Русский язык, 5класс
Темаурока: Правописание ё — о после шипящих в корнеслова.
Конспектурока по обновлённым ФГОС
Типурока: изучение нового материала
I. Цели и задачи занятия
Цель: совершенствованиемыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных уменийсравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации,установления определенных закономерностей и правил, конкретизации и т.п. впроцессе изучения русского языка.
Задачи:
1.Научиться выявлять, характеризовать и сравниватьорфограммы в корне слова
2.Научиться анализировать:орфограммы в корне слова, условия выбора нужной буквы
3.Научиться синтезировать и обобщать теоретическуюинформацию об основных признаках морфем , отрабатывать навыки морфемного разбора.
4.Научиться классифицироватьорфограммы в корне слова
II.Планируемые результаты урока
Личностные:
— проявление интереса кпознанию русского языка; формирование ценностного отношения к природе.
Метапредметныерезультаты:
1. Овладениеуниверсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия
— выявлять и характеризовать существенные признакиязыковых единиц, языковых явлений и процессов;
-устанавливать существенный признак классификацииязыковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критериипроводимого анализа;
— классифицировать языковые единицы по существенномупризнаку.
— находить, преобразовывать и передавать информацию;
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательскийинструмент познания в языковом образовании;
— использовать современные телекоммуникационныетехнологии.
Предметныерезультаты
Морфемика..Орфография
Характеризовать морфему как минимальную значимуюединицу языка. Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс,окончание), выделять основу слова. Находить чередование звуков в морфемах.
Правописание ё — о после шипящих в корне слова. знать правило написания букв Е-0 послешипящих в корне; слова-исключения; написаниями после шипящих в безударномположении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой;графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова снепроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.
Этапы урока.
1. Мотивационно-целевой этап
Приветствие.В рабочей тетради записываем число, классная работа.
Какой гласный звук слышится в корне под ударением после шипящего?Какая буква пишется в этом случае?
Учитель: Ребята, посмотрите на эти слова,особенности их написания и произношения. Давайте сформулируем тему урока.
II. Целеполагание.
Учитель: Ребята, что такоеорфограмма?
Ученики: Место в слове, где можнодопустить ошибку.
Это правильный выбор буквы.
Учитель: Какие буквы сегодня будемвыбирать?
Ученики: О – Ё
Учитель: Посмотрите внимательно натему урока и скажите, каково место этих букв?
Ученики: 1.ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Щ, Ш,Ч) 2. В КОРНЕ
Учитель: А теперь, исходя из темы,сформулируйте задачи урока. Что вы хотите узнать? Чему научиться? Зачем выпришли на урок?
Ученики: 1.узнать, когда послешипящих в корне слова пишется О, а когда Ё, от чего это зависитнаучитьсявидеть орфограмму, объяснять её, правильно писать.
III.Актуализация знаний.
Наблюдение надлингвистическим материалом. Проблемнаяситуация.
Учитель: перед вами слова ЗАЙЧОНОК,ВРАЧОМ, СТЕРЕЖЁТ, МЕДВЕЖОНОК, БЕРЕЖЁТ, ПЛАЩОМ. Относятся ли они к сегодняшнейорфограмме? Сравните их со словами из учебника.
Ученики: Хотя в этих словах естьорфограмма О-Ё после шипящих (пункт1-место орфограммы), но она не в корне, а всуффиксе или окончании. Следовательно, эти слова относятся к другой орфограмме.
Учитель: Молодцы. С этим правилом мыпознакомимся позже, но, кому интересно, может поискать ответ, почему в словах Оили Ё, к следующему уроку.
Разминка.
Учитель: Объедините пары и найдитеобщее.
Ученики быстро находят пары, аргументируют, находя как можнобольше схожего. Задача: повторить грамматическое значение окончаний исловообразовательное значение суффиксов. Например:
- ЗАЙЧОНОК – МЕДВЕЖОНОК – общее: оба слова сущ., одушевленные, нарицательные, м.р., 2 скл.; суффикс «ОНОК» имеет словообразовательное значение «ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ»; нулевое окончание указывает на грамматическое значение « И.п., ед.ч.»
- ВРАЧОМ-ПЛАЩОМ – общее: оба слова сущ., нарицательные, м.р., 2 скл., окончание «ОМ» указывает на грамматическое значение « Т.п., ед.ч.».
- БЕРЕЖЁТ – СТЕРЕЖЁТ – общее: оба слова гл. наст. вр., по окончанию «ЁТ» сразу видно, что перед нами глагол 3 лица, ед. ч.,1 спр.
Проблемный вопрос.
Учитель: Хорошо, но, друзья, можетбыть, кто-то догадался , почему в окончаниях глаголов после шипящих Ё, а не О?
Ученики: Если вспомнить личныеокончания глаголов, то у глаголов нет окончания «ОТ», значит, выбора между О-Ёпросто нет – в таких случаях следует писать только Ё.
Учитель: Молодцы. Небольшаязаметка: во всех глаголах и отглагольных словах после шипящих О никогда непишется! Это заметка на будущее, а теперь обратимся непосредственно к нашейтеме.
IV.Изучение новой темы.
Работа с таблицей. Наблюдение над лингвистическим материалом.Исследование.
Учитель: Посмотрите на слова втаблице. Прочитаем вместе. Какой звук слышится на месте пропущенных букв?
Ученики: Звук О слышится во всехсловах таблицы.
Учитель: Почему же словараспределены на 2 колонки?
Ученики: То, что слышим, и то, чтопишем, очень часто не совпадает – в одном столбике пишется – Ё, в другом – О.
Учитель: Перепишите таблицу так же,как у меня, подумайте и ответьте на вопрос:
Проблемная ситуация.
Это нужные для сегодняшней орфограммы слова?
Ж…РДОЧКА |
КРЫЖ…ВНИК |
Ученики: Да, эти слова нам подходят,потому что орфограмма
- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Щ, Ш, Ч)
- В КОРНЕ
Учитель: Докажите, прописывая рядомоднокоренные слова с буквой Е после шипящей, выделяя корень, подчёркивая местоорфограммы.
Ученики по желанию выходят к доске и заполняют таблицу, вставляяпропущенные буквы, при этом продолжают оформлять таблицу тетради, котораятеперь выглядит таким образом:
Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512
|
|
Ж … РДОЧКА – ЖЕРДЬ |
КРЫЖ … ВНИК |
|
Учитель: Ребята, догадались, в какомстолбике – Ё после шипящих в корне, а в каком – О?
Ученики, наблюдая над записью, дают правильный ответ.
Ё |
О |
Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬ |
КРЫЖ О ВНИК |
|
Учитель: Хорошо. Так от чего жезависит О или Ё? Аргументируйте своё предположение.
Ученики: ГИПОТЕЗА:Судя по записи в таблице, слово с Ё можно проверить однокоренным словом сбуквой Е, а слово с О нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.
Учитель: Какое умение нужно иметьученику, чтобы правильно написать?
Ученики: Ученик должен уметьправильно подбирать однокоренные слова.
Учитель: Ваша гипотеза верна.Запишем вывод в 3-ю строку таблицы.
Ё |
О |
Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬ |
КРЫЖ О ВНИК |
Можно проверить однокоренным словом с буквой Е. |
Нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е. |
Учитель: Хорошо. А теперь обобщитеинформацию и сформулируйте правило, не забудьте указать место орфограммы.
Ученики сами выводят правило: после шипящих в корне словапишем Ё, если слово можно проверить однокоренным словом с буквой Е, послешипящих в корне слова пишем О, если слово нельзя проверить однокоренным словомс буквой Е.
Учитель: Хочу подарить вам считалку,в которой присутствуют слова только с О после шипящей.
Считалка: ШОРОХ, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА, ШОВ, КРЫЖОВНИК и ОБЖОРА,ШОКОЛАД, ШОССЕ, ЖОНГЛЁР, ТРЕЩОТКА, ШОРНИК и ШОФЁР, МАЖОРНЫЙ, ШОРТЫ, КАПЮШОН.
Учитель: Какое слово вам незнакомо? (шорник,мажорный- ищем значение в словаре)
А какое слово для вас неприятное? (обжора).
Как вы понимаете значение этого слова?
Почему плохо быть обжорой?
Как надо относиться к пище? (разумно, рачительно, экономно,уважительно).
Что такое продукты питания?.(природный ресурс, растёт, зреет,выращивается.)
Как нужно относится к природе и её ресурсам? (бережно, экономно,уважительно, с любовью)
V. Закрепление.
Распределительный диктант.
Учитель предлагает карточки со словами на данную орфограмму всоставе словосочетаний, дети выбирают нужные слова и распределяют по колонкам.За закрытой доской работают 2 ученика – один выписывает слова с Ё, другой с О,остальные – каждый индивидуально в рабочей тетради.
Карточка №1 с заданием: распределитеслова по столбикам, объясняя условия выбора орфограммы.
Ж…лтый капюш…н, ш…лковые ш…рты, деш…вая расч…ска, ч…рствыйш…колад, ж…сткая щ…тка, заш…л за реш…тку, ч…порный ж…кей.
Учитель: значение каких слов вам непонятно?
Индивидуальное задание №1.
Ученик рассказывает о лексическом значении слов «чопорный»,«жокей». Связаны ли по смыслу слова в данном словосочетании? Посмотрите ещё разна карточки. В каком словосочетании нарушена лексическая сочетаемость слов?
Ученики: в словосочетании «чёрствыйшоколад», потому что чёрствым может быть хлеб, булочка (мучное изделие) иличеловек. Здесь следовало употребить «твёрдый шоколад».
Проверка: ученики, работающие у доски,показывают свою работу, комментируют, остальные меняются тетрадями и проверяютработу соседа по парте.
Запись выглядит примерно так, причём условия выбора орфограммыобязательно объясняются не только устно, но и графически.
Ё |
О |
Жёлтый – желтеть |
Капюшон |
Учитель: поиграем в «третий лишний». Выявите лишние в рядуслова. Объясните свой выбор.
1. Ч…рточка, ш…к, щ,,тка.
- Ч…лка, пч…лы, ш…рты.
- Щ…ки, ж…лудь, постриж…шь.
Учитель: Сегодня мы работали с орфограммой в слове, всловосочетании, а сейчас поработаем с предложениями. Это загадки. Я предлагаюих отгадать. Дети устно объясняют буквы и дают свои ответы.
Карточка №2
- Ш…л долговяз, во сыру землю увяз. (дождь)
- Ч…рные, кривые, от рожденья все немые; встанут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)
- Наведёт стеклянный глаз, щ…лкнет раз – и помним вас. (фотограф)
Самостоятельная работа.
Учитель: Перед вами текст. Докажите. Определите тип, стиль речи.Придумайте название.
Карточка №3. Вставьте пропущенныебуквы, запятые. Объясните. Продолжите текст 2-3 предложениями.
Щ…лкнул выключатель заж…гся свет и окно стало ч…рным. Исчезлиоч…ртания деревьев слышался только шум идущих по ш…ссе машин.
Но скоро и он стихнет. Опустится ночь с её осторожными ш…рохами и невнятнымш…потом. Всё вокруг постепенно засыпает. Птицы, деревья, облака. Хочется …
Учитель: Послушаем получившиеся тексты. О чём получились вашитектсы? (о наступающей ночи, об изменениях в природе.)
Каким должно быть отношение к природе? Свой ответаргументируйте. приведите примеры из своего опыта или прочитанного.
Каково ваше отношение к природе?
В чём оно проявляется?
Ребята давайте попробуем вместе пройти тест на нашу новуюорфограмму на сайте РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/416/
VI.Рефлексия.
Карточка №4
Ученики заполняют карточку, затем зачитывают предложения.Учитель опрашивает многих.
- Сегодня на уроке я узнал новое о …
- Мне было интересно узнать …
- Мне захотелось …
- Я не понял …
- Я почувствовал …
- Я впервые …
- Я оцениваю свою работу на уроке на …
Учитель: оценивает работу учащихся на уроке.
VII.Домашнее задание.
все – выучить изученную орфограмму;
по выбору – 1) составить игру «третий лишний» по изученнойорфограмме,
2) нарисовать рисунок с изображением новых для вас слов илисочинить текст, используя как можно больше слов с орфограммой «Буквы О – Ёпосле шипящих в корне».
Учитель: Спасибо за урок!
