Конспект урока по окружающемумиру
«Звездное небо зимой»
Цельдеятельности учителя: знакомство с картой звездного неба зимой.
Планируемыерезультаты:
Предметные:
· знать о созвездиях: МалойМедведицы и Ориона, о Полярной звезде и звезде Сириус
· уметь находить на звёздномнебе зимой ковши Большой и Малой Медведицы, Полярную звезду и звезду Сириус;
· применять освоенные на уроке способы поиска звёзди созвездий.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: открытиенового знания
Оборудование: Учебник — Окружающий мир: 2 класс, 2 часть, А.А.Плешаков. Перспектива. «Просвещение» 2014; Презентация в формате PowerPoint, втулки,фонарики, листочки с проделанными дырочками для опыта, раздаточный материал.
Этапсамоопределения к деятельности.
— Ребята, у нас сегодня гости на уроке. Давайте,поздороваемся с ними и начнём урок. Пожелаем себе удачи и друг другу успехов.(Потираем ладони, хлопаем в ладоши друг друга).
Актуализациязнаний и мотивация
Словесный: беседа.
-С чего мы обычно начинаем урок?
-Да, верно, с повторения.
Демонстрациякартины Ван Гога «Звёздная ночь» (1889г.) и портрета художника.
-Что мы видим на картине великого художника Ван Гога?
-Правильно, звёздное небо.
Вовсе времена люди смотрели в небо и изучали звёзды. А мыс вами знакомились со звёздным небом? Когда? (Да,осенью).
-Что мы узнали о звёздном небе осенью?
-Правильно, о том, что люди распределили звёзды в созвездия.
-А что такое созвездие?
-Да, это фигура из звёзд, объединённая общим названием.
— Как позже стали называть созвездия? (Участки звёздного неба)
— Какие созвездия мы узнали осенью? (Большая и Малая Медведицы, Лебедь)
— Расскажите о созвездии Лебедь. (Дети рассказывают.)
Лебедь — это очень заметное созвездие, расположенное всеверном небе. Его элементы напоминают клюв, распростёртые крылья и хвостлебедя. В хвосте располагается яркая звезда Денеб.
— Как вы думаете, почему о созвездии Лебедь мы говорилиосенью?
— Значит, созвездие Лебедь чётко мы можем увидеть в ночном небетолько летом и осенью. В нашем, северном полушарии мы можем наблюдать круглыйгод, но зимой и весной не так чётко.
Постановкаучебной задачи.
Словесный: беседа.
Наглядный:презентация.
У каждого ученика на парте карта Большой и Малой Медведиц.
— Вот такое расположениесозвездий Большая Медведица и Малая Медведица было осенью. Поверните своюкарточку набок. (на 90*).
Вот так теперь, зимой распложены эти созвездия.
-Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
-Да, правильно, тема нашего урока «Звёздное небо зимой».
-Проставьте цель на урок.
Цель: 1) Узнать,какое небо зимой;
2) Изучить новые созвездия.
— Как вы думаете, с чего мы начнём изучать звёздное небозимой?
— Конечно, с созвездия Большая Медведица.
Открытиенового знания
Словесный: беседа.
Наглядный:презентация; практическая работа (опыты).
-Посмотрите на экран.
-Почему расположение Большой Медведицы изменилось?
(Потомучто Земля вращается вокруг Солнца)
— Язаметила вот что интересное: вечером Б. Медведица располагалась именно так. Аутром она находилась совсем в другом месте. Почему?
(Потому, что Земля вращается вокруг своей оси).
Практическая работа.
— Вспомните, сколько звездсоставляют ковш Большой Медведицы.
— Как вы думаете, по какой звезде сверяютпуть корабли? (По Полярной)
-Почему?(Полярная звезда давно известна человеку. Это яркая неподвижнаязвезда. Она постоянно находится на севере, показывая направление.)
-Чтомореплаватели и другие путешественники раньше находили по Полярной звезде? (Направлениена север).
-Адавайте мы тоже попробуем определить по Полярной звезде направление на север.
Опыт,практическая работа.
Укаждой группы детей на столе втулка, фонарик, листочек бумаги с проделаннымидырочками. Дети собирают «конструкцию»: ставят фонарик, включают его, фонариквставляют во втулку, сверху кладут листочек с дырочками по созвездиям.Выключается свет, и на потолке появляются изображения созвездий БольшаяМедведица, Малая Медведица.
-Найдите созвездие Большая Медведица.
-А теперь Малую Медведицу.
-В какой части ковша Малой Медведицы находится Полярная звезда?
(Онанаходится в конце «ручки» Малого Ковша).
-Встаньтелицом к звезде и определите направление на север.
-Как определить другие стороны горизонта?
— Еслисмотреть на Полярную звезду, то в какой стороне будет запад?
— Восток?
-Юг?
Свет вклассе включается.
-Какие созвездия ещё вы знаете? (Дракон и др.)
-Расскажите о созвездии Дракон.
(Если верить мифам, на небе животное появилось, потому чтопреданно служило и защищало сокровища.
Одно из самых длинных созвездий в Северном полушариипредставляет собой изломанную линию, напоминающую огромного змея или дракона.Одна сторона протяженной изгибающейся линии оканчивается острым хвостом, авторая больше похожа на четырехугольную голову.)
-Сколько созвездий на карте звёздного неба? (88)
-Сегодня мы познакомимся ещё с одним созвездием.
-Если встать спиной к Большой и Малой Медведицам, то на противоположной стороненеба мы увидим самое красивое созвездие зимнего неба – Орион. В расположенииего ярких звезд угадывается фигура охотника.
Просмотр фрагмента измультфильма.
Практическая работа.Нахождение на потолке созвездия Орион (3-я группа показывает созвездие привыключенном свете.
Нахождениезвезды Сириус.
Еслипродлить к горизонту линию, соединяющую звезды пояса, то она укажет на оченьяркую звезду. Это и будет Сириус! Это самая яркая звезда на звёздном небе. Впереводе с греческого слово «Сириус» обозначает «блестящая».
Опыт,практическая работа.
ПервичноеЗакрепление во внешней речи
Словесный:беседа.
Практический: работас тестами.
Наглядный: презентация.
Самостоятельнаяработа. Работа в группах. Каждой группе раздаются карточки с вопросами. В ходепроверки за правильный ответ группе даётся звёздочка.
1. Чтоназывают «созвездием» современные учёные?
а) фигуры иззвёзд б) участки звёздного неба
2.
![]() |
Какаязвезда отмечена на схеме знаком вопроса?
А) Солнце Б) Полярная звезда В)Сириус Г) Денеб
2.Чем интересна Полярная звезда?
А)Это самая яркая звезда на небе.
Б)Это одна из звёзд пояса Ориона.
В)Это звезда, которая указывает направление на север.
3.Отметьсозвездие Малая Медведица.
А) Б)
4.Определи, о каком созвездии идёт речь.
Одно из самыхкрасивых созвездий зимнего неба. Название оно получило по имени охотника издревнегреческих мифов. Созвездие называется — ________________________.
5.Полярная звезда всегда находится…
а) на юге б) на западе в) на севере г) на востоке
6. Вкакой части ковша Малой Медведицы находится Полярная Звезда?
Ответ:_________________________________
7.Звезда Сириус находится в созвездии
а)Малая Медведица б) Большая Медведица в) Орион г) Большой Пёс
8.Звезда Сириус находится в созвездии
а)Малая Медведица
б)Большая Медведица
в)Орион
г)Большой Пёс
Послеподведения итогов представитель из каждой команды выходит к доске и вместевыкладывают из своих звёздочек созвездие Орион и звезду Сириус.
Рефлексиядеятельности
Словесный: самоанализ.
-Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги.
-Давайтевспомним:
-Какаятема нашего урока?
-Какиесозвездия и звезды мы сегодня изучали?
—Мыдобились поставленных целей?
-Хорошо.
Запишитедомашнее задание: в учебнике стр. 16-19, отвечать на вопросы на стр. 19.
Демонстрация картины Ван Гога «Звёзднаяночь над Роной» (1888г.)
— Давайте посмотрим на картину Ван Гога «Звёздная ночь над Роной».
— Можете угадать, какое созвездиеизобразил художник в своей картине?
— Спасибо за урок. Если урокпонравился, давайте похлопаем себе.
Вопросы для групп.
Что называют «созвездием» современныеучёные?
а) фигуры из звёзд б) участкизвёздного неба
![]() |
Какаязвезда отмечена на схеме знаком вопроса?
а)Солнце б) Полярная звезда в) Сириус г) Денеб
Чеминтересна Полярная звезда?
а)Это самая яркая звезда на небе.
б)Это одна из звёзд пояса Ориона.
в)Это звезда, которая указывает направление на север.
Отметьсозвездие Малая Медведица.
а) б)
Определи,о каком созвездии идёт речь.
Одно из самыхкрасивых созвездий зимнего неба. Название оно получило по имени охотника издревнегреческих мифов. Созвездие называется — ________________________.
Полярнаязвезда всегда находится…
а)на юге б) на западе в) на севере г) на востоке
В какой части ковша Малой Медведицынаходится Полярная Звезда?
Ответ:___________________________________________
ЗвездаСириус находится в созвездии
а)Малая Медведица
б)Большая Медведица
в)Орион
г)Большой Пёс
