X-PDF

Конспект урока по обществознанию 1 курс по теме «Духовный мир личности»

Поделиться статьей

Конспект урока по обществознанию

1 курс по теме «Духовный мир личности»

 

Цель: 

сформироватьпредставление обучающихся о духовном мире личности как важнейшей ценности;

актуализироватьличностный смысл обучающихся к изучению новой темы;

создатьсодержательные и организационные условия для развития у обучающихсякритического мышления.

 

Задачи урока:

 познакомить с понятием духовногомира личности, показать его связь с формированием пирамиды ценностей;

 воспитывать гуманизм, уважение кобщечеловеческим ценностям, способствовать формированию активной жизненнойпозиции;

развивать умение выполнять тесты,анализировать статистический материал, вести дискуссию, аргументироватьсобственную позицию.

 

Основные понятия: духовный мир, духовность,мировоззрение, категорический императив.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методическое оснащение урока: высказывания о духовном миреличности, учебник обществознания для 10 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова,раздаточный материал.

 

План урока:

1.  Организационныймомент (мотивация).

2.  Проверказнаний по пройденной теме (тестирование)

3.  Актуализациязнаний и целеполагание.

4.  Изучениенового материала.

5.  Первичноезакрепление.

6.  Систематизацияи обобщение новых знаний, подведение итогов.

7.  Организациядомашнего задания.

8.  Рефлексия.

Ход урока:

 

1.     Организационныймомент

 

Вступительная беседа: — На данном учебном занятии нам предстоятсерьезные разговоры по теме, к которой мы все имеем отношение, но для началавспомните: Какую сферу жизни общества вы изучали на последних уроках? (духовную)

— Что включает в себя духовная сфера жизниобщества? (науку, образование, религию. искусство)

 

2.     Проверказнаний по пройденной теме

 

Давайтевспомним более подробно, что мы изучали на прошлом занятии и ответим навопросы:

1.     Что такоедуховная культура и какие компоненты она включает?

2.      Какие ценности включаетдуховная культура современного общества?

3.      Какие особенностихарактеризуют различные типы культуры?

4.      Что какое субкультура?Приведите конкретный пример.

5.      Как различные культурывзаимодействуют в современном обществе?

 

3.      Актуализация знаний ицелеполагание

 

Нам предстоит найти ответы наследующие вопросы:

·        Чем духовныйчеловек отличается от бездуховного?

·        Есть ликормчий у корабля по имени «личность»?

·        Есть ли люди,не имеющие мировоззрения?

 

Эпиграфомнашего занятия станут слова Л.Н. Толстого

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимееот судьбы, и наоборот».

 

4.      Изучение нового материала

 

Человек как духовное существо.

 

Ф.М. Достоевский писал: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться вчеловека… ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Малотого: мыслители провозглашают общие законы, т. е. такие правила, что все вдругсделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Даесли б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились быникакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине инепрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».

— Как вы понимаете слова писателя?

Мытолько что пришли к выводу о том, что всю свою жизнь человек неустанно работаетнад своим духовным миром.

— Что же включает в себя духовный мир человека?

ДУХОВНОСТЬ

БЕЗДУХОВНОСТЬ

Исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Согласно современным философским взглядам, человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

 

Давайтес вами запишем определение ДУХОВНОСТЬ

Духовные ориентиры личности

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

 

Работа сматериалом учебника (Духовные ориентиры личности)

 

Составление блок-схемы на доске

 

 

 

 Духовные ориентиры личности сложная система, элементыкоторой:

1) духовныепотребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствамикультуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениямикультуры;

2) знания оприроде, обществе, человеке, самом себе;

3) вера вистинность тех убеждений, которые разделяет человек;

4) представления;

5) убеждения, определяющиечеловеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащиев основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл егодеятельности, отражающие его идеалы;

7) способности ктем или иным формам социальной деятельности;

8) чувстваи эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

9) цели, которыеон сознательно ставит перед собой.

Духовныймир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает вобщество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который емупредстоит в жизни.

Выступлениеобучающегося с защитой проекта «Духовные ориентиры личности моего любимогоперсонажа (постраницам русской классики)»

    Мировоззрение и его роль в жизни человека

 Важнымэлементом духовного мира человека является его мировоззрение

Каквы понимаете, что такое мировоззрение?

 — Давайте запишем определение.

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке,находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы,общества.  

— А сейчас нам предстоит разобратьсяс типами мировоззрения.

Давайте вспомним Чичикова ( Н.В. Гоголь «Мёртвыедуши»), Ивана Флягина     ( Н.С.Лесков « Очарованный странник»),  профессораПреображенского (М.Булгаков «Собачье сердце»). У них одинаковый типмировоззрения?

1) Обыденное (илижитейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается наличный опыт;

2) Научное. Оноформируется на основе достижений современной науки, отражает научную картинумира, результаты современного научного познания;

3) Религиозное. Вего основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

 

Составление блок-схемы на доске

-В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека? (обсуждениевопроса)

·      Даёт ориентиры и цели впрактической и теоретической деятельности.

·     Позволяетпонять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методамипознания и деятельности.

·     Даётвозможность определить истинные ценности жизни и культуры, отличатьдействительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

 

5.      Первичное закрепление

 

1.Человек – кузнец своей судьбы, а судьба в огромной степени зависит от духовногобогатства личности.   

-Почему же бездуховность – катастрофа для человека и общества?

2.Прочитайте притчу и определите: лёгок или труден путь к духовности?

«ОднаждыСократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия.Увидевший это владелец увеселительного заведении я спросил у философа:

-Сократ,что ты так стараешься? Стоит мне только поманить твоих учеников, как онигурьбой пойдут ко мне.

Начто Сократ ответил:

-Конечно,потому что ты зовёшь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания».

3.Используя слова, дополните модель духовной личности: способности,мировоззрение, убеждение, потребности, ценностные ориентации, характер,темперамент, задатки, культурный диапазон.

4.От чего зависит формирование духовного мира человека?

(отценностей общества, особенностей времени, образования, семьи, ценностныхориентаций)

6.     Систематизацияи обобщение новых знаний, подведение итогов

 

Духовнаяжизнь — это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубокимсмыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянногообогащения путём общения и особенно путём обращения к произведениям русских изарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественнойи мировой художественной литературы, музыки, живописи.

Нравственноесамовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализациюнравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел ипротивостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственноесамосовершенствование.

Нашевремя позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Носледует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровнежитейских забот и не даёт ему достаточных оснований для ориентации в сложном ибыстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению,помогает ему жить.

7.      Организация домашнего задания

 

Домашнее задание: § 11 Ответы на вопросы и выполнениезаданий параграфа по желанию эссе «Мои духовные ориентиры»

8.      Рефлексия

 

Закончитьпредложения:

• Мне былоинтересно …

• Я узнал, что …

• Я понял, что …

• Вспомните, каквы работали на занятии.

• Какие ощущениябыли у вас на занятии?

• С какимиощущениями вы пойдете домой?

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет