работы, развитие речи, развитие умения анализировать |
-Расскажите мне о том, что вам дал сегодняшний урок математики? Продолжите предложения: · Я узнал… · Я научился… · Я понял… · Было трудно…
Посмотрите, как вы работали на протяжении всего урока и поставьте себе итоговую оценку за урок. (Оцениваю работу учащихся на уроке) |
Проводят самооценку своей деятельности на уроке, отмечают значок в индивидуальном бланке листа-самооценки. Делятся своими впечатлениями об уроке. |
Регулятивные УУД (Волевая саморегуляция)
Коммуникативные УУД (Умение выражать свои мысли) |
Проводят самооценку своей деятельности на уроке, отмечают значок в индивидуальном бланке листа-самооценки.
|
|||||||||||||||||||||||||
12. Домашнее задание |
Применение полученных знаний. |
Задание по выбору: с. 39 №7 и с. 40 № 8
|
Записывают домашнее задание. |
Личностные УУД (Самоопределение)
|
|
Анализ урока
Наданном уроке изучения нового материала использовались различные методическиеприемы, которые способствовали прочному усвоению знаний учащихся. При помощиданных приемов (описаны в правом столбце технологической карты урока)поставленная цель и задачи были полностью достигнуты.