Конспект открытого урока попредмету
«Русский язык» в 4 «А» классе(5-ый год обучения)
Тема: Склонения имен существительных
Цель: Формирование умения определятьсклонение имён существительных
Задачи:1. Формироватьумение распознавать тип склонения имён существительных по совокупностипризнаков (род, окончание в именительном падеже)
2.Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, произвольноевнимание;
3.Развивать национальное самосознание, любовь к родной земле или традициям впроцессе выполнения упражнений
Оборудование: мультимедиас презентацией, доска, тетради, ручки, простой карандаши, наглядный материал,карточки с заданиями
Ходзанятия:
I.Организационныймомент:
— Доброе утро!
Ребята, какой у нас сейчас урок? (русскийязык). Который по счету? Что мы делаем на уроке русского языка? Какое сегоднячисло? (24 ноября). Да правильно. Сегодня 24 ноября.
Проверь,дружок,
Готовли ты начать урок?
Всёли на месте, всё ль в порядке:
Книжка,ручка и тетрадка?
-Посмотрите друг надруга и улыбнитесь. Улыбнитесь мне, а я-вам!
— Желаю успехов вам науроке!
За каждое правильно выполненное задание выбудете получать элемент пазла, а в конце, если хорошо поработаете — у васполучится целый пазл.
II.Основнаячасть:
1. Проверка домашнего задания.
Откройте тетради, я пройду и посмотрюналичие домашнего задания. Хорошо.
2.2 Минуткачистописания. Словарная работа
Теперьоткройте тетради и запишите число, классная работа.
Урокрусского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописаниямы будем прописывать букву, но какую – нам нужно угадать, так как тучка закрылакарточку с буквой.
-Посмотрите на тучку и скажите, как вы думаете, какую букву мы будемпрописывать? Почему? (Рр)
-Откройте тетради и пропишите по образцу букву Рр.
Дальшепрописываем словосочетание с этой буквой
Ар,ор, ур, ир………
Запишитесловарные слова: троллейбус, государство, карман, директор, грамота. Обязательнопоставьте ударение и подчеркните буквы!
Высправились с минуткой чистописание и получаете первый элемент пазла.
3.Актуализация знаний (кроссворд)
Скажитепожалуйста, какой частью речи являются эти слова?
Правильно,данные слова являются существительными
Ребята,давайте вспомним, а что такое существительное?
Имя существительное –огромная страна, И нами лишьчастично изучена она. Сегодняна уроке мы продолжим исследовать имя существительное, будем открывать новыезнания. Узнаем, что-то новое об этой части речи.
Чтобыузнать тему нашего сегодняшнего урока, нам нужно разгадать кроссворд.
Каждомупо очереди я буду задавать вопрос, вы должны ответить. Дальше вы выходите ипишите маркером полученное слово.
1. У существительных оно может бытьединственное и множественное.
2. Самая главная часть в слове. В нейзаключено общее лексическое значение всех родственных слов
3. Каким членом предложения является имясуществительное в именительном падеже?
4. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего
5. Имя существительное, называющее живойпредмет и отвечающее на вопрос кто?
6. Что обозначает имя существительное?
7. Слова, которые нельзя проверить, а можнолишь запомнить или проверить по словарю
8. Изменяемая часть слова, которая служит длясвязи слов в предложении. Стоит после корня или суффикса.
9. Сколько падежей у существительного?
Повертикале у нас получилось слово склонение. (дети получают второй элементпазла)
Темойнашего сегодняшнего урока будет три склонения имён существительных
4. Правила
(Учитель объясняет иодновременно тема транслируется на слайдах)
Существительные бывают 1,2 и 3-го склонения:
К первому склонениюотносятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я вименительном падеже, единственного числа
Например: вода, дядя, земля.
Ко второму склонениюотносятся существительные мужского рода с нулевым окончанием — и среднего родас окончаниями -о, -е в именительном падеже, единственного числа
Например: стол , конь , трамвай , яблоко, поле.
К третьему склонениюотносятся существительные женского рода с нулевым окончанием (с мягким знаком наконце) в именительном падеже, единственного числа
Например: лошадь , степь , рожь , радость , ночь .
Чтобы определить склонение имён существительных в И. п. надо:
1. Определить род именсуществительных
2. Выделить окончание
3. По роду и окончанию определяемсклонение
5. Физкультминутка
Сделаем физкультминутку. Стали все возле своих парт.
(Капитанкраб)
Молодцы ребята, вы очень старались повторять вседвижения, поэтом получаете ещё один элемент
6. Домики (задание надоске)
Ребята, посмотрите пожалуйстана доску. Перед вами три домиками. Нам нужно распределить существительные в тридомика
В первом домике будутжить существительные 1-го склонение
Во втором домикесуществительные второго склонение
В третьем домикесуществительные третьего склонение
Я буду каждого вызывать кдоске, вы подходите, берёте карточку со словом, читаете это слово и крепите кнужному домику. Обязательно нужно объяснить почему вы так решили. Всем всёпонятно?
Слова: Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыша, дядя,старость, солнце, рыба, букварь, капля, облако, рожь, честь, дорога, полночь
(Дети получают четвёртый элемент)
7. Игра «Четвёртый лишний» (задание в группах)
Найди в каждой строке лишнее словои выдели его.
Мелочь, дочь, ночь, конь Весна, река, стекло, книга Солнце, яйцо, колесо, честь Кирпич, мышь, сторож, луч, дядя, добро, юноша, папа |
(Дети получают пятый элемент пазла)
8. Задание в учебнике (индивидуальное)
Откройте учебники на странице 111, упражнение 182
Подберите к каждой тройкеприлагательных подходящее по смыслу существительное. Запишите именасуществительные. Обозначьте у них окончания. определите склонение.
Яркое, ласковое, весеннее— … . (солнце)
Стройный, красивый,высокий — (тополь)… .
Дальняя, крутая, трудная— … . (дорога)
Мягкий, тёплый, пушистый— . (плед)… .
Шустрая, серая, маленькая— …. .(мышь)
(Дети получают последнийэлемент пазла)
9.Дополнительное задание
Подберитеи запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
отец- ______________ неправда-___________
деревня- ____________ зной- ______________
везение-______________ луна-_______________
III.Заключительная часть
Рефлексия.
Ребята, давайте с вамипосмотрим на доску? Что у нас получилось? (Карта Республики Беларуси). Правильно,ребята скажите пожалуйста, а какой город является столицей нашей республики? Ачто является государственной символикой?
Наэтом наш урок заканчивается.
1. Рефлексия: На уроке я узнал…..Мне на урокепонравилось ….Мне показалось трудным
2. Оценивание деятельности детей на уроке скомментированием.
3. Домашнее задание: задание накарточках
Запишите слова в три столбика.
Книжка,матрешка, братишка, берег, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, ночь,восход, дядя, сияние.
1-е скл. |
2-е скл. |
3-е скл. |
|
|
|
