Конспект урока по предмету «Прикладноетворчество» в ДШИ.
2 класс. I четверть.8урок.
«Полхов-майданская роспись».
Автор: Казакова Анна Валерьевна.
Место работы: МКУ ДО «Обуховская детская школаискусств».
Должность: преподаватель.
Тема:«Полхов-майданскаяроспись».
Цель: выполнить элементы помотивам полхов-майданской росписи.
Задачи:
-повторитьособенности, технологию, ассортимент изделий полхов-майданской росписи подереву;
-упражнятьв рисовании элементов росписи на основе традиционных приёмов и по образцамросписи;
-учитьпередавать в работе характерные особенности полхов-майданской росписи,сравнивая свою работу с образцами росписи;
-развиватьнаблюдательность, творческое воображение, умение видеть свои ошибки иисправлять их;
-развиватьмелкую мускулатуру рук, координацию движений;
-воспитыватьаккуратность, терпение, уважение к труду мастера, эстетический вкус.
Оборудование: пед.образцы, иллюстрации, изображения элементов росписи тетрадь, графитныйкарандаш, ластики, альбом, кисти, гуашь, палитра, баночки для воды.
Литература:
Детям о народном искусстве: Учебн.-нагляд. пособие длядетей дошк. возраста./А.А. Грибовская – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 64с.: ил.
Изобразительное искусство. Основыдекоративно-прикладного искусства. 2-ой класс одиннадцатилетнейобщеобразовательной школы. Альбом, 4.2 /Т.Я. Шпикалова, Е.В. Алексеева, Н.Н.Алфёрова и др. – М.: Мозаика-Синтез, 1997. – 40 с.
Серия наглядно-дидактических пособий «Мир вкартинках». – М.: Мозаика-Синтез;
Серия рабочих тетрадей по основам народного искусства«Основы народного и декоративно-прикладного искусства». – М.: Мозаика-Синтез.
Ход урока.
I. Организационныймомент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II.Повторение изученного.
— Ребята, с какой росписью вы начали знакомиться вэтом году?
— Расскажите последовательность изготовления изделий.
— Перечислите расписные изделия Полховского Майдана.
— Расскажите, в каком порядке вы рисовали веточку.
III. Практическаяработа.
На этом уроке мы будем учиться рисовать птиц.
Карандашный рисунок выполним вместе: я на доске, а выв альбоме. А красками вы будете рисовать самостоятельно, рассматриваяиллюстрации росписи. (* Сначалапреподаватель показывает и поясняет этап, затем его выполняют учащиеся).
Первую птицу нарисуем головкой влево, а вторую –зеркально и почти самостоятельно.
1. Птица, смотрящая влево.
1. Карандашом сверху вниз плавно проведите линию шеи игрудки, затем загните вправо – это будет живот.
2. От начала нарисуйте полукругом вправо голову и чутьпродлите на спинку.
3. О головы отступите вправо и вверх, поставьте точку– начало ближнего крыла.
4. Проведите влево вниз чуть прогнутую плавную линию изавершите её немного спинки полукругом – это передняя часть крыла.
5. От верхней точки плавной длинной дугой с изгибомвправо наметьте заднюю часть крыла. Затем по разметке нарисуйте 3-4 небольшиедуги – перья. Сотрите разметку.
6. От начала ближнего крыла отступите влево и немноговниз, поставьте точку – начало дальнего крыла.
7. Плавной дугой сверху вниз нарисуйте переднюю частькрыла, закончив линию в месте соединения спинки с ближним крылом. Проверьтепропорции.
8. Двумя или одной дугой нарисуйте перья, закончив ихна переднем крае ближнего крыла, примерно на уровне головы птицы
9. Острым уголком нарисуйте клюв.
10. Тремя переходящими друг в друга маленькими полукругами-скобкамизавершите тело птицы чуть дальше края переднего крыла. Проверьте пропорции.
11. Нарисуйте хвост птицы из элементов, напоминающихлепестки цветка: у тела – 2 элемента, а от их верхнего и нижнего краёв ещё 3более крупных элемента.
12. Двумя соприкасающимися полукругами выполните бёдраптицы.
13. Ножки рисуйте в несколько движений. От бедракороткая линия вниз (прямо или чуть наклонно назад), затем плавная линия вперёди чуть вниз, завершающаяся закруглением-коготком. Далее короткими закруглённымиштрихами нарисуйте ещё 2 коготка. Так же выполните вторую ножку.
14. На голове нарисуйте гребень из 3-4 полукруглыхэлементов.
15. Посередине головки и чуть выше клюва нарисуйтекружком глаз.
16. Залейте всю птицу, кроме ножек жёлтой краской.
17. Влейте синий, чтобы получить зелёный.
18. По высохшему жёлтому цвету выполните вливаниемалинового.
19. Чёрной краской выполните контурировку иразживлялки.
2. Птица, смотрящая вправо.
Тело, голову, ноги птицы рисуются так же, как у первойптицы, только зеркально.
Крылья могут быть сложенными, тогда видно только однокрыло. Его основание чуть выше спинки, а конец заострён и чуть приподнят вверх,нижний край показан двумя дугами-перьями.
Можно нарисовать крылья, не поднятые вертикально, каку первой птицы, а расположенные горизонтально. Они короче, но также имеютзаострённые концы и дуги-перья.
Хвост состоит из элементов, напоминающих лепестки ипереходящих один в другой.
Гребень состоит из полукруглых элементов или изэлементов, напоминающих лепестки.
Раскрасьте птицу по этапам.
* Если ребёнок быстро выполнил работу, он может нарисоватьтретью птицу самостоятельно (только карандашом или в цвете).
IV. Итог.
Выставка работ (все работы учащиеся выкладывают наодин стол).
— Какой элемент росписи вы сегодня рисовали?
— Каков порядок рисования птицы?
— Посмотрите, какая птица вам нравится? Почему?
Анализ работ. Критерии оценки: близость формыэлементов образцу, соблюдение последовательности росписи, самостоятельность,аккуратность.
Выставление оценок за работу на уроке.
V. Домашнеезадание.
Повторить сюжеты и технологию росписи.
