КОНСПЕКТ УРОКА
Класс:4
УМК:«Школа России»
Тема:Петр Великий
Типурока: «открытие» новых знаний
Видурока: беседа
Цель:формированиепредставлений учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
Задачи:
Образовательная:
—Познакомитьсс жизнью Петра I
-Узнатьоб эпохе правления Петра I, егопреобразованиях
-Выяснитьроль преобразований Петра Iвистории России
Развивающая:
-Развиватьмыслительные операции на основе выполнения заданий на анализ
-Развиватьустную речь на основе составления развернутых ответов
Воспитательная:
-Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий;
-Воспитыватьчувство гордости за нашу Родину на основе знакомства с жизнью ипреобразованиями Петра I
Планируемыерезультаты:
Предметные:
П-1.Иметьпредставления о жизни Петра I
П-2.Знатьо преобразованиях Петра Великого
П-3.Знатьдату основания Санкт — Петербурга и его достопримечательности
П-4.Пониматьроль преобразований Петра Iв истории России
Метапредметные:
Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать своерабочее;
Р-2.Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника;
Р-3.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Коммуникативные:
К-1.Участвовать в диалоге, слушать и понимать других,
К-2.Оформлять свои мысли в устной форме;
К-3.Уметь отвечать на вопросы учителя;
К-4.Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, бытьготовым корректировать свою точку
Познавательные:
Позн-1.Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник,свой жизненный опыт иинформацию, полученную на уроке;
Позн-2.Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в видетекста, иллюстраций;
Позн-3.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного спомощью учителя.
Личностные:
Л-1.Воспитывается чувство гордости за Родину
Л-2.Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
Л-3.Высказывать своё отношение к происходящему,выражатьсвои эмоции.
Л-4.Формируется интерес к истории России
Оборудование:учебник, ИКТ, наглядный материал.
№ этапа, название |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||||||||||||||||||
1. Организационный этап |
-Здравствуйте, ребята.Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку. У вас на партах должен лежать пенал, учебник, дневник. Я желаю вам отличного настроения и успехов на уроке. Присаживайтесь. |
— Приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку, садятся.
|
Р-1, К-1 |
||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний |
-Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание. -Посмотрите на слайд, что объединяет этих людей? (Слайд) -Прошли столетия и все эти имена помнит история. Почему? -Все эти исторические личности знамениты, потому что оставили яркий след в истории и за свою деятельность народ дал им свои имена. -У вас на партах лежат карточки с заданием. В левом столбике написаны имена князей и царей, а в правом столбике то, как их называли в народе. Работая в паре, вам нужно соединить имя и название в народе. Будьте внимательны. Карточка
-Кто выполнил задание, тихо сидят и ждут всех -Кто прочитает, какие ответы получились? (Учитель спрашивает одного ученика): прочитай, какое имя осталось лишним? Поднимите руку, у кого получилось по-другому. (Слайд с правильными ответами) ребят, у вас наверное возникло затруднение, ведь одно имя осталось лишним. какое? -Ребята, а как звали в народе Петра I? -В народе царя Петра I звали Великий. Как вы думаете, почему его так прозвали? -Перед вами портрет Петра I. Что вы уже знаете о нем? (Слайд) -А что вы хотели бы узнать о Петре I? -Кто догадался, какова тема нашего урока? -Какую цель поставим на урок? |
-Это князья и цари.
-Ответы детей
-Слушают учителя
-Работая в паре, выполняют задание на карточке
-Один ученик читает ответы. Проверяют правильность выполнения задания, при необходимости корректируют ответ ученика. Лишнее имя- Петр I. -Ответы детей -Ответы детей. Потому что многое сделал для государства. -Высказывания детей.
-Когда и где родился, чем прославился, что сделал для страны и др. -Петр Великий -Познакомиться с жизнью Петра I, узнать, что он сделал для государства. |
|
||||||||||||||||||||
3.Первичное восприятие нового материала |
-Ребята, а сейчас будете работать в парах. На каждую парту я раздам карточки с заданиями. У каждого ряда свое задание. Вам нужно подготовить сообщение, ответив на вопросы в карточке. На листочек записываете полные, развернутые ответы. В скобках я указала страницы, на которых вы найдете нужную информацию. После того, как подготовите сообщение, вам нужно выбрать одного человека от ряда, который будет выступать. На своем ряду вы можете помогать друг другу в поиске ответов на вопросы, но только шепотом. Если какие-то вопросы вызовут затруднения, поднимайте руку, я помогу вам. Итак, можете приступать к работе. Карточка для первого ряда: Кто такой Петр I (стр.94) 1.Во сколько лет Петр I был провозглашен царем? Назовите годы правления царя. 2.Что было одним из любимых увлечений Петра? Как назывался полк, набранный по его приказу? Во что переросла эта детская забава? 3.Почему Петр I не походил ни на одного из европейских государей? 4. Каким был царь? (Опишите черты его характера) 5.Какие предметы хорошо знал Петр I? Сколько специальностей он освоил? Что царь мог построить своими руками? 6.Прочитайте отрывок из воспоминаний Петра 1 и ответьте на вопрос: чем царь Петр I был необычен для своего времени? «Я царь, а у меня мозоли на руках. Безделья я не терплю и день мой заполнен до рассвета. В 3-4 часа утра уже присутствую на совете министров. Быстро обхожу Адмиралтейство. Там слежу за постройкой судов, а нередко и сам берусь за топор. Потом зайду домой , займусь токарным делом, которое очень люблю. В 11 часов сажусь обедать, за столом не засиживаюсь. После обеда короткое время отдыхаю, а затем посещаю мастерские, осматриваю корабли. Вечером я обычно навещаю друзей, но к себе возвращаюсь рано и ложусь спать. «Делу время, потехе-час»-люблю я говорить окружающим».
Карточка для второго ряда: Царь — преобразователь (стр. 95 — 96) 1.Какие преобразования произошли в России при Петре I ? 2.Какие новые города были основаны при Петре I ? 3.Кого пытался приохотить царь к европейским обычаям? Что Петр I им запретил? 4.Какие органы управления перестал созывать царь? 5. В каком году и кем был провозглашен Петр I? Чем стала Россия? 6.Найдите на карте (стр.92-93) города, основанные Петром I Карточка для третьего ряда: Град Петра (стр. 98-99) 1. Какой город и когда был заложен Петром I? Найдите его на карте 2.Легко ли было строить город на Неве? Докажите. 3.С какого сооружения началось строительство города. 4.Какое здание долгое время считалось самым высоким в России? Какие здания были возведены на берегу Невы? Что было построено в честь князя Александра Невского? 5.Как называется главная улица города? 6.В каком году и чем стал город на Неве?
-Кто выполнил задание, садится правильно. -Перед тем, как начать слушать ваши сообщения, давайте отдохнем и проведем физминутку: Тренируй получше плечи (Круговые вращения плечами без помощи рук) Корпус вправо, корпус влево — Надо спинку нам размять. Повороты будем делать И руками помогать. (Повороты туловища вправо и влево) На одной ноге стою, А другую подогну. (Постоять на одной ноге) А теперь попеременно Буду поднимать колени. (по очереди поднимать согнутые в коленях ноги, как можно выше) Отдохнули, посвежели Представленная информация была полезной? ДА 59.24% НЕТ 40.76% Проголосовало: 1126 И на место снова сели. (сесть за парту) —Присаживайтесь, продолжаем работу. -Итак, садимся ровно и внимательно слушаем ребят. Кто будет выступать от первого ряда? Первый ряд расскажет нам о том, кто такой Петр I. (Выступление ученика). -Первый ряд, вам есть чем дополнить сообщение? Молодец, присаживайся. -Второй ряд расскажет нам о Петре Первом, как о царе — преобразователе. Ребята, кто такой преобразователь? Как вы понимете значение этого слова? -Кто будет выступать от второго ряда? (Выступление ученика. Показывает с помощью указки города, основанные Петром- слайд). -Второй ряд, вам есть чем дополнить сообщение? Молодец, присаживайся. -Третий ряд расскажет всему классу о граде Петра. Что такое «град»? Значит, о чем будет выступление ребят? -Кто будет выступать с третьего ряда? (Выступление ученика — слайды с достопримечательностями) -Третий ряд, вам есть чем дополнить сообщение? -Вы все молодцы, вам удалось найти нужную информацию. —Ребята, так почему же Петра Iназвали в народе Великим? -Петр Первый был предан России, верил в ее огромные возможности, а поэтому, его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу. В 1721 г. за выдающиеся заслуги царю торжественно был присвоен титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей, а так называли только большие и сильные государства. |
-Слушают инструкцию учителя. Знакомятся с содержанием карточки. Выполняют задание: готовят сообщение, отвечая на вопросы. Ответы первого ряда: -Петр Iбыл провозглашен царем в 10 лет. Правил с 1682 по 1725 год. -Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи» (игры). Поэтому, полк, набранный по его приказу, назвали «потешным». Детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками -Петр I не походил ни на одного из европейских государей, т.к. даже во время путешествия в Европу он трудился плотником на верхвяхГолландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. А царь — простой мастеровой — было в диковинку. -Царь был неутомимым, волевым, деятельностным, энергичным. Все хотел постичь сам. Петр не любил, когда шли наперекор его воле. -Петр Iхорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Он освоил 14 специальностей. Могу своими руками построить корабль -Ответы детей. Для своего времени царь Петр I был необычен тем, что он постоянно трудился, не мог бездельничать. Был мастеровым: строил суда, любил заниматься токарным делом
Ответы второго ряда: -Петр I ввел новый календарь, упростил азбуку — кириллицу, открыл новые типографии, выпустил первую печатную газету, основал первый музей — Кунтскамеру, первую доступную всем библиотеку, подписал указ о создании академии наук. В России появился морской флот, возникли новые заводы и города. -При Петре I были основаны новые города — Санкт -Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург. -Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных граждан к европейским обычаям. Петр I запретил знатным людям носить бороду и русское платье. -Царь перестал созывать Боярскую думу и Земские соборы. -В 1721 году Петр Iбыл провозглашен императором. Россия стала империей. Ответы для третьего ряда: -16 мая 1703 года, в устье Невы, был заложен град Петров — Санкт -Петербург -Город не легко было строить, он создавался тяжким трудом людей. Болотистая местность была малопригодна для житья. От голода, холода и непосильного труда погибли тысячи людей. -Строительство города началось с сооружения Петропавловской крепости -Пр Петре I было начато строительство Петропавловского собора, который долгое время считался самым высоким зданием в России. На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов. В честь князя Александра Невского была выстроена Александро-Невская лавра. -Главная улица Петербурга — Невский проспект. -В 1713 году город на Неве стал столицей России
-Повторяют движения за учителем
-Выступает один ученик от первого ряда
-Ученики могут дополнить сообщение выступающего -Преобразователь — тот, кто коренным образом изменяет, преобразует что-либо.
-Выступает один ученик от второго ряда
-При необходимости ученики дополняют сообщение -Град — город. Выступление о городе, который постоил Петр
—Выступает один ученик от третьего ряда
-При необходимости ученики дополняют сообщение
-Ответы детей. Петр I провел много преобразований в России. Был простым мастеровым, не могу сидеть без дела
-Слушают учителя |
П-1,2,3,4, Р-2, К-1,2,3,4, Позн-1,2, Л-1,2,3,4 |
||||||||||||||||||||
4.Закрепление новых знаний и способов деятельности |
-А сейчас проведем викторину. Я буду читать вопрос, кто знает ответ поднимает руку. За правильный ответ я буду давать жетон. С места не выкрикивать, спрашиваю только по поднятой руке. Викторина: -Сколько лет было Петру I, когда его провозгласили царем? -Как прозвали Петра I в народе? -Какое любимое увлечение было у Петра? -Как назывался его полк? -Чем отличался Петр Первый от европейских государей своего времени? -Какой город при Петре Великом стал столицей России? -В устье какой реки был заложен Санкт-Петербург? -Чем стала Россия при Петре I? -Что нового появилось в России при Петре I?
-С чего началось строительство города? -Что было возведено на берегу Невы? -Назовите главную улицу города. -Что Петр Первый запретил носить знатным людям? -Посчитайте количество жетонов. У кого сколько получилось? (Имя ученика) набрал (а) большее количество жетонов, поэтому, вручаю ему (ей) медаль. Ты молодец! |
-Слушают учителя
-10 -Великий -Военные игры — потехи -Потешный полк -Был простым мастеровым. Трудился плотником в верхфях, хотел сам постичь премудрости корабельного дела -Санкт — Петербург -Нева
-Империей -Новый календарь, новые типографии, печатные газеты, библиотека, музей — Кунтскамера, морской флот, новые заводы и города. -С соооружения Петропавловской крепости -здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов -Невский проспект -Бороду и русские платья
-Определяется победитель |
П-1,2,3, Р-2, К-1,2,3,4, Позн-1, Л-2 |
||||||||||||||||||||
5.Подведение итогов занятия |
-Ребята, о каком царе мы говорили сегодня на уроке? -Как Петра прозвали в народе? Почему? достигли ли мы нашей цели? -Какие преобразования произошли при Петре I?
-Преобразования Петра Первого помогли дальнейшему развитию страны. Благодаря царю, Россия стала империей, великой морской державой, сильнейшим государством в Европе. -На слайде записано предложение («Теперь я знаю, что …). Дополните его, расскажите, что нового вы узнали на уроке |
-О Петре Первом
-Великий. Потому что он многое сделал для России -Новый календарь, упрощена азбука — кириллица, новые типографии, первая печатная газета, первый музей — Кунтскамера, библиотека, подписал указ о создании академии наук, морской флот, новые заводы и города.
-Рассказывают, что узнали на уроке |
П-2,4, К-1,2,3,4, Позн-1, Л-1,2,3 |
||||||||||||||||||||
6.Информирование о домашнем задании |
-Откройте дневник и запишите домашнее задание: пересказ темы |
-Открывают дневник, записывают домашнее задание |
К-1 |
||||||||||||||||||||
7.Рефлексия |
-Ребята, поднимите вверх две руки, если вы поняли тему, довольны собой и смогли справиться со всеми заданиями. Объясни, что понравилось больше всего. -Поднимите вверх одну руку, если вы испытывали трудности, но все же справились с большинством заданий и поняли тему урока. Что было трудным? -Положите руки на парту, если вы не поняли тему, недовольны собой и не смогли справиться с заданиями. Кто по твоему мнению работал лучше всего и почему? -Вы хорошо поработали сегодня. Спасибо за урок, урок окончен, до свидания. |
-Оценивают себя и свою работу на уроке. |
К-1, Л-3 |
|