Технологическая карта урока
Предмет: Основырелигиозной культуры и светской этики.
Класс: 4
Тип урока: усвоение новыхзнаний.
Тема: «Буддийскиесимволы».
Цель:созданиеусловий для знакомства обучающихся с символами буддизма.
Задачи:
Образовательная:
— способствовать знакомствус буддийскими символами;
Развивающая:
— содействоватьразвитию способностей работать синформацией, представленной в разном виде и разнообразной форме.
Воспитательная:
— благоприятствоватьвоспитаниеверотерпимости т.е. уважительного отношения к чужой вере и ееканонам.
Оборудование:А.В.Кураев Основы юуддийской культуры 4 класс, интерактивная доска,документ-камера, LearningApps,карточки.
ХАРАКТЕРИСТИКАЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф –фрон., И- инд., П- парн., Г- групп. |
Дидактические средств а, Интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля
|
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (П-познават., Р- регулятив., К — коммуникатив.) |
Личностные |
||||||||
1.Организационныймомент. |
Создать мотивацию к включению в учебную деятельность на уроке. |
Словесный: слово учителя.
Словесный: беседа.
Словесный: беседа. |
-Здравствуйте ребята. -Проверим готовность к уроку. Нам понадобится учебник, дневник, пенал. -А для чего мы проверяем свою готовность?
-Ребята, давайте подарим частичку своего хорошего настроения. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. |
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
— Мы проверяем готовность к уроку, для того, чтобы не отвлекаться в течение урока.
Эмоциональный астрой на урок. |
Ф
Ф
Ф |
Интерактивная доска (слайд 1) |
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
|
|
|
Самоопределение. Наличие положительной мотивации к процессу обучения. |
2.Целеполагание. |
Содействовать самостоятельному определению темы, цели урока обучающимися. |
Словесный: слово учителя.
Словесный.
Словесный: слово учителя.
Словесный: беседа.
Метод «Проблемное обучение».
|
-Сегодня на уроке мы с вами будем работать с интерактивным оборудованием Давайте вспомним правила безопасности. Правила т/б: 1.Необходимо стоять на расстоянии вытянутой руки от доски. 2.Запрещается возле доски бегать, прыгать. 3.При работе на интерактивной доске запрещается сильно нажимать или царапать поверхность. 4.При работе маркерами, необходимо передавать их аккуратно. 5.Запрещается трогать провода, дергать их, самостоятельно включать и выключать оборудование. 6.Перед выполнением задания необходимо внимательно выслушать учителя.
-На наших уроках мы с вами знакомимся с основами буддийской культуры. Но с чем именно мы познакомимся на уроке, и какова будет наша тема, вы догадаетесь, если отгадаете ребус, который я для вас подготовила.
-Верно. А как вы понимаете значение этого слова?
-В толковом словаре Дмитрия Ивановича Ожегова «символ» имеет 2 значения: 1.То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. 2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины. -Ребята. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Предложите тему урока.
-А какую цель мы с вами поставим?
|
Правила т/б: 1.Необходимо стоять на расстоянии вытянутой руки от доски. 2.Запрещается возле доски бегать, прыгать. 3.При работе на интерактивной доске запрещается сильно нажимать или царапать поверхность. 4.При работе маркерами, необходимо передавать их аккуратно. 5.Запрещается трогать провода, дергать их, самостоятельно включать и выключать оборудование. 6.Перед выполнением задания необходимо внимательно выслушать учителя.
-Символ.
— Это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета.
-Буддийские символы.
-Познакомиться с буддийскими символами. |
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
К
Ф |
Интерактивная доска (слайд 2)
Интерактивная доска (слайд 3)
Интерактивная доска (слайд 4)
Интерактивная доска (слайд 5,6) |
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
|
|
К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушание и понимание речи других. Р – формулирование цели урока после предварительного обсуждения.
К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушание и понимание речи других. Р – формулирование цели урока после предварительного обсуждения.
К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушание и понимание речи других. Р – формулирование цели урока после предварительного обсуждения.
К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушание и понимание речи других. Р – формулирование цели урока после предварительного обсуждения. |
Самоопределение к обучению.
Самоопределение к обучению.
Самоопределение к обучению.
Самоопределение к обучению.
|
3.Изучение нового материала. |
Содействовать приобретению новых знаний. |
Словесный: слово учителя.
Наглядный.
Словесный: слово учителя.
Словесный: слово учителя.
Словесный: слово учителя.
Наглядный
Словесный: слово учителя.
Наглядный
Словесный: слово учителя.
Наглядный
Словесный: слово учителя.
Наглядный
Наглядный
Словесный: слово учителя.
Наглядный
Словесный: слово учителя.
Наглядный
Словесный: слово учителя.
Практический
Словесный
Практический
Практический
|
-В буддизме много символов. Главными являются: -колесо учения, -три драгоценности. -Согласно легенде, когда Будда достиг просветления, божества преподнесли ему 8 благоприятных символов. -Брахма первым из божеств предстал перед Буддой с золотым колесом для проповеди учения.
Оно стало называться «Колесо Дхармы». Его вращение символизирует проповедь Учения Будды, несущее освобождение всем живым существам. Обычно изображается с восемью спицами, которые обозначают «Благородный Восьмеричный Путь» Будды: 1. Правильное воззрение. 2. Правильное мышление. 3. Правильная речь. 4. Правильное поведение. 5. Правильный образ жизни. 6. Правильное усилие. 7. Правильное осознание. 8. Правильное созерцание. -Небесное божество Индра принёс в дар белую раковину, закрученную по часовой стрелке, как украшение для ушей Будды. Символизирует звук учений Будды, свободно распространяющихся повсюду.
-Земное божество Ставара – драгоценный сосуд, полный бессмертия, — символ долгой жизни и здоровья, богатства и благосостояния.
Другие божества преподнесли Будде: Золотых рыбок – символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения. Цветок лотоса – символ духовной чистоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет чистым. Подобно этому существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие благородное учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений.
Знамя победы – символ означает знак победы учения над неведением.
Бесконечный узел – для одних он является бесконечным круговоротом бытия. Для других – символом вечности, для третьих – знаком неисчерпаемых знаний Будды. Также Бесконечный узел – это знак взаимозависимости всех событий во Вселенной и сложной взаимосвязи между состраданием и мудростью в процессе достижения Просветления.
Благой зонт. Как обычный зонтик, защищает от солнца и дождя, так и этот символ олицетворяет защиту от трудностей на пути самосовершенствования, а так же оберегает от страданий.
-Ребята, сейчас мы с вами поработаем в парах. -У каждой пары на парте лежит текст, прочтите его и ответьте на вопросы. 1 пара.
Вопросы: 1.Что такое ступы?
2.Чем ступа является в буддизме?
-На некоторых ступах встречаются изображения львов, символизирующих защиту учения. -А также слоны, почитается как символ духовного знания и стабильности. 2 пара.
Вопросы: 1.Что символизируют зажжённые лампы?
2.Что просят верующие возжигая светильник.
3 пара.
Вопросы: 1.Что служило одеянием для последователей Будды? 2.Желтый цвет знак чего? Он символ? |
Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157
Внимательно слушают учителя.
-Ступы – специальные сооружения, в которых находятся останки святых людей и предметы, связанные с их жизнью.
-В буддизме ступа является символом Будды и его учения.
-Зажжённые лампы символизируют свет учения буддизма.
-Возжигая светильник, верующие просят Будду рассеять тьму.
|
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
П
П
П
П |
Интерактивная доска (слайд7)
Интерактивная доска (слайд8)
Интерактивная доска (слайд9)
Интерактивная доска (слайд 11)
Интерактивная доска (слайд 12)
Интерактивная доска (слайд 13)
Интерактивная доска (слайд 14)
Интерактивная доска (слайд 15)
Интерактивная доска (слайд 16)
Интерактивная доска (слайд 17)
Интерактивная доска (слайд 18)
Интерактивная доска (слайд 19)
Интерактивная доска (слайд 20)
|
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
|
|
Р – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности К – умение выражать свои мысли; умение слушать и понимать речь других; П – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
Р – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности К – умение выражать свои мысли; умение слушать и понимать речь других; П – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
Р – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности К – умение выражать свои мысли; умение слушать и понимать речь других; П – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
Р – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности К – умение выражать свои мысли; умение слушать и понимать речь других; П – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
|
Интерес к изучению темы; умение выражать свои эмоции и чувства. Умение осознавать ответственность за общее дело.
Интерес к изучению темы; умение выражать свои эмоции и чувства. Умение осознавать ответственность за общее дело.
Интерес к изучению темы; умение выражать свои эмоции и чувства. Умение осознавать ответственность за общее дело.
Интерес к изучению темы; умение выражать свои эмоции и чувства. Умение осознавать ответственность за общее дело.
Интерес к изучению темы; умение выражать свои эмоции и чувства. Умение осознавать ответственность за общее дело.
Интерес к изучению темы; умение выражать свои эмоции и чувства. Умение осознавать ответственность за общее дело.
Интерес к изучению темы; умение выражать свои эмоции и чувства. Умение осознавать ответственность за общее дело.
Интерес к изучению темы; умение выражать свои эмоции и чувства. Умение осознавать ответственность за общее дело.
|
4.Закрепление изученного материала. |
Содействовать первичному закреплению полученных знаний. |
Словесный: слово учителя
Практический |
-Молодцы ребята. А сейчас мы с вами закрепим наши знания. -У вас на столах лежат карточки с тестовыми заданиями, выполните их самостоятельно. -Проверим. -Задания в Лёнингапс. |
|
И
К |
Документ-камера Интерактивная доска (слайд 21) |
Взаимоконтроль |
|
П – умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
|
Умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат. |
5.Подведение итогов.
|
Содействовать развитию умения соотносить свои действия с плани- руемыми результатами. |
Словесный: беседа.
Словесный: беседа.
Словесный: беседа.
Словесный: беседа.
Приём «Эмоциональная рефлексия» |
-Ребята, какова была тема нашего урока?
-Какую цель мы с вами ставили в начале урока?
-Мы её достигли? -А что нам помогло для её достижения?
-Что вам понравилось больше всего на уроке? -Что не понравилось?
-А сейчас я вам предлагаю оценить урок, свою деятельность. -Поднимите соответствующий смайл. -Урок окончен. До свидания! |
-Тема нашего урока была «Буддийские символы».
-Познакомиться с буддийскими символами.
-Да.
-Чтение информации, выполнение различных упражнений.
-Отвечать на вопросы, выполнять задания в парах, выполнять задания на доске и т.п. |
Ф
Ф
Ф
И
Ф |
Интерактивная доска (слайд 22)
Интерактивная доска (слайд 23)
Интерактивная доска (слайд 24) |
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Самоконтроль |
|
Р – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
Умение сравнивать свои оценки с оценками других.
Умение сравнивать свои оценки с оценками других.
|