Урок развитияречи
Тема урока: Составление сказки о подснежнике.
Цели:Формировать у учащихся умения составлять сказки, образномысля; воспитывать у них чувства любви ибережливости к природе, способности наблюдать за ней, слышать все проявляющие вней звуки и запахи, видеть ее краски, учить образно и красиво о ней говорить; обогащение словарного запаса учащихся ; развивать воображение творческиевозможности детей.
Оборудование:Рисунки с изображением весенних цветов, рисунки детей.
Ходурока
I.Организационный момент:
Прозвенелзвонок веселый, мы начать урок готовы!
Будемслушать, рассуждать и друг другу помогать!
Вводнаябеседа: Какое сейчасвремя года?
Шагаеткрасавица, легко земли касается. Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку. (Весна)
Асколько месяцев у Весны? Назовите.
Угадайтео каком месяце эта загадка?
Яростнорека ревет и разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, Ав лесу медведьпроснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель)
А с чем же к нам пришел апрель? (C цветами)
II Подготовка ксоставлению сказки о подснежнике.
1. Когда наконец-то растаялснег, и земля, облегчённо вздохнув, парует, будто от счастья, под нежнымсолнцем появляются первые весенние цветы. Они пробиваются сквозь плотный коверпрошлогодних листьев, стремясь к новойжизни… А какие из этих робких звездочек в траве известны вам? Предлагаю отгадать загадки о первых весеннихцветах. Готовы проверить свои знания?
1. Фиолетовый цветочек, мягкийбархатный листочек. Ночью нежный ароматнаполняет лес и сад. (Фиалки.) 2. Нам запах свежести лесной приносит позднею весной цветок душистый, нежный, из кисти белоснежной. (Ландыш)
3. Синенькийзвонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
4. Желтый, белый, голубой на земле растут пустой … . У весны есть фокусы: распустились …крокусы.
5. Я травянистое растение с цветком сиреневогоцвета. . Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис)
6. Горел в траве росистой фонарик золотой. Потомпомерк, потух и . превратился впух. (Одуванчик)
7. Первым вылез из землицы на проталинке. . Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
8. Из- под снега расцветает, раньше всех весну встречает.
2.Беседа:
А) Почему мы не видели подснежников зимой?
Где они были? Почему они проросли весной?
Выводыбеседы по ответам : Зимой холодно, земля промёрзла и подснежники не могли вырасти. В ЗЕМЛЕ, ЗАЩИЩЕННОЙ СНЕГОМ,НАХОДИЛСЯ КОРЕНЬ-ЛУКОВИЦА. ВЕСНОЙ, КОГДА ПРИГРЕЛО СОЛНЫШКО, СНЕГ РАСТАЯЛ И ПОДСНЕЖНИКИ НАЧАЛИ ПРОБИВАТЬСЯ ИЗ-ПОД СНЕГА.
Б) Рассматриваем картинки весенних цветов и живой цветок-описываем подснежник.
Словарная работа.
Уподснежника длинные листочки, которые тянутся к солнцу, нежные голубые цветы.Они не имеют запаха. Корень-луковичка. Цветочек имеет шесть лепестков.
В) Зачитываю стихотворение о подснежнике.
(С. Маршак «Круглый год» Апрель.) Физкультурнаяминутка. Под муз. сопровождение. В результате работы дети рассуждают: Зимой подснежник спал, ему снилась весна. Цветочки у него похожи на голубыеглазки, длинные зеленые листочки похожи на детскиеручонки. Ребята, представьте себе, что подснежник-маленький мальчик. У него есть глаза, руки. Он чувствует тепло и холод, умеетговорить.
lll Работа над составлением сказки.
Коллективноесоставление сказки. Как начинается сказка? С каких слов?
Словарнаяработа.
Жил да был маленький мальчик подснежник. Зимой он спал в промерзлой земле иему от этого было очень холодно.
Однажды приснилась ему весна…
Что же случилось однажды?
Пригрело солнышко. Растаял снег. Подснежнику сталотепло…
Что тогда сделал подснежник?
Он вылез из-под земли…
Что вы делаете, когда, проснувшись,лежите с закрытыми глазами?
(Потягиваемся)
Может быть, и подснежник тожепотянулся.
И потянулся. Его зелёные ручки тоже вылезли из-подземли.
Что он подумал?
Весна пришла. И он вылез на поверхность и раскрыл своибольшие голубые глаза. Посмотрел на чистое небо, на ясное солнце, веселозасмеялся и сказал: «Здравствуй, весна.»
Выставка детских рисунков на тему«Весенние цветы и их охрана»
IV Итоги урока.
Чтобольше всего вам понравилось на уроке? Почемумы все должны охранять родную природу?