Технологическая карта урока
2.Класс: 3 «Б» Предмет: музыка.
3. Тема урока: Русскиенародные инструменты.
4. Цель урока: закреплениетеоретических знаний пройденного материала. Углубить и продолжить накоплениезнаний о народных инструментах. Знакомство с новыми инструментами.
5.Планируемые результаты:
а)предметные:Учиться анализировать услышанную музыку; Научитьвоспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств (Пр);
б)личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, умениеслушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкальногоматериала и исполнении вокального произведения. (Л);
метапредметные:
в)познавательные: знакомство с многообразием русских народныхинструментов (П);
г) регулятивные: активизация поисковогопроцесса у детей, участвуя в коллективном обсуждении, определяя и формулироватьцель урока. (Р); д) коммуникативные: сотрудничествопедагога с учениками в форме диалога, исполнение песни хором, умениеаргументировать свое мнение, понимая взгляды других, наблюдая за музыкой. (К).
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
ФОУД |
I. Организационный момент.
|
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вера Леонидовна и сегодня урок музыки у вас проведу я. — Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. |
Приветствие.
— Внимательным
— Перебивая.
— Понятно. — Поднимать. |
Ф |
II. Закрепление знаний, полученных на прошлых уроках.
|
— А сейчас прослушайте внимательно музыку, чтобы потом ответить на вопросы. (включаю музыку русскую народную «полянка») — Ребята, как вы думаете, что это за музыка? — А как вы поняли, что это музыка русского народа? — Какие знакомые инструменты вы услышали в этой музыке? — Верно, а сегодня мы продолжим знакомиться с народными инструментами, и отправимся в мир музыкальных инструментов с одним из героев сказки. Угадайте, кто он: Слайд 2. Все девчонки и мальчишки Полюбить его успели Он – герой веселой книжки За спиной его пропеллер (Карлсон) (появятся правильный ответ и картинка). – Наш герой очень не любит быть один, и поэтому мы сегодня вместе с ним отправимся в гости и познакомим его с новыми друзьями. – Кто же его первый друг. Слайд 3 . Белый по белому Написал белым Рыжая пойдет, Белого найдет (заяц) (появятся правильный ответ и картинка). Слайд 4. Ритмизация стиха «Зайчик» Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайчик погулять Вдруг охотник выбегает Прямо в зайчика стреляет Пиф-паф – не попал Быстрый зайчик убежал. (детям предлагается прохлопать ритмический рисунок стихотворения). Слайд 5. – По дороге в гости к следующему герою проведем небольшую разминку, найдем ритм в русских народных прибаутках. — По кочкам, по кочкам, По маленьким пенечкам, В ямку – бух! Провалился петух. — Ай, тюк, тюк, тюк, Наловил дед щук. Бабка рыбку пекла. Сковородка потекла. — Там, где звучат музыкальные инструменты, обязательно есть кто-то самый главный. Карлсону необходимо с ним познакомиться. Слайд 6. Он руками машет плавно Слышит каждый инструмент Он в оркестре самый главный Он в оркестре – президент. (дирижер) (появятся правильный ответ и картинка). – Кто такой дирижер? — А сейчас давайте посмотрим отрывок из мультфильма. — В мультфильме звучала музыка, какие инструменты вы узнали? |
— Это русская народная музыка. — Подсказали звучащие в музыке инструменты. — свирель, балалайка, бубен, ложки
— Карлсон.
— Заяц.
Прохлопывают ритм.
Дети прохлопывают ритм.
— Дирижер. — Дирижер – это
Отвечают. |
Ф |
III. Изучение новой темы.
|
— Сегодня мы познакомимся с двумя похожими друг на друга, но вместе с тем разными инструментами. Отгадайте загадку про них: Слайд 7. Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А всего-то три струны Ей для музыки нужны! (Балалайка) Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Представленная информация была полезной? ДА 59.06% НЕТ 40.94% Проголосовало: 1109 Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка. (Домра) (появятся правильные ответы и картинки). Слайд 8. — Ребята посмотрите на портрет. А вы знаете кто это. (Презентация по Андрееве В. В.) Слайд 9. ….. В 1872 семья переехала в столицу. А 1875 году неожиданно умер отчим, и мать решила посвятить себя сыну. В гимназии Вася учился средне. Однако много читал, больше занимался музыкой. Три года занимался с преподавателем-скрипачом Н.В.Галкиным. В 14 лет владел 12 инструментами, «не зная ни одной ноты». В старших классах гимназии увлекся театром. Слайд 10. ….. В 1884 году на основе старинных образцов бежецкий мастер Антонов смастерил В.Андрееву первую его балалайку. Василий быстро освоил ее и решил сделать концертным инструментом. А для этого требовалось усиление звучности. Необходимо увеличить корпус инструмента, заменить передвижные перевязки постоянными ладами, чтобы рука не прыгала при игре. Андреев пришел к мастеру. Иванов заказ принял и уже к весне 1885 года, первая концертная балалайка была готова. На настоящей сцене в зале Благородного собрания в Петербурге Андреев появился лишь в 1886году. Слайд 11. ………. Андреев решает создать образцовый оркестр, который мог бы соперничать с любым другим ансамблем. Он к осени 1887 г. изготовил маленькую балалайку- пикало, альт, и балалайку-бас. Отобрал лучших учеников на каждый инструмент, и начал репетиции, организовал «Кружок любителей игры на балалайке» ( 8 музыкантов). Наконец Андреев объявил, что оркестр «звучит». СЛАЙД 12,13,14,15. Слайд 16 . — Чем похожи балалайка и домра, а в чем их отличие? — А вы знаете как на них играть? — На балалайке играют бряцанием, а на домре при помощи медиатора. Слушание произведения «Во саду ли, в огороде»
|
— Балалайка.
— Домра.
— Нет (да)
— Балалайка является истинно русско-народным инструментом, домра же является не только русским, но и украинским народным инструментом. — Балалайка имеет закругленно-треугольную форму, домра имеет полусферический круглый корпус. — У балалайки всегда 3 струны, домра может быть 4-х струнной. У балалайки звук более звонкий и мягкий. — В основном на домре играют с помощью медиатора, на балалайке играю руками.
|
Ф |
IV. Закрепление знаний, полученных на этом уроке и ранее. V. Физкультминутка.
|
Слайд 17. — Найдите лишние слова, не связанные с теми музыкальными инструментами, с которыми познакомились на уроке: (по щелчкам лишние слова будут исчезать, так дети проверят свои ответы). Струны Народные инструменты (Смычок) Дирижёр Корпус (Танцоры) (Клавиши) Оркестр Гриф Музыканты Слайд 18. — Кто же следующий друг у Карлсона? Кто гантели поднимает, Дальше всех ядро бросает? Быстро бегает, метко стреляет, Как одним словом их всех называют? (спортсмен) (появятся правильный ответ и картинка). Физкультминутка (исполнение зарядки под музыку) — Сейчас отправляемся с Карлсоном к следующему другу. Кто это? Слайд 19. Эта птица хоть куда! Не летает никогда. Только бегает, как ветер, Знают птицу все на свете. (страус) (появятся правильный ответ и картинка). Прослушивание песни «Желтый страусенок» Слайд 20. Составление словосочетаний. |
— Спортсмен.
— Страус. |
Ф |
Обобщение. |
— Ребята, что мы сегодня с вами делали на уроке? — Что нового вы для себя узнали? — Так в чем различие балалайки от домры?
|
|
Ф |
Рефлексия. |
— На этом наш урок окончен, до свидания. |
|
Ф |
ФОУД(формы организации учебной деятельности: И — индивидуальная, Г — групповая, П —работа в паре, Ф — фронтальная).