Предмет:Родной (русский) язык
Учитель:Веджатова Е. А.
Класс:1-А
Дата:
Тема урока: Словосочетанияв русском языке
Цель:познакомить детей с первыми книгами.
Планируемыерезультаты: учащиеся узнают, как выглядели первыекнижные тексты; научатся выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делатьумозаключения, применять полученные ранее знания в измененных условиях, слушатьсобеседника и вести диалог.
Оборудование:рисунки бересты, церы, писала, пергамента, пера; альбомный лист, карандаши,фломастеры; карточки с заданием, оценочная лента «Светофор».
Хо д у р о к а
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний
1. Беседа
(На доске висятрисунки бересты, церы, писала, пергамента, пера.)
– Посмотрите нарисунки. Как называются предметы, изображенные на них? Что вы можете рассказатьоб этих предметах?
2. Филворд
(Заданиеповышенной сложности.)
– Найдите на полес буквами шесть слов по теме «Как писали в старину». Соединяйте буквыгоризонтальной и вертикальной линиями. Линии могут изгибаться. Первое слово
показано.
П И С А Л Ч Е Р
П Е Р Г О А И Н
Н Е М А С Т Л А
Т Р Ы Р Е А Т О
Ц Е Б Е Г Р А М
(Ответ. Писало,пергамент, церы, береста, чернила, грамота.)
III. Мотивацияучебной деятельности
– Откройтеучебник на с. 67.
– Рассмотритерисунки. Что на них изображено? (Береста, берестяная грамота, рукописная книга,перо, чернильница с чернилами.)
– Что вы можетерассказать об этих предметах? (Примерный ответ. Люди писали на бересте. Записи,сделанные на бересте, назывались «берестяные грамоты». После появления бумагистали переписывать книги от руки. Их называли рукописными. Писали пером,которое обмакивали в чернила.)
Сегодня на урокемы узнаем, как выглядели первые рукописные книги.
IV. Работа по темеурока
(Выполняетсяколлективно.)
Упр. 4 (с. 67–68).
– Прочитайтезадание. Как вы поняли, что нужно сделать?
(Рассмотретьстраницу рукописной книги и сравнить ее со страницей современных книг.)
(Работа в парах.Проверка.)
– Какиеособенности рукописной книги вы заметили? (Нет предложений. Стоят запятые, ивсе слова написаны с маленькой буквы, кроме одной.)
Физкультминутка
V. Закреплениеизученного материала
Рубрика «Изистории языка» (с. 68)
– Прочитайтетекст самостоятельно.
– Что такоебуквица? (Буква, которая начинала текст или его часть. Она была большая икрасивая.)
– Что такоезаставка? (Рисунок в начале книги или главы шириной во всю страницу.)
Упр. 7 (с. 70).
(Ученики рисуютбуквицу. Проверка – выставка букв.)
VII. Рефлексия
Работа покарточкам
(Самостоятельноевыполнение.)
– Соедини линиейслово с его значением.
Красная строка Остраяпалочка для письма на бересте
Буквица Деревянныедощечки, покрытые воском
Церы Отступот начала строки, где писалась буквица
Пергамент Большаякрасивая буква в начале строки
Писало Выделаннаякожа животных, на которой писали
– Оцените себя спомощью ленты «Светофор».
VII. Подведениеитогов урока
– Какие знания изистории родного языка вы получили на уроке?
– Что васпоразило в рукописных книгах?
